Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
О государственном аппарате и бюрократииМы хотим иметь государственный аппарат, как средство обслуживаниянародных масс, а некоторые люди этого госаппарата хотят превратить его встатью кормления. Вот почему аппарат в целом фальшивит. (XII съезд РКП(б), " Организационный отчет Центрального комитета РКП(б)" т.5 стр.207.) Чем отличается советский государственный аппарат от аппаратабуржуазного государства? Прежде всего тем, что буржуазный государственный аппарат стоит над массами, ввиду чего он отделен от населения непроходимым барьером и, посамому своему духу, чужд народным массам. Между тем как советскийгосударственный аппарат сливается с массами, ибо он не может и не долженстоять над массами, если он хочет сохранить себя именно как советскийгосударственный аппарат, ибо он не может быть чужд этим массам, если ондействительно хочет охватить миллионные массы трудящихся. В этом одно изпринципиальных отличий советского государственного аппарата от аппаратабуржуазного государства. (" Вопросы и ответы" т.7 стр.160.) Советский государственный аппарат в глубоком смысле этого слова состоитиз Советов плюс миллионные организации всех и всяких беспартийных ипартийных объединений, соединяющих Советы с глубочайшими " низами", сливающих государственный аппарат с миллионными массами и уничтожающих шаг за шагомвсякое подобие барьера между государственным аппаратом и населением. (" Вопросы и ответы" т.7 стр.162.) Нельзя смешивать, а значит, и отождествлять наше государство с нашимправительством. Наше государство есть организация класса пролетариев вгосударственную власть, призванную подавлять сопротивление эксплуататоров, организовать социалистическое хозяйство, ликвидировать классы и т. д. Нашеже правительство есть верхушка этой государственной организации, ееруководящая верхушка. Правительство может ошибаться, оно может допуститьошибки, угрожающие временным провалом диктатуре пролетариата, но это еще небудет означать, что пролетарская диктатура является неправильной илиошибочной, как принцип построения государства в переходный период. Это будетозначать лишь то, что руководящая верхушка плоха, что политика руководящейверхушки, политика правительства не соответствует диктатуре пролетариата, что эта политика должна быть изменена в соответствии с требованиямидиктатуры пролетариата, Государство и правительство однородны по своейклассовой природе, но правительство уже по объему и оно не покрываетгосударства. Они связаны между собой органически и зависят друг от друга, ноэто еще не значит, что их можно валить в одну кучу. (" К вопросу о рабоче-крестьянском правительстве" т.9 стр.181.) ...еще больше недопустимо смешение вопроса о классовой природе нашегогосударства и нашего правительства с вопросом о повседневной политике нашегоправительства. Классовая природа нашего государства и нашего правительстваясна сама собой, - она пролетарская. Цели нашего государства и нашегоправительства тоже ясны, - они сводятся к подавлению сопротивленияэксплуататоров, к организации социалистического хозяйства, к уничтожениюклассов и т. д. Все это ясно. К чему сводится, в таком случае, вопрос о повседневной политике нашегоправительства? Он сводится к вопросу о тех путях и средствах, при помощикоторых могут быть осуществлены классовые цели пролетарской диктатуры внашей крестьянской стране. Пролетарское государство необходимо для того, чтобы подавлять сопротивление эксплуататоров, организовать социалистическоехозяйство, уничтожить классы и т. д. Наше же правительство необходимо, кромевсего этого, еще для того, чтобы наметить те пути и средства (повседневнаяполитика), без которых немыслимо осуществление этих задач в нашей стране, где пролетариат составляет меньшинство, где крестьянство является огромнымбольшинством. Что это за пути и средства, к чему они сводятся? Они сводятся восновном к мероприятиям, направленным к сохранению и укреплению союзарабочих и основной массы крестьян, к сохранению и укреплению руководящейроли стоящего у власти пролетариата в этом союзе. Едва ли нужно доказывать, что вне такого союза и помимо такого союза наше правительство было быбессильно, и мы не имели бы возможности притти к осуществлению тех задачдиктатуры пролетариата, о которых я только что говорил. Как долго будетсуществовать этот союз, эта смычка, и до какого времени будет продолжатьсяполитика Советского правительства по укреплению такого союза, по укреплениютакой смычки? Ясно, что до того времени, пока есть классы и пока будетсуществовать правительство, как выражение классового общества, как выражениедиктатуры пролетариата. (" К вопросу о рабоче-крестьянском правительстве" т.9 стр.182.)...одно дело - вопрос о классовой природе государства и правительства, определяющей основные цели развития нашей революции, и другое дело - вопросо повседневной политике правительства, о путях и средствах этой политики, необходимых для осуществления этих целей. Оба эти вопроса безусловно связаны между собой. Но это еще не значит, что они тождественны, что ихможно валить в одну кучу. (" К вопросу о рабоче-крестьянском правительстве" т.9 стр.184.)...нельзя смешивать вопрос о классовой природе государства иправительства с вопросом о повседневной политике правительства. (" К вопросу о рабоче-крестьянском правительстве" т.9 стр.185.)...что значит государственное руководство пролетариата в отношенииосновной массы крестьянства? Есть ли это такое же руководство, какое имеломесто, например, в период буржуазно-демократической революции, когда мыдобивались диктатуры пролетариата и крестьянства? Нет, это не такоеруководство. Государственное руководство пролетариата в отношениикрестьянства есть руководство при диктатуре пролетариата. Государственноеруководство пролетариата означает, что: а) буржуазия уже свергнута, б) у власти стоит пролетариат, в) пролетариат не делит власти с другими классами, г) пролетариат строит социализм, ведя за собой основные массыкрестьянства. Руководство же пролетариата при буржуазно-демократической революции идиктатуре пролетариата и крестьянства означает, что: а) капитализм остается как основа, б) у власти стоит революционно-демократическая буржуазия, представляющая преобладающую силу в составе власти, в) демократическая буржуазия делит власть с пролетариатом, г) пролетариат высвобождает крестьянство из-под влияния буржуазныхпартий, руководит им идейно-политически и подготовляет борьбу длясвержениякапитализма. Разница тут, как видите, коренная. (" К вопросу о рабоче-крестьянском правительстве" т.9 стр.186.) Что касается классовой природы нашего государства, то я уже говорилвыше, что Ленин дал на этот счет точнейшую формулировку, не допускающуюникаких кривотолков: рабочее государство с бюрократическим извращением встране с преобладанием крестьянского населения. Кажется, ясно. (" К вопросу о рабоче-крестьянском правительстве" т.9 стр.189.) В 1917 году, когда мы шли в гору, к Октябрю, мы представляли дело так, что у нас будет коммуна, что это будет ассоциация трудящихся, что с бюрократизмом в учреждениях покончим, и что государство, если не в ближайшийпериод, то через два - три непродолжительных периода, удастся превратить вассоциацию трудящихся. Практика, однако, показала, что это есть идеал, докоторого нам еще далеко, что для того, чтобы избавить государство отэлементов бюркратизма, для того, чтобы превратить советское общество вассоциацию трудящихся, необходима высокая культурность населения, нужнасовершенно обеспеченная мирная обстановка кругом, для того, чтобы не былонеобходимости в наличии больших кадров войск, требующих больших средств игромоздких ведомств, своим существованием накладывающих отпечаток на вседругие государственные учреждения. Наш государственный аппарат взначительной мере бюрократичен, и он долго еще останется таким. (" О задачах партии" т.5 стр.360.) Надо отличать тип государства от того наследия и пережитков, которыееще сохранились в системе и аппарате государства. Точно так же следуетобязательно отличать бюрократические пережитки в госпредприятиях от тоготипа построения промышленности, который у нас называется типомсоциалистическим. Нельзя говорить, что так как в хозяйственных органах или втрестах есть еще ошибки, бюрократизм и т. п., то наша государственнаяпромышленность не есть социалистическая. Нельзя так говорить. Тогда и нашегосударство, по типу своему - пролетарское, не было бы пролетарским. Я могуназвать целый ряд аппаратов буржуазных, лучше и экономнее работающих, чемнаш пролетарский государственный аппарат. Но это еще не значит, что нашгосударственный аппарат не есть пролетарский, что наш государственныйаппарат не стоит по типу выше буржуазного. Почему? Потому, что этотбуржуазный аппарат хотя и лучше работает, но работает он на капиталиста, анаш пролетарский государственный аппарат, если даже он вихляет иногда, товсе же работает на пролетариат, против буржуазии. Эту принципиальную разницу нельзя забывать. (" XIV съезд ВКП(б)" т.7 стр.306.) Необходимо... сократить и упростить, удешевить и оздоровить нашгосударственный и кооперативный аппарат, наши наркоматские и хозрасчетныеучреждения снизу доверху. Раздутые штаты и беспримерная прожорливость нашихуправляющих органов стали притчей во языцех. Недаром Ленин твердил десятки исотни раз, что рабочие и крестьяне не выдержат громоздкости и дороговизнынашего государственного аппарата, что нужно его сократить и удешевить во чтобы то ни стало, всеми путями, всеми средствами. Надо, наконец, взяться заэто дело по-настоящему, по-большевистски, и навести строжайший режимэкономии. (" О хозяйственном положении и политике партии" т.8 стр.133.) Мы должны пойти дальше и принять меры к тому, чтобы был сокращен иудешевлен весь государственный аппарат в целом, наркоматский и хозрасчетный, весь кооперативный аппарат и вся товаропроводящая сеть снизу доверху. (" О хозяйственном положении и политике партии" т.8 стр.134.) Можно ли двигаться вперед, не борясь с бюрократизмом нашего партийногои советского аппарата? Нельзя! Можно ли организовать контроль масс, поднять инициативу исамодеятельность масс, вовлечь миллионные массы в социалистическоестроительство, не ведя решительной борьбы с бюрократизмом наших организаций? Нельзя! Можно ли подорвать, ослабить, развенчать бюрократизм без проведения вжизнь лозунга самокритики? Нельзя! (" Письмо членам кружка по партстроительству при комакадемии" т.11стр.99.) Опасность бюрократизма выражается конкретно, прежде всего, в том, чтоон связывает энергию, инициативу и самодеятельность масс, он держит подспудом колоссальные резервы, таящиеся в недрах нашего строя, в недрахрабочего класса и крестьянства, он не дает использовать эти резервы в борьбес нашими классовыми врагами. Задача социалистического соревнования состоит втом, чтобы разбить эти бюрократические путы, открыть широкое поприще дляразвертывания энергии и творческой инициативы масс, выявить колоссальныерезервы, таящиеся в недрах нашего строя, и бросить их на чашку весов вборьбе с нашими классовыми врагами как внутри так и вне нашей страны. (" Соревнование и трудовой подъем масс" т.12 стр.110.) Опасность бюрократизма состоит... в том, что он не терпит проверкиисполнения и пытается превратить основные указания руководящих организаций впустую бумажку, оторванную от живой жизни. Опасность представляют не толькои не столько старые бюрократы, застрявшие в наших учреждениях, но и -особенно - новые бюрократы, бюрократы советские, среди которых" коммунисты" -бюрократы играют далеко не последнюю роль. Я имею в виду тех" коммунистов", которые канцелярскими распоряжениями и " декретами", в силукоторых они верят, как в фетиш, стараются подменить творческую инициативу исамодеятельность миллионных масс рабочего класса и крестьянства. (" Политический отчет Центрального комитета XVI съезду ВКП(б)" т.12стр.328.) Когда говорят о бюрократах, обычно указывают пальцем на старыхбеспартийных чиновников, изображаемых у нас обычно в карикатурах в виделюдей в очках. Это не вполне правильно, товарищи. Если бы дело шло только остарых бюрократах, борьба с бюрократизмом была бы самым легким делом. Беда втом, что дело не в старых бюрократах. Дело, товарищи, в новых бюрократах, дело в бюрократах, сочувствующих Советской власти, наконец, дело вбюрократах из коммунистов. Коммунист-бюрократ - самый опасный тип бюрократа.Почему? Потому, что он маскирует свой бюрократизм званием члена партии. Атаких коммунистических бюрократов у нас, к сожалению, немало. (" Речь на VIII съезде ВЛКСМ" т.11 стр.71.) Я знаю, что, подымая ярость трудящихся масс против бюрократическихизвращений наших организаций, приходится иногда задевать некоторых нашихтоварищей, имеющих в прошлом заслуги, но страдающих теперь бюрократическойболезнью. Но неужели это может остановить нашу работу по организацииконтроля снизу? Я думаю, что не может и не должно. За старые заслуги следуетпоклониться им в пояс, а за новые ошибки и бюрократизм можно было бы дать импо хребту. А как же иначе? Почему бы этого не сделать, если этого требуютинтересы дела? (" Речь на VIII съезде ВЛКСМ" т.11 стр.73.) Бюрократизм и канцелярщина аппаратов управления; болтовня о" руководстве вообще" вместо живого и конкретного руководства; функциональноепостроение организаций и отсутствие личной ответственности; обезличка вработе и уравниловка в системе зарплаты; отсутствие систематической проверкиисполнения; боязнь самокритики, - вот где источники наших трудностей, вот гдегнездятся теперь наши трудности. Было бы наивно думать, что можно побороть эти трудности при помощирезолюций и постановлений. Бюрократы и канцеляристы давно уже набили руку патом, чтобы на словах продемонстрировать верность решениям партии иправительства, а на деле - положить их под сукно. Чтобы побороть этитрудности, надо было ликвидировать отставание нашей организационной работыот требований политической линии партии, надо было поднять уровеньорганизационного руководства во всех сферах народного хозяйства до уровняполитического руководства, надо было добиться того, чтобы нашаорганизационная работа обеспечивала практическое проведение в жизньполитических лозунгов и решений партии. Чтобы побороть эти трудности и добиться успехов, надо было организоватьборьбу за преодоление этих трудностей, надо было вовлечь массы рабочих икрестьян в эту борьбу, надо было мобилизовать самое партию, надо былоочистить партию и хозяйственные организации от ненадежных, неустойчивых, переродившихся элементов. Что требовалось для этого? Нам нужно было организовать: 1) Развертывание самокритики и вскрытие недостатков в нашей работе; 2) Мобилизацию партийных, советских, хозяйственных, профсоюзных икомсомольских организаций на борьбу с трудностями; 3) Мобилизацию рабоче-крестьянских масс на борьбу за проведение в жизньлозунгов и решений партии и правительства; 4) Развертывание соревнования и ударничества среди трудящихся; 5) Широкую сеть политотделов МТС и совхозов и приближениепартийно-советского руководства к селу; 6) Разукрупнение наркоматов, главных управлений и трестов и приближениехозяйственного руководства к предприятию; 7) Уничтожение обезлички в работе и ликвидацию уравниловки в системезарплаты; 8) Уничтожение " функционалки", усиление личной ответственности иустановку на ликвидацию коллегий; 9) Усиление проверки исполнения и установку на реорганизацию ЦКК и РКПв духе дальнейшего усиления проверки исполнения; 10) Передвижку квалифицированных работников из канцелярии поближе кпроизводству; 11) Разоблачение и изгнание из аппаратов управления неисправимыхбюрократов и канцеляристов; 12) Снятие с постов нарушителей решений партии и правительства, очковтирателей и болтунов и выдвижение на их место новых людей - людей дела, способных обеспечить конкретное руководство порученной работой и укреплениепартийно-советской дисциплины; 13) Чистку советско-хозяйственных организаций и сокращение их штатов; 14) Наконец, чистку партии от ненадежных и переродившихся людей. Вот в основном те средства, которые должна была выдвинуть партия длятого, чтобы побороть трудности, поднять уровень нашей организационной работыдо уровня политического руководства и обеспечить, таким образом, проведениев жизнь линии партии. Вы знаете, что ЦК нашей партии так именно и вел свою организационнуюработу за отчетный период. ЦК руководствовался при этом гениальной мыслью Ленина о том, чтоглавное в организационной работе - подбор людей и проверка исполнения. По части подбора людей и смещения тех, которые не оправдали себя, яхотел бы сказать несколько слов. Помимо неисправимых бюрократов и канцеляристов, насчет устранениякоторых у нас нет никаких разногласий, есть у нас еще два типа работников, которые тормозят нашу работу, мешают нашей работе и не дают нам двигатьсявперед. Один тип работников - это люди с известными заслугами в прошлом, люди, ставшие вельможами, люди, которые считают, что партийные и советские законыписаны не для них, а для дураков. Это те самые люди, которые не считаютсвоей обязанностью исполнять решения партии и правительства и которыеразрушают, таким образом, основы партийной и государственной дисциплины. Начто они рассчитывают, нарушая партийные и советские законы? Они надеются нато, что Советская власть не решится тронуть их из-за их старых заслуг. Этизазнавшиеся вельможи думают, что они незаменимы и что они могут безнаказаннонарушать решения руководящих органов. Как быть с такими работниками? Их надобез колебаний снимать с руководящих постов, невзирая на их заслуги впрошлом. Их надо смещать с понижением по должности и опубликовывать об этомв печати. Это необходимо для того, чтобы сбить спесь с этих зазнавшихсявельмож-бюрократов и поставить их на место. Это необходимо для того, чтобыукрепить партийную и советскую дисциплину во всей нашей работе. А теперь о втором типе работников. Я имею в виду тип болтунов, я сказалбы, честных болтунов, людей честных, преданных Советской власти, но неспособных руководить, не способных что-либо организовать.... Болтунам не место на оперативной работе. (" Отчетный доклад XVII съезду партии о работе ЦК ВКП(б)" т.13стр.367-372.) Правильная организация проверки исполнения имеет решающее значение вделе борьбы с бюрократизмом и канцелярщиной. Проводятся ли решенияруководящих организаций или кладутся под сукно бюрократами и канцеляристами? Проводятся ли они правильно или извращаются? Работает ли аппарат честно ипо-большевистски или вертится на холостом ходу, - обо всем этом можно узнатьво-время лишь в результате хорошо поставленной проверки исполнения. Хорошопоставленная проверка исполнения - это тот прожектор, который помогаетосвещать состояние работы аппарата в любое время и выводить на свет божийбюрократов и канцеляристов. Можно с уверенностью сказать, что девять десятыхнаших прорех и прорывов объясняется отсутствием правильно поставленнойпроверки исполнения. Не может быть сомнения, что при наличии такой проверкиисполнения прорехи и прорывы были бы наверняка предупреждены. Но, чтобы проверка исполнения достигла цели, необходимы по крайней мередва условия: во-первых, - чтобы проверка исполнения была систематическая, ане эпизодическая; во-вторых, - чтобы во главе дела проверки исполнения вовсех звеньях партийно-советских и хозяйственных организаций стояли невторостепенные лица, а достаточно авторитетные люди, - сами руководителиорганизации. Наибольшее значение имеет правильная организация проверки исполнениядля центральных руководящих учреждений. РКИ по своей организации не можетудовлетворять требованиям хорошо поставленной проверки исполнения. Нескольколет тому назад, когда наша хозяйственная работа была более проста и менееудовлетворительна и когда можно было рассчитывать на возможность инспектирования работы всех наркоматов и всех хозорганизаций, РКИ была наместе. Но теперь, когда наша хозяйственная работа разрослась и сталасложнее, и когда нет уже ни необходимости, ни возможности инспектировать ееиз одного центра, РКИ должна перестроиться. Нам нужна теперь не инспекция, апроверка исполнения решений центра - нам нужен теперь контроль надисполнением решений центра. Нам нужна теперь такая организация, которая, незадаваясь универсальной целью инспектирования всех и вся, могла бысосредоточить все свое внимание на работе по контролю, на работе по проверкеисполнения решений центральных учреждений Советской власти. Такойорганизацией может быть только Комиссия Советского Контроля при СНК СоюзаССР, работающая по заданиям СНК и имеющая на местах независимых от местныхорганов представителей. А чтобы у нее был достаточный авторитет и чтобы онамогла в случае необходимости привлечь к ответственности любогоответственного работника, - необходимо, чтобы кандидаты в члены КомиссииСоветского Контроля намечались съездом партии и утверждались СНК и ЦИК СоюзаССР. Я думаю, что только такая организация могла бы укрепить советскийконтроль и советскую дисциплину. (" Отчетный доклад XVII съезду партии о работе ЦК ВКП(б)" т.13 стр.372.) Данная страница нарушает авторские права? |