Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Об образованииНужно понять, товарищи, что условия борьбы теперь иные, чем в периодгражданской войны. В период гражданской войны можно было брать позиции враганапором, храбростью, удалью, кавалерийским наскоком. Теперь, в условияхмирного хозяйственного строительства, кавалерийским наскоком можно лишьиспортить дело. Храбрость и удаль нужны теперь так же, как и раньше. Но наодной лишь храбрости и удали далеко не уедешь. Чтобы побить теперь врага, надо уметь строить промышленность, сельское хозяйство, транспорт, торговлю, надо отказаться от барского и высокомерного отношения к торговле. Чтобы строить, надо знать, надо овладеть наукой. А чтобы знать, надоучиться. Учиться упорно, терпеливо. Учиться у всех - и у врагов и у друзей, особенно у врагов. Учиться, стиснув зубы, не боясь, что враги будут смеятьсянад нами, над нашим невежеством, над нашей отсталостью. (" Речь на VIII съезде ВЛКСМ" т.11 стр.76.) Все мы говорим о необходимости культурной революции в нашей стране.Если относиться к этому делу серьезно, а не болтать попусту языком, необходимо сделать в этом направлении хотя бы первый шаг: сделать преждевсего начальное образование обязательным для всех граждан страны, безразличия национальности, а потом и - среднее образование. Ясно, что безэтого невозможно никакое культурное развитие нашей страны, не говоря уже отак называемой культурной революции. Более того: без этого у нас не будет нинастоящего подъема промышленности и сельского хозяйства, ни надежной оборонынашей страны. А как это сделать, если иметь в виду, что процент неграмотности понашей стране все еще очень велик, что в целом ряде наций нашей странынеграмотные составляют 80--90 процентов? Для этого необходимо покрыть страну богатой сетью школ на родном языке, снабдив их кадрами преподавателей, владеющих родным языком. Для этого нужно национализировать, т. е. сделать национальными посоставу, все аппараты управления, от партийных и профсоюзных догосударственных и хозяйственных. Для этого нужно развернуть прессу, театры, кино и другие культурныеучреждения на родном языке. Почему - спрашивают - на родном языке? Да потому, что миллионные массынарода могут преуспевать в деле культурного, политического и хозяйственногоразвития только на родном, на национальном языке. (" Национальный вопрос и ленинизм" т.11 стр.354.) Главное теперь - перейти на общеобязательное первоначальное обучение. Яговорю " главное", так как такой переход означал бы решающий шаг в делекультурной революции. А перейти к этому делу давно пора, ибо мы имеем теперьвсе необходимое для организации обязательного всеобщего первоначальногообразования во всех районах СССР. До сего времени мы вынуждены были " экономить на всем, даже на школах" для того, чтобы " спасти, восстановить тяжелую промышленность" (Ленин). Запоследнее время, однако, мы уже восстановили тяжелую промышленность идвигаем ее дальше. Следовательно, настало время, когда мы должны взяться заполное осуществление всеобщего обязательного первоначального образования. (" Политический отчет Центрального комитета XVI съезду ВКП(б)" т.12стр.299.) Спрашивают часто, почему у нас нет единоначалия? Его нет и не будет, пока мы не овладеем техникой. Пока среди нас, среди большевиков, не будетдостаточного количества людей, хорошо знакомых с вопросами техники, экономики, финансов, у нас не будет действительного единоначалия. Пишитесколько угодно резолюций, клянитесь какими угодно словами, но если неовладеете техникой, экономикой, финансами завода, фабрики, шахты - толку небудет, единоначалия не будет. Задача, стало быть, состоит в том, чтобы нам самим овладеть техникой, самим стать хозяевами дела. Только в этом гарантия того, что наши планыбудут полностью выполнены, а единоначалие будет проведено. Дело это, конечно, не легкое, но вполне преодолимое. Наука, техническийопыт, знания - все это дело наживное. Сегодня нет их, а завтра будут.Главное тут состоит в том, чтобы иметь страстное большевистское желаниеовладеть техникой, овладеть наукой производства. При страстном желании можнодобиться всего, можно преодолеть все. (" О задачах хозяйственников" т.13 стр.37.) Говорят, что трудно овладеть техникой. Неверно! Нет таких крепостей, которых большевики не могли бы взять. Мы решили ряд труднейших задач. Мысвергли капитализм. Мы взяли власть. Мы построили крупнейшуюсоциалистическую индустрию. Мы повернули середняка на путь социализма. Самоеважное с точки зрения строительства мы уже сделали. Нам осталось немного: изучить технику, овладеть наукой. И когда мы сделаем это, у нас пойдут такиетемпы, о которых сейчас мы не смеем и мечтать. И мы это сделаем, если захотим этого по-настоящему! (" О задачах хозяйственников" т.13 стр.41.) Ни один господствующий класс не обходился без своей собственнойинтеллигенции. Нет никаких оснований сомневаться в том, что рабочий классСССР также не может обойтись без своей собственнойпроизводственно-технической интеллигенции. Советская власть учла это обстоятельство и открыла двери высших учебныхзаведений по всем отраслям народного хозяйства для людей рабочего класса итрудового крестьянства. Вы знаете, что десятки тысяч рабоче-крестьянскоймолодежи учатся теперь в высших учебных заведениях. Если раньше, прикапитализме, высшие учебные заведения являлись монополией барчуков, тотеперь, при Советском строе, рабоче-крестьянская молодежь составляет тамгосподствующую силу. Нет сомнения, что мы получим скоро из наших учебныхзаведений тысячи новых техников и инженеров, новых командиров нашейпромышленности. (" Новая обстановка - новые задачи хозяйственного строительства" т.13стр.67.)...следует отметить еще один факт, но уже отрицательного характера. Яимею в виду то недопустимое явление, что педагогические и медицинскиефакультеты все еще находятся у нас в загоне. Это большой недостаток, граничащий с нарушением интересов государства. С этим недостатком надообязательно покончить. И чем скорее будет сделано это, тем лучше. (" Отчетный доклад XVII съезду партии о работе ЦК ВКП(б)" т.13 стр.339.) Знание дело наживное, если его нет сегодня, то оно будет завтра... (" Речь в германской комиссии VI пленума ИККИ" т.8 стр.110.) Данная страница нарушает авторские права? |