Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Импровизация






Усвоить психологию импровизирующего актера — значит найти себя как художника.

Все, что в игре актера принимает застывшую, неподвиж­ную форму, уводит его от самой сущности его профессии — импровизации.

Импровизирующий актер пользуется темой, текстом, ха­рактером действующего лица, данными ему автором, как пред­логом для свободного проявления своей творческой индиви­дуальности. Его психология существенно отличается от психо­логии актера, не способного к импровизации на сцене. В то время как последний педантически держится за найденные им однажды удачные приемы игры, за ремарки автора, стремится к точному повторению указанных ему мизансцен и полагает главной своей задачей произнесение текста, данного ему ав­тором, импровизирующий актер чувствует себя гораздо неза­висимее. Сколько бы раз он ни исполнял одну и ту же роль, он всегда находит новые нюансы для своей игры в каждый момент своего пребывания на сцене.

Путем соответствующих упражнений вы можете усвоить себе психологию и технику актера-импровизатора.

Наметьте исходный и заключительный моменты для своей импровизации. Они должны быть точны и просты. Например: в начале вы быстро встаете с места и твердо произносите «Да!». В конце вы безвольно опускаетесь на стул и говорите «Нет!». Всю среднюю часть, весь переход от исходного момента к заключительному вы импровизируете. Не придумывайте зара­нее оправданий вашим действиям, не берите никакой опреде­ленной темы, но, отдавшись впечатлению от вашего же соб­ственного движения и слова (исходный момент), свободно, с доверием к себе начните играть то, что подскажет вам ваше

w ^v—169


" Как стать актером

подсознание. Пусть каждый последующий момент будет пси­хологическим следствием предыдущего. Так, не имея заранее намеченной темы, вы продолжаете импровизировать, продви­гаясь от начала к намеченному вами концу. Все, что вы дела­ете при этом, приходит целиком из области вашего творческо­го подсознания и является неожиданностью для вас самого. Это чистая форма импровизации. В эту минуту вы — актер в настоящем смысле этого слова. Импровизируя таким обра­зом, вы проходите целую гамму разнообразных чувств, на­строений и волевых импульсов. Вы знакомитесь с богатствами вашей собственной актерской души, о которых вы, возможно, не подозревали раньше. Ваше воображение пробуждается, и вы, может быть, создаете неожиданный и новый для вас об­раз. Вы чувствуете, как освобождается в вас истинный худож­ник: актер-импровизатор.

Но вы не блуждаете бесцельно; вами руководит заключи­тельный момент импровизации.

Он направляет вашу игру, не связывая ни ваших действий, ни вашей фантазии. Вы импровизируете свободно, но не бес­цельно.

Упражняйтесь таким образом до тех пор, пока ваша душа не разовьет полного доверия к самой себе. Пока вам не ста­нет чуждой мысль: «Что же я буду делать без темы и слов, данных мне автором?» При импровизации ваше творческое подсознание (не рассудок) заменяет вам автора.

Затем перейдите к упражнению, где вы кроме заранее намеченных начала и конца берете еще и определенную ос­нову для вашей импровизации. Такой основой могут быть, например: легкость, форма, красота («эстетическая совесть»), завершенность, атмосфера, психологический жест, характер­ность (воображаемые тело и центр), излучение и т.п. Даже определенный род движений может быть основой для вашей импровизации, например: формирующие, плавные, реющие или излучающие движения. Не берите вначале больше одной основы.

170—w w


fnaea 5. Актерское мастерство


т


Для групповых импровизаций принцип построения и прове­дения их остается тем же самым. Различие заключается толь­ко в том, что каждый из импровизирующих считается с игрой своих партнеров (реагируя на нее не рассудочно, но так же непосредственно, как на свою собственную игру при индиви­дуальной импровизации). Начальный и исходный моменты при групповых упражнениях должны сохранять такую же просто­ту, как и при индивидуальных. Например: начало — автор читает собравшимся у него коллегам свое новое произведе­ние. Конец — все расходятся, прощаясь друг с другом и с автором. Или: начало — ночь, полустанок железной дороги. Скучающие пассажиры ждут прибытия поезда. Конец — зво­нок возвещает приближение поезда. Успевшие перезнакомиться путешественники, спешно собрав свой багаж, направляются к выходу, ведущему на перрон, и т.п.

Не усложняйте ничем ваших упражнений. Чем они проще, тем скорее и вернее они приведут вас к цели.

Способность импровизировать слова не есть актерская спо­собность, и не следует отвлекать свое внимание подыскивани­ем наилучших слов. Смысл упражнения не пострадает от не­удачно подобранных фраз и выражений.

Слишком длинные импровизации могут вызвать ненужные, затемняющие смысл упражнения затруднения, как, например: рассудочное увлечение счастливо возникшим диалогом, одно­стороннее развитие внезапно осознанной темы, доминирова­ние одного участника над другими и т.п. Нежелательные явле­ния подобного рода почти отсутствуют в коротких импровиза­циях.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал