Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды






Существуют важные частные случаи формирования участниками торговой системы своей экономической выгоды при различных соотношениях совокупного финансового ресурса производителей и совокупного дохода потребителей, определяемых на основе цен: совершенная конкуренция, когда ни один из субъектов рынка не может повлиять своими действиями на систему цен спроса и предложения, поэтому цены на товары выступают в моделях как экзогенные величины; несовершенная конкуренция, когда производители, являясь монополистами, формируют цены предложения так, чтобы рентабельность производства была не ниже обусловленной; посредник формирует отпускные цены, используя фиксированный процент надбавки.

При решении этих задач существенные значения имеют следующие соотношения между I и G.

1) Совокупный доход потребителей и доход производителей равны между собой: I = G, или

В данном случае при естественных предположениях относительно функций спроса и предложения система уравнений (10.2) и (10.13)дает возможность определить равновесную систему цен и , таких, что = (j = ) с точностью до постоянного множителя, т.е. систему относительных цен. Вместе с тем деятельность посредника на таком рынке не принесет ему экономической выгоды.

Рассмотрим следующий пример рынка двух товаров с посредником.

Рассмотрим следующие случаи:

Из первого уравнения равновесия имеем p 1 = 0, 26077 , а из второго - p 2=0, 08944 .

Если I = 1 000 000 ден. ед., то цены p 1=260, 77, а p 2= 89, 44.

Производство первого продукта = 2607, 7, второго - = 3577, 7.

Закупки потребителей:

= 1840, 7; = 1341, 7; = 767, 0; = 2236, 0.

Доходы участников рынка: G = I = 1 000 000 и R = I - G = 0.

2) Совокупный доход потребителей и доход производителей не равны между собой: I G.

В этом случае, как отмечалось выше, доход посредника определяется разностью: R = I - G.

При этом систему уравнений (10.5) необходимо дополнить другими условиями поведения субъектов на рынке, позволяющими определить систему цен и

а) I G. Случай совершенной конкуренции, когда ни один из субъектов рынка не может повлиять своими действиями на систему цен, и поэтому цены и на товары j выступают в моделях участников как экзогенные величины.

Допустим для определенности, что на рынке товаров сложились следующие цены для производителей = 250 и = 80. Тогда из условия равновесия имеем:

и

Производство первого продукта составит: = 2500, а второго - = 3200. Соответствующие закупки потребителей будут равны:

= 1764, 8, = 1200, = 735, 2, = 2000.

Совокупный доход производителей:

G = 250 х 2500 + 80 х 3200 = 881 000.

Доход посредника: R = 119 000.

б) I G. Случай несовершенной конкуренции, когда производители могут оказывать непосредственное влияние на цены.

Допустим в данном примере, что производители являются монополистами в производстве товаров, формируют цены из соображений разумной рентабельности так, что не могут начать поставлять продукцию по цене ниже обусловленной рентабельности . Поэтому для первого производителя имеем:

- 1 .

Положим, что требуемый уровень рентабельности составляет 20%, т.е. = 0, 2. Используя, что оптимальный выпуск производителя с ценой товара связан соотношением q = 10 p 1, получим:

-1= - 1 0, 2.

Или 65 000, т.е. p 1 2 54, 95. Это минимальная цена первого товара, обеспечивающая для производителя рентабельность 20%.

Поэтому можно принять, что = 255. Аналогично для второго производителя имеем:

- 1 0, 2.

Так как q = 40 p 2, получим: 1, 2 или 0, 6, 0, 4 3000, 7500, p 2 86, 6.

Это минимальная цена второго товара, обусловливающая для второго производителя рентабельность 20%.

Выбираем = 87. Тогда из условий равновесия = 266, 6, = 91, 9.

Производство продуктов: = 2550, = 3482.

Закупки потребителей:

= 1800, = 1305, 7, = 750, = 2176, 3.

Совокупный доход потребителей:

G = 650 250 + 302 934 = 953 184.

Доход посредника в этом случае составит:

R = I - G - 46 816.

в) I G. Посредник формирует отпускные цены, используя фиксированный процент надбавки на все товары.

Свободные отпускные цены на продукцию устанавливаются исходя из конъюнктуры рынка, качества и потребительских свойств продукции. Посреднические организации при реализации товара от производителя до потребителя для покрытия своих расходов и получения необходимого уровня прибыли применяют оптовые надбавки и снабженческо-сбытовые надбавки. «В снабженческо-сбытовых надбавках учитываются расходы по закупке, хранению, комплектации, подсортировке, фасовке, транспортировке и реализации продукции...»[17] Формирование цен посреднических организаций производится с учетом цен закупки, снабженческо-сбытовой надбавки и налога на добавленную стоимость.

Посредник, чтобы получить отпускную цену для потребителя, каждый раз набавляет 15%. Тогда:

= 243, 17, = =83, 40, и =1, 15х =279, 65, =1, 15х =95, 92.

Производство продуктов:

= 2431, 7, = 3336.

Закупки потребителей:

= 1716, 5, = 1251, = 715, 2, = 2085.

Совокупный доход производителей:

G = 591 316, 5 + 278 222, 4 = 869 538, 9.

Доход посредника:

R - I - G = 0, 15; G = 130 461, 1.

Контрольные вопросы

1. Расскажите о роли цены в процессе формирования экономической выгоды производителя, посредника и потребителя.

2. В чем состоит особенность поиска области допустимых компромиссов при известных параметрах цен спроса, предложения и объемов рыночных сделок?

3. Как через систему цен определяются функции спроса и предложения?

4. Каким образом взаимосвязаны совокупный доход потребителей и совокупный финансовый ресурс производителей с системой цен?

5. Раскройте взаимосвязь цен с экономической выгодой посредника.

6. Охарактеризуйте процесс определения цен предложения и объемов рыночных сделок на основе заданных величин цен спроса.

7. Перечислите этапы определения экономической выгоды производителя, посредника и потребителя, определяемой исходя из известных цен спроса.

8. Осветите процесс определения цен спроса и объемов рыночных сделок на основе заданных величин цен предложения.

9. Перечислите этапы определения экономической выгоды производителя, посредника и потребителя, определяемой исходя из известных цен предложения.

10. Расскажите о процессе определения цен спроса - и на основе заданных величин - предложения объемов рыночных сделок.

11. Перечислите этапы определения экономической выгоды производителя, посредника и потребителя, определяемой исходя из известных объемов рыночных сделок.

12. Как отражается на экономической выгоде посредника равенство совокупного дохода потребителей и совокупного финансового ресурса производителей?

13. Расскажите об особенностях формирования экономической выгоды хозяйствующих субъектов в условиях совершенно конкурентного рынка, когда цены выступают как экзогенные величины.

14. Осветите особенности формирования экономической выгоды хозяйствующих субъектов в условиях рынков несовершенной конкуренции, когда цены выступают как эндогенные величины.

15. Как отражается на экономической выгоде хозяйствующих субъектов ситуация, в которой посредник формирует отпускные цены, используя фиксированный процент надбавки на товары?

Тесты

1.За счет разности цен покупки товара и его продажи, а также исходя из объема продаж с учетом затрат на осуществление деятельности формируется экономическая выгода:

а) производителя;

б) посредника;

в) потребителя.

2. Представляет собой разницу между суммой продаж продукции в объеме по цене и затратами на ее производство экономическая выгода:

а) производителя;

б) посредника;

в) потребителя.

3. Является разницей между пользой, которую хозяйствующий субъект получает от использования у себя товара, приобретая его по цене , в количестве , и суммой затрат на его приобретение и эксплуатацию экономическая выгода:

а) производителя;

б) посредника;

в) потребителя.

4. Укажите причины, по которым дисбаланс спроса и предложения не выгоден ни одному из участников этой экономической системы:

а) непроданные товары убыточны для производителя;

б) ускоряется изменение потребительских предпочтений;

в) равновесная цена формируется в условиях более короткого жизненного цикла товаров;

г) нехватка товаров снижает доходы посредника и потребителя.

5. Условие равновесия спроса и предложения, способствующее установлению равновесных цен, записывается как:

а) , j = ;

б) = , j = ;

в) = -, j = .

6. От системы цен (), по которым товары закупаются у посредника, и от доходов потребителей (I k)зависят:

а) функции цен;

б) функции спроса;

в) функции предложения;

г) функции товарного рынка.

7. Определяются через систему цен (), по которым товары поставляются производителями посреднику, и финансовый ресурс производителя (G i):

а) функции цен;

б) функции спроса;

в) функции предложения;

г) функции товарного рынка.

8. Экономическая выгода посредника определяется как:

а) R = ;

б) R = ,;

в) R =

9. Параметры рынка , и q связаны между собой так, что при известном значении можно найти:

а) q;

б) и q;

в)

10. Параметры рынка , и q связаны между собой так, что при известном значении можно найти:

а) и q;

б) q;

в) .

11. Параметры рынка , и q связаны между собой так, что при известном значении q можно найти:

а) ;

б) , ;

в) .

12. При равенстве совокупного дохода потребителей и дохода производителей, дающем возможность определить равновесную систему цен, деятельность посредника на таком рынке:

а) будет убыточной;

б) принесет сверхприбыль;

в) будет компенсировать равенство доходов потребителей и производителей;

г) не принесет экономической выгоды.

13. В условиях совершенной конкуренции, когда ни один из субъектов рынка не может повлиять своими действиями на систему цен, цены и на товары j:

а) выступают в моделях участников как экзогенные величины;

б) зависят от государственной политики;

в) приводят к неравенству совокупного дохода потребителей и дохода производителей;

г) приводят к равенству совокупного дохода потребителей и дохода производителей.

14. В условиях несовершенной конкуренции, когда производители могут оказывать непосредственное влияние на систему цен,

цены на товары j:

а) выступают в моделях участников как эндогенные величины;

б) зависят от государственной политики;

в) приводят к неравенству совокупного дохода потребителей и дохода производителей;

г) приводят к равенству совокупного дохода потребителей и дохода производителей.

15. В том случае, когда посредник формирует цены, используя фиксированный процент надбавки на все товары, он:

а) стремится к достижению безубыточности;

б) получает прибыль;

в) получает убыток;

г) не имеет экономической выгоды от сделок.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.021 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал