![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Для памяти любящих
Вначале 1827 года портрет Пушкина пишет замечательный московский художник-портретист Василий Андреевич Тропинин, Портрет был заказан самим поэтом и подарен другу Соболевскому, о чем тот писал: " Портрет Александр Сергеевич заказал Тропинину для меня и подарил мне его на память в золочёной великолепной рамке". Заказчик хотел сохранить в портрете образ человека " домашнего, обыкновенного, каким он был всегда, непричёсаного и неприглаженного", в халате. Но художник открывает людям великого поэта, которого Москва короновала как русского Байрона и Шекспира, чьё имя стало " народной собственностью". Он ощущает высокое стремление его дум, величие духа, непреклонность и терпение, с которыми поэт встречает удары судьбы. Он знает гения, беседует с ним с глазу на глаз, о чём вспомнит годы спустя со счастливой гордостью... Пушкин сидит в непринуждённой позе. Правая рука с перстнями на большом и указательном пальцах свободно лежит на столике на открытой книге. В повороте головы, величественном и гордом, глубокая задумчивость. В сосредоточенном взгляде – напряжённая мысль. Тёмно-каштановые вьющиеся волосы обрамляют высокий лоб. Широко развернуты плечи. В позе чувствуется уверенность и сила. Складки халата, широкие, свободные, плавные, подчеркивают раскованность поэта, его внутреннюю свободу. Свободный расстёгнутый ворот, небрежно повязанный шарф, не стягивающий шею, говорят и о будничной простоте, " домашности" Пушкина, и о вдохновении, внезапно его озарившем. Вспоминаются строки: " И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, минута – и стихи свободно потекут..." Краски скупы, не пестрят, не рассеивают внимание. Всего ярче – вольный белый ворот рубахи, он тотчас привлекает внимание к лицу поэта. В одежде сочетается глубокий коричневый с глубоким синим - цвета земли и неба. Перед нами образ простого, но великого человека, полного духовных сил. " Сходство портрета с подлинником поразительно", – радовался писатель и критик Николай Алексеевич Полевой, издатель журнала " Московский телеграф", оповещая читателей о появлении написанного Тропининым портрета Пушкина.
История портрета
Картины, как книги, имеют свою судьбу... Прошел год с небольшим, как портрет Пушкина написан Тропининым. Соболевский писал: " Портрет Тропинину заказал сам Пушкин тайком и поднёс мне его в виде сюрприза с разными фарсами". Им не успели налюбоваться ещё многие друзья поэта. И большинство из них уже не полюбуются никогда. Не увидит его и большинство первых читателей Пушкина. Тропининский портрет, оставленный его владельцем Соболевским при отъезде за границу у одного из друзей, таинственно исчез. На его месте и в той же раме Соболевский, возвратившись из чужих краёв, обнаружил плохую копию – и в сердцах выбросил её в окно. Портрет был случайно найден лишь через четверть века спустя в лавке антиквара. Фотокопию с него опубликовали через тридцать три года после его создания – в 1860 году. А на выставке он появился ещё через восемь лет – в 1868 году. Такова вкратце история портрета Пушкина, созданного Тропининым, талантливым художником-портретистом.
Осень
(Отрывок)
X И забываю лир - и в сладкой тишине Я сладко усыплён моим воображеньем, И пробуждается поэзия во мне: Душа стесняется лирическим волненьем. Трепещет и звучит, и ищет, как во сне, Излиться наконец свободным проявленьем – И тут ко мне идёт незримый рой гостей, Знакомцы давние, плоды мечты моей.
XI И мысли в голове волнуются в отваге, И рифмы лёгкие навстречу им бегут, И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, Минута – и стихи свободно потекут. Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге, Но чу! – матросы вдруг кидаются, ползут. Вверх, вниз – и паруса надулись, ветра полны; Громада двинулась и рассекает волны.
XII Плывёт. Куда ж нам плыть?
Гений поэзии
Кипренскому портрет Пушкина заказывает Дельвиг, портрет друга для себя и для всех любящих Пушкина, помня, что вся Россия любит поэта, верит ему. Это портрет поэта и гражданина, на которого устремлены глаза России. Пушкин здесь идеал, символ поэта, возвышенный и отвлечённый. Быт, детали, обстановка – отброшены, как будто в природе нет ничего, кроме тишины и гармонии. Поза изящна, горделива, независима. Кипренский стремился прежде всего передать величие поэта. Это портрет человека, озарённого высоким творческим вдохновением. В глазах способность живо и жадно схватывать впечатления и вместе с тем напряженная, глубокая работа ума. Лицо спокойно, но не бесстрастно. В лице, в повороте головы, в неподвижности плеч, в руках, скрещенных на груди, передано скрытое волнение, встревоженность, эта " бездна дум и ощущений". Блеск ясных глаз, непослушные волосы, словно тронутые пролетевшим ветерком, луч света, озаривший большой красивый лоб, клетчатый плащ, небрежно переброшенный через плечо, выдают внутреннюю взволнованность Пушкина, делают образ его подвижным. Есть достоверные свидетельства, что поначалу на холсте не было бронзовой фигуры Музы, богини-покровительницы поэзии с лирой в руке, стоящей справа за плечами поэта. После окончания работы друзья Пушкина просят дополнить портрет изображением Гения Поэзии: имеют в виду изваяние Музы. " Но я уже изобразил Гения Поэзии', - скажет художник. И всё-таки он уступает просьбам. Фигура поэта становится более величественной, скульптурной. А.С.Пушкин высоко оценил работу Кипренского, посвятив ему стихотворение. Именно Кипренскому выпадает счастливая судьба сделать " вид" Пушкина известным в родном Отечестве.
…Себя, как в зеркале, я вижу, Но это зеркало мне льстит… (Из стихотворения Кипренскому.)
Гравюра Уткина
Славу Кипренского по праву делит с ним известный гравёр того времени Николай Иванович Уткин. Едва портрет окончен, он по просьбе Дельвига исполняет с него гравюру, работая резцом по медной доске, изготовляя форму, с которой делаются оттиски. Образ поэта здесь несколько снижен по сравнению с оригиналом. Он утратил романтические черты, но приобрёл большую простоту, человечность, жизненность. Вероятно, именно поэтому отец поэта и лицейские друзья считали гравюру Уткина самым похожим портретом Пушкина. На гравюру не попали скрещенные руки поэта, убрана бронзовая фигура Музы. Это заставляет зрителя пристальнее вглядеться в лицо. Но гравёр и лицо передаёт по-своему. Оно несколько удлинено. Изменился взгляд поэта, иначе показаны волосы. Лицо на гравюре несколько моложе, чем на портрете, волнение живее отразилось в его чертах. Дельвиг помещает уткинскую гравюру в альманахе " Северные цветы" за 1828 год, здесь же отрывок из " Бориса Годунова", поэма " Граф Нулин" и несколько стихотворений Пушкина. Кроме того, Дельвиг пускает в продажу и отдельные оттиски. Тысячи людей знакомятся теперь с изображением Пушкина, приобретают его. Уткинский Пушкин что-то утратил сравнительно с Пушкиным Кипренского, но и открыл что-то новое, своё. Пушкин на гравюре, пожалуй, чуть ближе к зрителю: не только великий поэт, но и добрый знакомый. Люди, близко знавшие Пушкина, многие, кто встречался с ним, полагают, что гравюра особенно точно передаёт его наружность. Портрет появляется на выставке в Петербурге, привлекает всеобщее внимание. В 1831 году после смерти Дельвига Пушкин покупает портрет у его вдовы и всю жизнь держит его при себе.
|