Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мадонна






Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моём, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спаситель –

Она с величием, он с разумом в очах –

Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Портреты последних лет жизни поэта.

 

В 1836-37 годах исполнены работы П.Ф.Соколова (акварель), Т.Райта (гравюра), И.Л. Линева (живопись). Они объединяются,

несмотря на разность жанра и техни­ки, общим восприятием модели. В Пушкине 1836-37 гг. мы не видим того внутрен­него подъема,

горения, что запечатлели Вивьен, Тропинин, Кипренский. Напротив, неудовлетворенность, беспокойство, усталость ощущаются теперь в портрете. По-видимому, этот внешний облик соответствовал

самочувствию передовой дворянс­кой интеллигенции после

декабрьского периода, вынужденной замкнуться в себе.

П.Ф.СОКОЛОВ (1787(?)-1848). А.С.Пушкин. 1836 г. Бумага, акварель. Всесоюзный музей А.С.Пушкина.

 

 

Те же настроения мы ощущаем в трёх последних портретах Пушкина 1835-1836 гг. Особенно поразителен портрет Линёва!

В середине 80-х годов, через полвека после гибели Пушкина,

в доме одного пе­тербургского артиста находят портрет поэта, о

существовании которого никто прежде не предполагал. Но портрет не только потому неожиданный, что о нём до той поры ничего не слыхивали: само лицо на портрете неожиданно – такого Пушкина ни один художник, писавший его при жизни, не изображал. Это –

Пушкин трагический, Пуш­кин последних лет. Волосы поредели, не вьются, как прежде. Пожелтело, осунулось лицо; тревога, тоска, острая боль, которую нет сил таить, светятся в ярко сияющих,

словно озарён­ных страданием глазах. Портрет написан не очень умело, сразу видно, что живописец не искушен в своём мастерстве. Но с каким чувством он пишет портрет, как глубоко понимает

душев­ные муки Пушкина! После исследований было установлено: Иван Логинович Линёв – в про­шлом храбрый боевой офицер,

живописец-любитель, был знаком с Жуковским.

Это – самый загадочный портрет Пушкина. И главная его тайна – не автор, о котором мы так мало знаем, не дата создания, которая нам неизвестна, а удивительная проница­тельность, с которой он написан. В портрете передано то, о чём Россия скоро прочитает у Лермонтова:

Но иглы тайные сурово

Язвили славное чело...

Много загадок таит в себе этот портрет... Но главное: есть портрет Пушкина, созданный в последние годы, даже в последний год его жизни. Портрет удивительный!

И.Л.ЛИНЁВ. Портрет А.С.Пушкина 1836 (?)
С глубоким чувством рассказывает он трагедии поэта, о " главном его несчастии", о " тревоге, томлении, досаде и бессилии".

Автопортреты Пушкина

 

С 1818 года автопортреты сопутствуют творчеству поэта до

конца его жизни. Они становятся одной из форм самовыражения. Это поиски новой маски " поэта", новой роли в жизни, и закрепление ее в зримом обличий на бумаге; это одновременно исповедь

взгляд на себя со стороны; это размышления о себе в прошлом,

настоя­щем и будущем.

Автопортреты Пушкина не имеют аналогий в истории искусства так же, как его стихи и проза' в истории литературы. В них Пушкин далеко обогнал свое время по стилю и методу рисунка, жанровой раскованности, полному несоблюдению огра­ничений внутри каждого жанра. Его автопортреты не только отражают реальность, но несут большое обобщение и критическое восприятие действительности. Они высоко поэтичны, трагичны и одновременно ироничны.

Рисованные для себя, оставшиеся неизвестными для

современников, автопорт­реты Пушкина были оценены лишь

столетие спустя. Рисунки поэта по заключен­ной в них

характеристике столь емки и вместе с тем точны, а по манере

исполнения столь смелы и артистичны, что время над ними не

властно, они не стареют, хотя и точно соотносятся с приметами пушкинской поры.

Они и сейчас кажутся нам только что нанесенными на бумагу

современным нам художником.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал