![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Белый - цвет траура и похоронных принадлежностей
Черный используется в одеяниях ученых Сине-зеленый передает идею новой жизни Натурфилософская символика-знаменитые китайские пять первоэлементов: Земля (центр), дерево (В), огонь (Ю), металл(З) и вода (С) Пятичленная космологическая модель восходит к восприятию человеком действительности, исходя из годового цикла. Мир видится человеку как упорядоченное действо, состоящее из строго последовательных, обязательных процессов. Это вселенский церемониал- Ли: «солнце и луна сменяют друг друга, четыре сезона чередуются, в нужное время дуют ветра и выпадают дожди. Космологическую семантику и сакральный смысл имели практически все виды общественной и интеллектуальной деятельности китайцев. Так, аристократическое сословие объединяло пять титулов. Тем же принципам подчинялось устройство вооруженных сил- система «четырех армий», включающая столичный гарнизон и четыре армии, которые дислоцировались по четырем частям света от столицы. Соответственно, армия покоряющая восточных варваров и т.д. Особенно жестко регламентировался жизненный уклад императора с цель уподобления поведения и образа жизни природным годовым процессам. В каждый конкретный сезон и месяц государю полагалось проживать в строго определенных апартаментах, носить одеяния нужного цвета, есть соответствующую пищу и т.д. Так, в первый весенний месяц он должен жить в левых (восточных) апартаментах дворца «Зеленый Ян»(Усиление мужского начала), облачаться в одежду зеленого цвета. Ездить в колеснице под зеленым балдахином, запряженной «бирюзовыми драконами», т.е. лошадьми сивой масти. Следовать по дороге, выложенной гравием серо-голубоватого цвета. Вкушать яства из пшеницы и баранины. Приносить в жертву селезенку жертвенных животных. К этикето - ритуальному уложению восходят типологии с/х культур и животных просо/ корова-Центр, пшеница/ овца- В., бобы/ курица-Ю., конопля/ собака -З., пшено/ свинья- С. Типологии живых тварей - безволосые(т.е. человек)-Ц., «чешучатые»-насекомые-В., «пернатые»-птицы -Ю., «волосатые»- звери-З., «панцирные»- черепаха и пресмыкающиеся-С., а также анатомических органов сердце-С., селезенка-В., легкие-Ю., печень-З., почки-С., типология запахов и вкусовых ощущений, типология характеров, благих и дурных качеств. Модель годового цикла распространялась на все сферы жизни китайцев, типологии лежали в основании естественных и теоретических дисциплин, медицины, теории хозяйствования, астрономо-астрологических представлений, законодательства, музыкального искусства (пентатоника-звукоряд из пяти основных нот), архитектуре. На развитие всей кит. философии повлияла знаменит. “Книга Перемен” (“И цзин”)- каноническая книга китайской мудрости. Частично она записана в конце 2 тыс., но сама тема возникла раньше. Единая субстанция- Ци (воздушный пар или космич.дыхание) разделилось на 2 начала. Ян -светлое и теплое- (мужск. начало), Инь -мутное и холодное (женск.) Ян как более легкое, поднявшись вверх образовало небо, а Инь- землю. Эти два начала своим существом поддерживают в мире гармоничное равновесие. Из их взаимодействия произошло все. Мера присутствия Ян или Инь определяет свойство вещи, а изменение меры ведет к ее превращению. Мир это череда вечных изменений. За видимым миром скрывается более глубокая истина. Концепция Инь и Ян также восходит к космологическим представлениям. Взаимодействие и борьба этих начал порождают пять стихий (первоэлементов) - у син: воду, огонь, дерево, металл и землю, из которых возникает все многообразие материального мира — «десять тысяч вещей» — вань у, включая человека. Пять стихий находятся в постоянном движении и гармонии, взаимном порождении (вода порождает дерево, дерево — огонь, огонь — землю, земля — металл, а металл — воду) и взаимном преодолении (вода тушит огонь, огонь плавит металл, металл разрушает дерево, дерево — землю, а земля засыпает воду). Соответственно- Инь соотносится с С-В и С-З частями пространства и ассоциируется с зимой, водой, луной, металлом и военной силой. Ян соотносится с Ю-В и Ю-З частями пространства и ассоциируется с летом, деревом, огнем и солнцем.
Основу книги составляет 64 гексаграммы, трактуемые, как символическое выражение замкнутой структуры постоянно изменяющегося мира. Сначала ян и инь возможно обозначали самые первые из наблюдаемых противоположностей: отца и мать/ небо и землю/ верх и низ. И лишь позже были осмыслены в общем плане - как символ всех возможных противоположностей. Их противопоставление было выражено в условном графическом обозначении: сплошная черта ян -, прерывистая черта - - инь. Со временем символ приобретает форму триграммы: сочетание трёх черт, расположенных одна над другой. Первые две триграммы носят название «цянь» и «кунь». «цянь» означает «одно» и «первое» и ассоциируется с небом, а «кунь» - «два» и «последующее» и ассоциируется с землёй. Число возможных сочетаний сплошных и прерывистых линий триграммы оказалось равным восьми. Сумма возможных триграмм изображала весь жизненный цикл: возникновение, созревание, угасание, т. е. была выражением закона движения жизни, свойственного всему космосу, -как большому, так и малому, каким является человек. С течением времени триграммы были сведены в парные сочетания и составили гексаграммы. В еще более поздние времена графические символы были снабжены комментариями, которые привязывали их смысл к новым философским понятиям и к явлениям социальной жизни. С самого начала система триграмм, а потом и гексаграмм использовалась жрецами для гаданий. По ней судили о том/ насколько то или иное действие или явление вписывается в общий закономерный ход вещей и вследствие этого сулит «счастье» или «несчастье». Особая условная схема позволяла вписать любой вопрос в систему графически и численно выраженных координат и получить ответ, который расшифровывался с помощью тех же правил. Такова в самом общем виде «Книга перемен». О значении «Книги перемен» в философском сочинении II в. дон. э. говорится так: «Двух первоначальных триграмм „Книги перемен" - цянь и кунь - достаточно для постижения смысла; с помощью восьми триграмм можно распознать счастливое и злое предзнаменование, знать о [грядущем] счастье или несчастье. Однако один из мифических правителей Китая Фуси изобрёл... шестьдесят четыре варианта их. Благодаря этому... сполна выявили основы тьмы вещей».
Флаг Южной Кореи: Белый цвет является национальным цветом Кореи. Центральная эмблема отражает взгляды на Вселенную как единое целое (даосизм); в этой фигуре две противоположные энергии «инь» и «ян» объединяются и взаимодействуют (инь соответствует элемент синего цвета, а ян - красного). Инь и ян - Великие Начала-поэтому флаг получил название «Тхэгыкки», флаг Великих Начал По углам расположены триграммы. Триграммы означают (от верхней части древка по часовой стрелке): небо, юг, лето и воздух; Луну, запад, осень и воду; Землю, север, зиму и землю; Солнце, восток, весну и огонь.
Независимо от традиции, независимо от конфуцианства «Книга Перемен» имеет все права на первое место в китайской классической литературе, Так велико её значение в развитии духовной культуры Китая. Она оказывала свое влияние в самых разных областях: и в философии, и в математике, и в политике, и в стратегии, и в теории живописи и музыки, и в самом искусстве.
Древнейшим государственным образованием на территории Китая является династия Шан-Инь (16-11 вв. до н.э.) Существование государства подкреплено сообщениями археологических и эпиграфических источников. Иньцы значительно превосходили окружающие их народы с военной точки зрения - у них было профессиональное войско, использовавшее бронзовое оружие, луки, копья и боевые колесницы. Иньцы практиковали человеческие жертвоприношения - чаще всего в жертву приносились пленные. Китайская письменность — иероглифика - восходит к гадательным костям династии Шан (16-11 вв. до н. э.) с вырезанными стилизованными изображениями предметов — символами, заменявшими слова и использовавшимися для предсказаний. Несмотря на изменения в материалах для письма, китайские иероглифы остались практически такими же, какими были в древности. Для чтения газеты необходимо знать не менее 3000 иероглифов, а образованный человек владеет более чем 5000 иероглифов. Т.о., важнейшими из находок этого времени считаются надписи на гадательных костях - древнейшие образцы кит.текстов, число которых превышает 100 000 единиц. Эти надписи создавались в процедуре гадания. Они представляют собой текст, вычерченный на лопаточных костях животных или для важных случаев - на панцирях черепах. Гадание являлось важнейшей официальной процедурой, нередко проводилось в присутствии августейших особ. На кости наносился вопрос: будет ли успешным поход? Будет ли урожай? и т.д. Затем кости нагревались на медленном огне, до образования на них трещин, по которым гадатели судили об ответе высших сил. Китайская письменность изначально выступала посредником между миром людей и высшими силами, т.е. текст наделялся сакральным смыслом и магическими функциями. Яркое воплощение это находит в практике создания графических амулетов, заклинательных и охранительных надписях. Кроме возникновения письменности, важными этапами иньской эпохи явились изобретение бронзолитейного производства, переход от мотыжного земледелия пашенно-подсечному с использованием сохи. Иньская династия погибла, возможно, по причине деградации правящего режима, который свернула иная народность- чжоузцы. Они унаследовали все достижения иньцев и построили собственную государственность. Династия Чжоу (11-3 вв. до н.э.) Усилившись в 11 в. до н. э., княжество Чжоу, возглавляемое правителем У, повело коалицию своих сторонников против Шан, атаковало столицу и свергло шанскую гегемонию. Переход власти к династии Чжоу характеризовался установлением ритуалов почитания Неба взамен почитанию предков, при этом император именовался Сыном Неба. Правители стали носить титул ван вместо прежнего титула ди. Китайская историческая традиция, сформировавшаяся в конфуцианской среде, объясняет падение династии Шан, как утрату небесного мандата. Эпоха подразделяется на два периода: Ранняя Чжоу(11 в-771 г. до н.э.) и Поздняя Чжоу. Второй период распадается еще на два самостоятельных временных отрезка – период Весен и Осеней (771-475гг.) и период Борющихся царств (475-256 гг. до н.э.) Ранняя Чжоу- время расцвета государства. Период Весен и Осеней - происходит процесс превращения удельных владений пожалованных первым правителем Чжоу в фактически самостоятельные государственные образования. В 334 до н. э. правители царств Вэй и Ци признали друг друга царями (присвоив себе титул вана — 王), зафиксировав тем самым беспомощность центрального правителя в царстве Чжоу. Правитель царства Чу назвал себя ваном ещё в период Чуньцю.
С этого момента другие удельные князья стали провозглашать себя ванами, после чего династия Чжоу утратила даже номинальное превосходство.
В 324 до н. э. правитель царства Цинь провозгласил себя ваном. В 323 до н. э. правитель царства Хань провозгласил себя ваном. В 318 до н. э. правитель царства Сун, небольшого княжества, провозгласил себя ваном. Последним провозгласил себя ваном правитель царства Чжао в 299 г. Эти события обесценили титул «вана», который из наивысшего звания превратился в титул царя одного из многих китайских государств. В последующей феодальной истории Китая он приблизительно соответствовал принцу, князю или высокопоставленному сановнику. Итак, период борющихся государств ознаменовался распадом государства чжоу и возникновением суверенных царств. Несмотря на раздробленность страны, во всех царствах имели место общие соц-экономические и культурные процессы. Среди коренных изменений следует отметить: -бурный рост городов - появление и внедрение железных орудий труда, и как следствие, повышение производительности труда крестьян и ремесленников - изменения в структуре армии - замена аристократии с их колесницами и небольшой дружиной массовыми армиями, составленными из рекрутов, что в свою очередь привело к более масштабным сражениям и жертвам -развитие товарно-денежных отношений и появление рынков - заселение малоосвоенных регионов и острейшая политическая нестабильность, проявившаяся в большом количестве крупномасштабных войн. - Практикуется поливное земледелие, - используется тягловый скот, происходит переход наследственных владений в частную собственность, складывается административно-бюрократический аппарат. -Появляются железные орудия труда, китайцы осваивают технологию выплавки чугуна и стали. -В это время они умели получать и использовать нефтепродукты и природный газ. В скважинах с метаном сооружались специальные камеры, с помощью которых газ подавался в бамбуковые газопроводы, уходившие на расстояние в день пути от скважины. Газ использовался для освещения городских улиц (газовые факелы) и отопления жилищ. С 8 в. до н.э. на всей территории Китая получают хождение монеты, что говорит о развитости товаро - денежных отношений. В период Сражающихся царств произошла серьёзная модернизация как вооружения, так и военной науки. Бронзовое вооружение и доспехи постепенно заменялись железными. На вооружение пехоты поступили боевые секиры, алебарды, боевые шесты шу и множество других видов оружия. Был усовершенствован комплекс защитного вооружения, включая специальные доспехи для боевых коней. Получил распространение арбалет. Стрела, выпущенная из такого арбалета, пробивала любые доспехи. В начале периода стали широко применяться боевые колесницы. Введены в употребление короткие куртки для воинов, несмотря на протесты аристократов, считавших и то, и другое отказом от китайской культуры и падением в дикость и варварство. Всадники быстро показали своё преимущество в военных действиях, после чего конницей обзавелись и другие царства.
Несмотря на все нововведения, в эпоху Сражающихся царств основной силой на поле боя оставалась пехота, поскольку в густонаселённом Китае не хватало пастбищ для разведения лошадей для кавалерии, а боевые колесницы стоили очень дорого. Согласно письменным источникам и данным археологии, на 100 пеших солдат приходилось не более чем 1-2 кавалериста. Из письменных источников известно, что в царстве Вэй на 700 тысяч воинов приходилось только 5 тысяч конников. Такое же соотношение дают раскопки гробницы Цинь Шихуана: из 8 000 фигур солдат на долю всадников приходится только 116 экземпляров (менее 1, 5 %). Отсюда делается вывод о вспомогательной роли конников по отношению к пехоте в эту эпоху.
На реках использовались многочисленные гребные суда, как для военных действий на воде, так и для снабжения войск продовольствием, которого требовалось очень много. Армии возросли многократно, появился опыт организации массированных операций войсками в несколько сот тысяч человек, а также обеспечения военных действий, заготовки корма и тыловой поддержки. Численность армий самых мощных царств, если верить древнекитайским летописцам, доходила до 600 тысяч человек, чего в Европе удалось достичь лишь спустя 2000 лет, в начале индустриальной эры. Вследствие этого войны в эпоху Сражающихся царств приобрели тотальный характер и, в отличие от более ранних войн, судьба которых решалась в одном или нескольких сражениях, длились годами.
Происходит интенсивное движение в сфере духовной жизни. складывается национальная письменная культура, возникает книга - первые поэтические памятники и образцы художественной прозы. Все крупнейшие кит. религиозно-философские системы возникли в одно время 6-5 вв. в эпоху Чжаньго (Борющиеся царства), когда, страна раздробленная (в начале до 140 царств), вела долгие и разорительные войны. Заколебались сами основы общежития- боги покинули людей. Наступил кризис архаического сознания (“осевое время”). Период Чжаньго известен как расцвет «учёных ста школ».
|