Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
положения теории Шан Яна ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Из трактата «Ханьфэй-цзы», принадлежащий ученому Хань Фэю (ум.-233 гг. до н.э.). · Ключевым понятием учения Хань Фэя является «техника управления» (шу). Если государь не хочет потерять власть и оказаться заложником собственных подчинённых, он не должен доверять никому. · Интересы государя и подданных по природе несовместимы. · Следует избегать излишнего сосредоточения власти в руках одного чиновника. · Если чиновник не выполнил либо перевыполнил поручение государя, он должен подвергнуться каре. В результате в легизме была создана стройная концепция деспотического государства, функционировавшего при условии неограниченной власти монарха. Одновременно легистские мыслители предложили идею государственного регулирования экономики с помощью мер, направленных на поощрение земледелия и установление контроля над торговыми отношениями. Кроме того, они разработали теоретическую схему централизованного управления государством и практические рекомендации по ее реализации; разработали и обосновали фискальную систему, позволявшую центральной администрации осуществлять тотальный надзор за поведением и настроением всех слоев населения страны. Показательно, что именно легистское учение было первым из древнекитайских идеологических систем востребовано местной государственностью. Легизм стал официальной идеологической базой империи Цинь. После крушения циньского режима легизм никогда не использовался в Китае в целостном виде. Более того, в среде образованной элиты китайского имперского общества отношение к легизму было резко отрицательным. Причины этого следует искать в противоречии базисных установок «законников» национальным воззрениям. Легизм – единственное из китайских учений, которое, во-первых, настаивает на исключительно антагонистическом характере отношений государя с подданными и видит главную задачу имперского правления в достижении духовного ослабления собственного народа. Во-вторых, подвергает преследованию образование и возвышает невежество, откровенно заявляя, что невежественный люд значительно легче принудить к тяжелому труду и послушанию властям, чем образованных людей. В-третьих, признает войны как соответствующие потребностям изначальной природы человека, как насущно необходимые для государства и призывает к физическому уничтожению не только политических противников правящего режима, но и всех инакомыслящих. «Школа Инь-Ян» сложилась предположительно в среде астрономов-астрологов. Эта школа специализировалась в натурфилософско-космологической и оккультно-нумерологической проблематике. Принято считать, что в ней произошло окончательное теоретическое оформление и объединение в целостную систему взглядов учений о «пяти первоэлементах» и «Женском и Мужском космических началах».
В борьбе культурных традиций конфуцианство одержало верх над остальными философскими школами и буддизмом, который проник в Китай во 2-3 вв. до н.э. Постепенно в Китае чисто философское учение Конфуция приобретает религиозный окрас. Эффективно используется в учении не только разум, но и вера. Конфуцианские этико-ритуальные нормы и ценности стали обязательными для всех членов общества, от императора до простолюдина.
В Китае средний класс -по данным McKinsey & Co., в 2012 году на него приходилось 225 млн человек, тогда как к 2025 году он вырастет до 330 млн человек).
|