Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О литературе и театре




Я не знаток литературы и, конечно, не критик. (" Письмо тов. Безыменскому" т.12 стр.200.) " Головановщина" есть явление антисоветского порядка. Из этого, конечно, не следует, что сам Голованов не может исправиться, что он не можетосвободиться от своих ошибок, что его нужно преследовать и травить дажетогда, когда он готов распроститься со своими ошибками, что его надозаставить таким образом уйти за границу. Или, например, " Бег" Булгакова, который тоже нельзя считать проявлениемни " левой", ни " правой" опасности. " Бег" есть проявление попытки вызватьжалость, если не симпатию, к некоторым слоям антисоветской эмигрантщины, -стало быть, попытка оправдать или полуоправдать белогвардейское дело. " Бег", в том виде, в каком он есть, представляет антисоветское явление. Впрочем, я бы не имел ничего против постановки " Бега", если бы Булгаковприбавил к своим восьми снам еще один или два сна, где бы он изобразилвнутренние социальные пружины гражданской войны в СССР, чтобы зритель могпонять, что все эти, по-своему " честные" Серафимы и всякие приват-доценты, оказались вышибленными из России не по капризу большевиков, а потому, чтоони сидели на шее у народа (несмотря на свою " честность"), что большевики, изгоняя вон этих " честных" сторонников эксплуатации, осуществляли волюрабочих и крестьян и поступали поэтому совершенно правильно. (" Ответ Билль-Белоцерковскому" т.11 стр.327.) Почему так часто ставят на сцене пьесы Булгакова? Потому, должно быть, что своих пьес, годных для постановки, нехватает. На безрыбьи даже " ДниТурбиных" - рыба. Конечно, очень легко " критиковать" и требовать запрета вотношении непролетарской литературы. Но самое легкое нельзя считать самымхорошим. Дело не в запрете, а в том, чтобы шаг за шагом выживать со сценыстарую и новую непролетарскую макулатуру в порядке соревнования, путемсоздания могущих ее заменить настоящих, интересных, художественных пьессоветского характера. А соревнование - дело большое и серьезное, ибо тольков обстановке соревнования можно будет добиться сформирования икристаллизации нашей пролетарской художественной литературы. Что касается собственно пьесы " Дни Турбиных", то она не так уж плоха, ибо она дает больше пользы, чем вреда. Не забудьте, что основноевпечатление, остающееся у зрителя от этой пьесы, есть впечатление, благоприятное для большевиков: " если даже такие люди, как Турбины, вынужденысложить оружие и покориться воле народа, признав свое дело окончательнопроигранным, - значит, большевики непобедимы, с ними, большевиками, ничего неподелаешь". " Дни Турбиных" есть демонстрация всесокрушающей силыбольшевизма. Конечно, автор ни в какой мере " не повинен" в этой демонстрации. Нокакое нам до этого дело? (" Ответ Билль-Белоцерковскому" т.11 стр.328.) Что касается рассказов о войне, их придется печатать с большимразбором. На книжном рынке фигурирует масса художественных рассказов, рисующих " ужасы" войны и внушающих отвращение ко всякой войне (не только к империалистической, но и ко всякой другой). Это буржуазно-пацифистскиерассказы, не имеющие большой цены. Нам нужны такие рассказы, которыеподводят читателей от ужасов империалистической войны к необходимостипреодоления империалистических правительств, организующих такие войны. Крометого, мы ведь не против всякой войны. Мы против империалистической войны, как войны контрреволюционной. Но мы за освободительную, антиимпериалистическую, революционную войну, несмотря на то, что такаявойна, как известно, не только не свободна от " ужасов кровопролития", нодаже изобилует ими. (" Письмо А.М. Горькому" т.12 стр.176.) Весь мир признает теперь, что центр революционного движенияпереместился из Западной Европы в Россию. Революционеры всех стран снадеждой смотрят на СССР, как на очаг освободительной борьбы трудящихсявсего мира, признавая в нем единственное свое отечество. Революционныерабочие всех стран единодушно рукоплещут советскому рабочему классу и, прежде всего, русскому рабочему классу, авангарду советских рабочих, какпризнанному своему вождю, проводящему самую революционную и самую активнуюполитику, какую когда-либо мечтали проводить пролетарии других стран.Руководители революционных рабочих всех стран с жадностью изучаютпоучительнейшую историю рабочего класса России, его прошлое, прошлое России, зная, что кроме России реакционной существовала еще Россия революционная, Россия Радищевых и Чернышевских, Желябовых и Ульяновых, Халтуриных иАлексеевых. Все это вселяет (не может не вселять!) в сердца русских рабочихчувство революционной национальной гордости, способное двигать горами, способное творить чудеса. А Вы? Вместо того, чтобы осмыслить этот величайший в истории революциипроцесс и подняться на высоту задач певца передового пролетариата, ушликуда-то в лощину и, запутавшись между скучнейшими цитатами из сочиненийКарамзина и не менее скучными изречениями из " Домостроя", стали возглашатьна весь мир, что Россия в прошлом представляла сосуд мерзости и запустения, что нынешняя Россия представляет сплошную " Перерву", что " лень" и стремление" сидеть на печке" является чуть ли не национальной чертой русских вообще, азначит и - русских рабочих, которые, проделав Октябрьскую революцию, конечно, не перестали быть русскими. И это называется у Вас большевистскойкритикой! Нет, высокочтимый т. Демьян, это не большевистская критика, а клевета на наш народ, развенчание СССР, развенчание пролетариата СССР, развенчание русского пролетариата. И Вы хотите после этого, чтобы ЦК молчал! За кого Вы принимаете наш ЦК? И Вы хотите, чтобы я молчал из-за того, что Вы, оказывается, питаете комне " биографическую нежность"! Как Вы наивны и до чего Вы мало знаетебольшевиков.. (" Тов. Демьяну Бедному" т.13 стр.24.) Я думаю, что нам пора отрешиться от этой барской привычки выдвигать ибез того выдвинутых литературных " вельмож", от " величия" которых стономстонут наши молодые, никому не известные и всеми забытые литературные силы. У нас имеются сотни и тысячи молодых способных людей, которые всемисилами стараются пробиться снизу вверх, для того, чтобы внести свою лепту вобщую сокровищницу нашего строительства. Но их попытки часто остаютсятщетными, так как их сплошь и рядом заглушают самомнение литературных" имен", бюрократизм и бездушие некоторых наших организаций, наконец, зависть(которая еще не перешла в соревнование) сверстников и сверстниц. Одна изнаших задач состоит в том, чтобы пробить эту глухую стену и дать выходмолодым силам, имя которым легион. Мое предисловие к незначительной брошюренеизвестного в литературном мире автора является попыткой сделать шаг всторону разрешения этой задачи. Я и впредь буду давать предисловия только кпростым и не кричащим брошюрам простых и неизвестных авторов из молодых сил.Возможно, что кой-кому из чинопочитателей не понравится подобная манера. Нокакое мне до этого дело? Я вообще не любитель чинопочитателей... (" Тов. Феликсу Кон" т.12 стр.114.)

Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал