Живопись Новгорода 13 в.
Алексей Петров. Никола Липный. 1294. Приближение к русскому народному мироощущению. Византийская иконография создала аскетичный облик Николая-чудотворца, несгибаемого ревнителя веры, сурового догматика, который вызывал трепет и благоговение у верующих. А икона Алексея Петрова совершенно уникальна: «какой, ласковый вид у святого! Это добродушный дедушка, русский старичок, которому так подходят старые русские описания его образа: «…сед, брада невеличка, кручеват, взрыловат, плешат… в руце евангелие, благословляет». Милостивым и снисходительным представлялся русскому человеку той поры истинный святитель».
Искусство Псковского княжества Зодчество Пскова до 14 века целиком относилось к новгородской школе. В 14 – 15 вв. псковичи значительно чаще строили оборонительные сооружения, чем культовые.
«Вытянутая узкой полосой вдоль границ с Литвой и рыцарским Ливонским орденом псковская земля нуждалась в постоянном укреплении своих границ». Крупнейшей работой стало расширение укреплений самого Пскова. К 16 веку общее протяжение крепостных стен Пскова достигло девяти километров.
Псковское зодчество питалось достижениями крепостного строительства. Церковь Николы на Усохе в Пскове. 15 в. Новшеством в древнерусской архитектуре явилось то, что псковские зодчие сооружали на храмовых стенах звонницы, с которых велось наблюдение за продвижением врага.
Псков. Церковь Вознесения Господня.
|