![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мадонна ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Не множеством картин старинных мастеров Украсить я всегда желал свою обитель, Чтоб суеверно им дивился посетитель, Внимая важному сужденью знатоков. В простом углу моём, средь медленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель, Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш божественный спаситель – Она с величием, он с разумом в очах – Взирали, кроткие, во славе и в лучах, Одни, без ангелов, под пальмою Сиона. Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец. Портреты последних лет жизни поэта.
В 1836-37 годах исполнены работы П.Ф.Соколова (акварель), Т.Райта (гравюра), И.Л. Линева (живопись). Они объединяются, несмотря на разность жанра и техники, общим восприятием модели. В Пушкине 1836-37 гг. мы не видим того внутреннего подъема, горения, что запечатлели Вивьен, Тропинин, Кипренский. Напротив, неудовлетворенность, беспокойство, усталость ощущаются теперь в портрете. По-видимому, этот внешний облик соответствовал самочувствию передовой дворянской интеллигенции после декабрьского периода, вынужденной замкнуться в себе.
Те же настроения мы ощущаем в трёх последних портретах Пушкина 1835-1836 гг. Особенно поразителен портрет Линёва! В середине 80-х годов, через полвека после гибели Пушкина, в доме одного петербургского артиста находят портрет поэта, о существовании которого никто прежде не предполагал. Но портрет не только потому неожиданный, что о нём до той поры ничего не слыхивали: само лицо на портрете неожиданно – такого Пушкина ни один художник, писавший его при жизни, не изображал. Это – Пушкин трагический, Пушкин последних лет. Волосы поредели, не вьются, как прежде. Пожелтело, осунулось лицо; тревога, тоска, острая боль, которую нет сил таить, светятся в ярко сияющих, словно озарённых страданием глазах. Портрет написан не очень умело, сразу видно, что живописец не искушен в своём мастерстве. Но с каким чувством он пишет портрет, как глубоко понимает душевные муки Пушкина! После исследований было установлено: Иван Логинович Линёв – в прошлом храбрый боевой офицер, живописец-любитель, был знаком с Жуковским.
Но иглы тайные сурово Язвили славное чело... Много загадок таит в себе этот портрет... Но главное: есть портрет Пушкина, созданный в последние годы, даже в последний год его жизни. Портрет удивительный!
Автопортреты Пушкина
С 1818 года автопортреты сопутствуют творчеству поэта до конца его жизни. Они становятся одной из форм самовыражения. Это поиски новой маски " поэта", новой роли в жизни, и закрепление ее в зримом обличий на бумаге; это одновременно исповедь взгляд на себя со стороны; это размышления о себе в прошлом, настоящем и будущем. Автопортреты Пушкина не имеют аналогий в истории искусства так же, как его стихи и проза' в истории литературы. В них Пушкин далеко обогнал свое время по стилю и методу рисунка, жанровой раскованности, полному несоблюдению ограничений внутри каждого жанра. Его автопортреты не только отражают реальность, но несут большое обобщение и критическое восприятие действительности. Они высоко поэтичны, трагичны и одновременно ироничны. Рисованные для себя, оставшиеся неизвестными для современников, автопортреты Пушкина были оценены лишь столетие спустя. Рисунки поэта по заключенной в них характеристике столь емки и вместе с тем точны, а по манере исполнения столь смелы и артистичны, что время над ними не властно, они не стареют, хотя и точно соотносятся с приметами пушкинской поры. Они и сейчас кажутся нам только что нанесенными на бумагу современным нам художником.
|