Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Fnaaa 4. Внимание, память, воображение. Разобрав беспредметное действие по частям, нельзя на этом остановиться






Разобрав беспредметное действие по частям, нельзя на этом остановиться. Путем многократного повторения необходимо довести его до полной автоматичности, чтобы обращаться с «пустышкой» точно так же, как с реальным предметом, с та­кой же легкостью и непринужденностью, при минимальной затрате внимания. Необходимо бескомпромиссно проделать путь от сознательного овладения логикой действия до под­сознательного его выполнения. Только при этом условии нач­нется процесс творчества. Знакомая логика и привычные мы­шечные ощущения будут рефлекторно извлекать из архива нашей памяти все новые характерные подробности исполняе­мого действия и толкать на экспромты.

Следующий этап работы над беспредметными действия­ми заключается в том, чтобы ответить на вопросы: для чего и почему я выполняю это действие? Технически отработан­ное действие (например, выпить стакан воды) должно по­степенно обрасти теми или иными «если бы», предлагаемы­ми обстоятельствами. В идеале они должны рождаться сами собой по ассоциации с испытанным, или подсмотренным в жизни, или прочитанным в книгах. Можно выпить воду по­тому, что мучает жажда, или пересохло в горле во время доклада, или чтобы запить лекарство и т. п. Вода может превратиться то в лекарство, то в вино, то в горячий чай, то в отраву.

Отработанное действие надо уметь выполнять в различных обстоятельствах, меняющих характер и окраску действия, но оставляющих его логику и последовательность почти без из­менений.

Если на первом этапе освоения действия не только не сле­дует бояться излишней его детализации, а наоборот, по выра­жению Станиславского, добираться до «ультранатурализма», то при дальнейшей отработке упражнения необходимо выде­лить все типичные, характерные детали и отсеять случайное, лишнее, мешающее. Этот процесс отбора происходит попутно с уточнением предлагаемых обстоятельств, вносящих допол­нительную конкретизацию действия.

■ V* -> е#—143


" Как стать актером

Например, тарелку на стол можно поставить так, что пред­мет делается неопределенным и теряет свои свойства, или, наоборот, обращение с предметом выявляет его форму и осо­бенности.

Если стол накрывает официантка в ресторане, желающая поскорее отделаться от посетителей, — возникнут одни ха­рактерные детали, если хозяйка готовится к встрече дорогого гостя — другие. Между уточнением предлагаемых обстоя­тельств и отбором типичных действий обнаруживается прямая связь.

Работа над упражнениями с воображаемыми предметами и доведение их до этюда проходит через следующие этапы:

1) Овладение техникой самого беспредметного действия, например писание письма, т. е. обращение с бумагой, ручкой, чернилами и т. д. Тщательное изучение логики и последовательности каждой мельчайшей составной частицы действия и всего процесса действия в целом.

2) Доведение техники обращения с воображаемыми предметами до совершенства. Постепенный переход от сознательных усилий воли к автоматичности действия.

3) Постановка вопросов: кому и почему пишется письмо. При этом интереснее взять любовное признание, чем, например, снятие копии с деловой бумаги. Первое при­водит к более интересной логике и создает препятствия, которые не возникают во втором случае.

Если пишется любовное письмо, то логика действия ос­ложняется мучительными поисками нужных слов, бесконеч­ными переделками, уничтожением написанного и писанием заново. И в этом случае не бумага, перо, чернильница, а лицо, которому адресуется письмо, становится главным объектом. Немой разговор с воображаемым партнером составляет те­перь основу логики действия, техника же писания письма по­степенно отходит на второй план.

4) Отбор типических, наиболее выразительных деталей в
самой технике писания письма и нахождение новых под-

V



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал