Мозаики Софийского собора в Киеве . 1040-е гг.
Известковый грунт, смальта, кирпич, цветной камень.
Византийские черты: - (византийская живопись была преемницей традиций античности) - Каноны построения человеческой фигуры, - Ясность композиции. - Торжественные фигуры византийских святых с аскетическими лицами противоречили народным жизнерадостным представлениям славян об окружающем мире.
В древнерусской живописи рано появляются собственные черты: - Приземистые фигуры. - Крупные лики. - Тяжелые линии. - Контрастная светотеневая лепка форм.
Расположение мозаик и фресок Софийского собора в Киеве полностью соответствует византийским канонам.
Христос Вседержитель (Пантократор). Мозаика Софийского собора в Киеве. Известковый грунт, смальта, кирпич, цветной камень. Расположена в центральном куполе. Христос Вседержитель с книгой в руках сурово смотрит вниз на род людской, собравшийся в церкви. Самый монументальный образ в искусстве Руси 11 века. Диаметр медальона, в который он заключен, более четырех метров, расстояние от пола составляет 28, 5 метра.
Богоматерь Оранта. Мозаика алтарной апсиды Софийского собора в Киеве.
Изображение Богоматери с воздетыми в молении руками и без Младенца называется «Оранта» (от лат. — молящаяся). Такие изображения в полный рост по древней традиции часто помещались в верхней части алтаря - в конхе. По своей стилистике и исполнительской манере киевская «Оранта» близка к аналогичным византийским мозаикам начала 11века.
Ниже «Богоматери» в апсиде помещена «Евхаристия» — сцена совершаемого Христом причащения апостолов вином и хлебом. Евхаристия. Мозаика Софийского собора в Киеве. 1040-е гг. В композиции часто Христос пишется дважды. Возглавляют процессию апостолов Петр и Павел.
Евхаристия, причастие или хлебопреломление — одно из главных церковных таинств. «Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет».
Благовещение. Мозаика на предалтарных столбах. Эта мозаика Софийского собора является самым ранним сохранившимся «Благовещением» в древнерусском изобразительном творчестве.
После Киева Софийские соборы были возведены в Новгороде и Полоцке. Во многом они подобны киевскому.
Софийский собор в Новгороде. 1045—1050. Южный фасад.
Уже во второй половине 11 века значительная роль в возведении храмов принадлежит русским мастерам. В памятниках зодчества второй половины 11 – начала 12 вв. появляется стремление к большей строгости, простоте, исчезает многоглавие, хотя они по-прежнему относятся к киево-византийской архитектурной традиции.
Никольский собор на Ярославовом дворище в Новгороде. 1113.
|