Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Со­ци­аль­ная струк­ту­ра






В со­вре­мен­ном за­пад­ном об­ще­стве раз­ли­ча­ют выс­ший, сред­ний и низ­ший клас­сы. Ряд со­цио­ло­гов вы­де­ля­ет как от­дель­ную груп­пу ра­бо­чий класс. Одним из кри­те­ри­ев их раз­ли­че­ния вы­сту­па­ют бо­гат­ство и доход.

Бо­гат­ство — это все до­сто­я­ние, при­над­ле­жа­щее че­ло­ве­ку. Оно вклю­ча­ет в первую оче­редь дом, землю, то есть не­дви­жи­мость. К нему от­но­сят­ся также сбе­ре­же­ния, акции. Доход со­сто­ит из за­ра­бот­ной платы за труд, а также до­хо­дов, по­лу­ча­е­мых от ка­пи­та­ло­вло­же­ний (про­цен­ты или ди­ви­ден­ды).

Выс­ший класс чис­лен­но не­ве­лик — всего не­сколь­ко про­цен­тов от общей чис­лен­но­сти на­се­ле­ния, но ему при­над­ле­жит зна­чи­тель­ная доля бо­гат­ства. Вме­сте с тем ко­ли­че­ство людей, вла­де­ю­щих ак­ци­я­ми, воз­рас­та­ет. Так, в Ан­глии в 1979 г. таких было всего 5%, а в конце 80-х годов — уже более 20% на­се­ле­ния были дер­жа­те­ля­ми акций.

Сред­ний класс об­ра­зу­ют пред­ста­ви­те­ли мел­ко­го и сред­не­го биз­не­са, а также спе­ци­а­ли­сты вы­со­ко­го клас­са, слу­жа­щие раз­лич­ных ка­те­го­рий. Ра­бо­чий класс со­сто­ит из так на­зы­ва­е­мых синих во­рот­нич­ков — людей, за­ня­тых фи­зи­че­ским тру­дом. Низ­ший класс об­ра­зу­ют, среди про­чих, люди, по­дол­гу оста­ю­щи­е­ся без ра­бо­ты.

Не­ко­то­рые со­цио­ло­ги счи­та­ют, что клас­со­вые раз­ли­чия в эко­но­ми­че­ски раз­ви­тых стра­нах утра­чи­ва­ют свое зна­че­ние. На­ло­ги, на­прав­лен­ные про­тив бо­га­тых, в со­че­та­нии с по­со­би­я­ми для не­иму­щих и не­тру­до­спо­соб­ных сгла­жи­ва­ют раз­ли­чие между вер­ха­ми и ни­за­ми.

(По кн. Э. Гид­ден­са «Со­цио­ло­гия». М., 1999.)

26. Со­ставь­те план тек­ста. Для этого вы­де­ли­те ос­нов­ные смыс­ло­вые фраг­мен­ты тек­ста и оза­главь­те каж­дый из них.

 

27. Что, по мне­нию ав­то­ра тек­ста, вклю­ча­ет бо­гат­ство? Ука­жи­те три ос­нов­ные со­став­ля­ю­щие.

28. Какие со­ци­аль­ные груп­пы, об­ра­зу­ю­щие сред­ний класс, при­ве­де­ны в тек­сте? На­зо­ви­те любые три груп­пы.

29. Опи­ра­ясь на об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, ука­жи­те два дру­гих по­ка­за­те­ля, по­ми­мо бо­гат­ства и до­хо­да, ко­то­рые опре­де­ля­ют со­ци­аль­ное по­ло­же­ние че­ло­ве­ка в об­ще­стве. При­ве­ди­те при­мер пред­ста­ви­те­лей двух про­фес­си­о­наль­ных групп, ко­то­рые близ­ки по до­хо­дам, но от­ли­ча­ют­ся по дру­гим по­ка­за­те­лям.

 

30. Ми­ха­ил Н. тру­дит­ся сле­са­рем стан­ков на ав­то­за­во­де. Его за­ра­бо­ток пре­вы­ша­ет до­хо­ды не­ко­то­рых слу­жа­щих этого пред­при­я­тия. Можно ли от­не­сти его, с точки зре­ния ав­то­ра при­ве­ден­но­го тек­ста, к сред­не­му клас­су? При­ве­ди­те по­ло­же­ние тек­ста, ко­то­рое по­мог­ло вам от­ве­тить на этот во­прос.

 

31. В тек­сте при­во­дит­ся точка зре­ния, со­глас­но ко­то­рой со­ци­аль­но-клас­со­вые раз­ли­чия в со­вре­мен­ных за­пад­ных стра­нах сгла­жи­ва­ют­ся. Со­глас­ны ли вы с таким вы­во­дом? С опо­рой на текст и об­ще­ство­вед­че­ские и ис­то­ри­че­ские зна­ния при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та (до­во­да) в за­щи­ту своей по­зи­ции.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал