Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
БакалаврСтр 1 из 11Следующая ⇒
НИЖЕГОРОДСКАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра конституционного и международного права Утверждаю Начальник кафедры конституционного и международного права Нижегородской академии МВД России майор полиции Н.А. Трусов «» ________ 2015 г.
П Л А Н Ы Семинарских занятий По дисциплине «КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ» Профессионального цикла базовой части ФГОС ВПО третьего поколения Для слушателей 1 курса, обучающихся на заочной форме обучения по специальности 030900.62 – Юриспруденция, профиль подготовки – уголовно-правовой, узкая специализация – деятельность участкового уполномоченного полиции (на базе СПО, 3 г., 6 мес.) Квалификация (степень) выпускника БАКАЛАВР
Составитель: Н.А. Трусов
Нижний Новгород–2015 СТРУКТУРА:
I. Организационно-методический раздел (пояснительная записка)……….......3 II. Содержание………………………………………………………….…………6 Тема 1. Конституционное право РФ – ведущая отрасль в системе Российского права, наука и учебная дисциплина……………………….……..6 Тема 2. Теоретические основы конституции.Конституция РФ..…..…….7 Тема 3. Основы конституционного строя России…………………...…...10 Тема 4-5. Конституционно-правовой статус личности. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в РФ..………13 Тема 6. Федеративное устройство России……………………..………….20 Тема 7. Выборы и референдум в России …………….……………...……25 Тема 8. Конституционная система органов государственной власти в России……………………………………………………………………….30 Тема 9-10. Президент РФ. Федеральное Собрание – Парламент РФ…...34 Тема 11. Конституционный статус членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации……………………………………………………………………….…..38 Тема 12-13. Правительство РФ. Судебная власть в Российской Федерации ………………………………………………………….40 Тема 14. Конституционно-правовые основы обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации…………………………..……….43 I. Организационно-методический раздел (пояснительная записка)
Программа учебного курса «Конституционное право России» составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования третьего поколения по специальности 030900.62 – Юриспруденция, профиль подготовки – уголовно-правовой, узкая специализация – деятельность участкового уполномоченного полиции, для слушателей 1 курса заочной формы обучения. Цель дисциплины – освоение обучающимися теоретического и нормативного содержания дисциплины, в рамках ее предметной области (наиболее важные правоотношения, закладывающие основы функционирования государства и общества), а также формирование на основе этих знаний, соответствующих умений и навыков, необходимых для будущей профессиональной деятельности. Задачи дисциплины: · ознакомить обучаемых с основными понятиями и теориями научного знания в области конституционного права; · ознакомить обучаемых с основополагающими источниками, регулирующими конституционно-правовые отношения; · заложить основы профессионального уровня правового сознания и правовой культуры у обучаемых; · подготовить обучаемых к практической деятельности, в той или иной степени затрагивающей сферу конституционно-правовых отношений. Место курса в профессиональной подготовке выпускника, междисциплинарные связи. Дисциплина «Конституционное право России» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин. (Б.3.Б.4) Для того чтобы приступить к изучению дисциплины «Конституционное право России» обучаемый должен обладать знаниями, умениями и навыками, которые предусмотрены требованиями для изучения предшествующей дисциплины – «Теория государства и права». Обучаемый должен: · знать природу и сущность государства и права; основные закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, исторические типы и формы права и государства, их сущность и функции; систему права, механизм государства; механизм и средства правового регулирования, реализации права; роль государства и права в политической системе общества, в общественной жизни, основные особенности становления и развития государства и права России. · уметь оперировать юридическими понятиями и категориями; · владеть юридической терминологией. В системе юридических знаний конституционное право России является базовой, основополагающей юридической наукой. По сравнению с другими отраслями права предмет данной отрасли имеет существенные особенности. Они выражаются в том, что конституционное право регулирует отношения, складывающиеся практически во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и пр. Другие же отрасли воздействуют на общественные отношения в какой-либо одной области, или специфической сфере жизни. Изучая курс конституционного права России, нужно постоянно учитывать его фундаментальный характер, широкий диапазон связей не только с философскими и политологическими учениями, но и с отраслевыми юридическими науками. Дисциплина Конституционное право России является предшествующей для изучения всех отраслевых юридических дисциплин. Требования к уровню освоения содержания курса. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: общекультурные компетенции: - способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания; - способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста; - способность иметь нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону; - способность стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства - способность анализировать социально значимые проблемы и процессы; профессиональные компетенции: в нормотворческой деятельности: - способность участвовать в разработке нормативных-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности; в правоприменительной деятельности: - способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права; - способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; - способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности; в правоохранительной деятельности: - способность выполнять должностные обязанности по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства; - способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; - способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению; - способность выявлять, давать оценку коррупционного поведения, содействовать его пресечению; в экспертно-консультационной деятельности: - способность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции; - способность толковать различные нормативные правовые акты; - способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности; в педагогической деятельности: - способность преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне; - способность эффективно осуществлять правовое воспитание. В результате изучения дисциплины обучаемый должен: Знать: - основные принципы и понятия науки конституционного права; - основы конституционного строя России, правового статуса личности, организации и функционирования органов государственной власти России и ее субъектов, органов местного самоуправления. Владеть: - навыками работы с нормативными правовыми актами в области организации и осуществления публичной власти и их правильного применения в практической деятельности. Уметь: - ориентироваться в действующем конституционно-правовом законодательстве; - анализировать с точки зрения конституционного права вопросы внутренней и внешней политики России, правоприменительную деятельность субъектов конституционного права; - толковать нормы права и применять их к конкретным практическим ситуациям. Распределение учебного времени. На изучение дисциплины «Конституционное право России» отводится 22 часа аудиторных занятий. Из них 10 часов – лекционные занятия, 12 часов – семинарские занятия. В соответствии с рабочим учебным планом по специальности 030900.62 – Юриспруденция по курсу «Конституционное право России» предусмотрено 126 часов внеаудиторной самостоятельной работы. Курс по дисциплине включает в себя 14 тем. Структура учебного курса построена таким образом, чтобы обеспечить последовательное изучение конституционного законодательства, а также теоретических положений науки конституционного права и сформировать у слушателей целостное представление о сущности и особенностях конституционно-правовых норм, правовом положении личности и защите конституционных прав и свобод граждан, основах конституционного строя России, ее федеративном устройстве, организации и функционировании механизма государства, национальной безопасности и системе ее обеспечения. Формы контроля. Формой итогового контроля по специальности 030900.62 – «Юриспруденция» является экзамен. II. Содержание ТЕМА 1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – ВЕДУЩАЯ ОТРАСЛЬ В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА, НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Контрольные вопросы по теме: 1) Что представляет собой конституционное право России как отрасль права? 2) Чем отличается наука конституционного права от одноименной отрасли? 3) Каковы основные тенденции развития конституционного права России на современном этапе развития государства? 4) Определите понятие конституционно-правовых отношений? 5) Определите роль конституционного права России в системе российского права? 6) Назовите подотрасли и институты конституционного права России? 7) Классифицируйте нормы конституционного права. Приведите примеры? 8) Какие методы исследования использует наука конституционного права? 9) Определите место общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров РФ в системе источников конституционного права России? 10) Назовите известные вам меры конституционно-правовой ответственности?
Рекомендуемая литература: Баранов П.М. К проблеме правосубъектности народа // Конституционное и муниципальное право. – 2005. – № 9. Богданова А.А. Система науки конституционного права. – М., 2001. Васильева С.В. Когда обучение конституционному праву несет для студента свет: рассуждения о предмете, задачах и методологии преподавания учебной дисциплины // Конституционное и муниципальное право. − 2008. − № 23. Егорова Н. Е. Федеральный закон в системе источников конституционногоправа РФ // Журнал российского права. − 2008. − № 2. Егорова Н.Е. К вопросу о предмете правового регулирования федерального закона как источника конституционного права России // Журнал российского права. – 2009. – № 11. Ким Ю.В. О фикциях в конституционном праве // Конституционное и муниципальное право. − 2008. − № 13. Кокотов А.Н. Конституционное право в российском праве: понятие, назначение и структура // Правоведение. – 1998. – № 1. Колосова Н.М. К вопросу о конституционных санкциях // Журнал российского права. – 2009. – № 3. Костюков А.Н. Приоритеты конституционно-правового развития современной России // Конституционное и муниципальное право. – 2010. – № 1. Кузько А.В. Политический характер конституционно-правовойответственности // Конституционное и муниципальное право. − 2008. − № 14. Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. – М., 2001. Лукьянова Е.А. Еще раз о предмете конституционного права с позиции нового тысячелетия // Конституционное и муниципальное право. – 2010. – № 1. Мальцев В.А. Влияние категории «интерес» на конституционно-правовые отношения в сфере обеспечения безопасности // Конституционное и муниципальное право. – 2005. – № 6. Тихомиров Ю.А. Развитие теории конституционного права // Государство и право. – 1998. – № 7. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 2009. – 21 января. Постановление Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 61 «О Федеральной целевой программе развития образования и науки на 2011-2015 годы» // СЗРФ. – 2011. – № 10. – Ст. 1377. Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. № 389 «О мерах по совершенствованию законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации» // СЗРФ. – 2009. – № 19. – Ст. 2346.
|