![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ОТ АВТОРА. К78 Разбуди в ребенке волшебника: КнСтр 1 из 8Следующая ⇒
Кравцова Е.Е. К78 Разбуди в ребенке волшебника: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. — М.: Просвещение: Учебная литература, 1996. — 160 с: ил. — ISBN 5-09-004631-Х. Каждый ребенок по своей природе волшебник: он может превратить старую табуретку в красивый замок, сделать Бабу-Ягу доброй, победить Бармалея волшебным мечом. Однако в последнее время случилось так, что дети разучились фантазировать. Почему это произошло, как об этом узнать, что необходимо для того, чтобы разбудить в ребенке волшебника? Автор, кандидат психологических наук, поможет вам найти ответы на эти и многие другие вопросы. 4305000000—517. К------------------------ план выпуска 1996 г. № 279 103(03)—06 ББК 88.8
ISBN 5-09-004631-Х ОТ АВТОРА «Когда я вырасту, я буду волшебником!» — заявил однажды мой пятилетний сын. Что ж, такая мечта не редкость. Кто из нас с вами не мечтал быть волшебником? Ведь тогда все становится веселым и интересным — страшное перестает быть страшным, неприятности оказываются преодолимыми, скучное может оказаться занимательным, а ты сам из маленького, слабого и беззащитного превращаешься во всемогущего и всесильного! Но годы проходят, и вот уже мы не только не мечтаем стать волшебниками, но порой смеемся над своими детьми, доказывая им, что волшебники бывают только в сказках. Почему так происходит? Причин много, но, вероятно, основ-ная состоит в том, что мы не знаем, как стать волшебниками, да и сам вопрос считаем чуть ли не бессмысленным. Но вопрос этот отнюдь не риторический. В психологии, например, он имеет достаточно конкретный и четкий ответ. Оказывается, что со способностью быть волшебником прямо и непосредственно связана психологическая функция воображения, что почти каждый ребенок по своей психологической сути волшебник. Только часто об этом не знает ни он, ни окружающие его взрослые. Не сумел ребенок стать волшебником в детстве, не научился воображать, и начинают, как снежный ком, расти различные проблемы — беспричинные страхи, низкая обучаемость, отсутствие замыслов, плохое развитие деятель-ностей и, как следствие из всего этого, психологическая неготовность к обучению в школе. Помогите ребенку, разбудите в нем волшебника — тогда и его, и ваша жизнь изменятся коренным образом. И вы увидите, как в известной детской песенке увидел «строгий дядя», что вас окружает «оранжевое небо, оранжевое море, оранжевая зелень, оранжевый верблюд» и что самая лучшая профессия на земле это быть волшебником! ЧТО ТАКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ Итак, чтобы стать волшебником, надо научиться воображать. Воображение в своем развитии проходит ряд этапов, каждый из которых требует определенных усилий со стороны взрослых, создания ими особых условий. Но прежде чем перейти к их описанию, давайте вместе подумаем — что же такое воображение? Помните рассказ Н. Н. Носова «Фантазеры»? В нем ребята соревнуются друг с другом, кто лучше выдумает. Кто-то рассказывает, что съел ведро мороженого, кто-то — как переплыл океан и подрался с акулой, а один мальчик вдруг заявил, что все это не выдумки. Вот он съел варенье из буфета и сказал, что это сделала сестренка, да еще намазал ей губы вареньем, для убедительности. «Вот это вранье, так вранье, по крайней мере с пользой». Так кто же из них прав? Существует извечный вопрос взрослых: врет их малыш или фантазирует? Ведь от ответа на него зависят и наше отношение к ребенку, и оценка его поступков. Как-то так случилось, что воображение в психологии изучали сравнительно мало. Поэтому четко и определенно ответить на этот вопрос сегодня трудно. Долго считалось, а многие считают и по сей день, что воображение — это как бы дополнение, надстройка, в чем-то даже излишество и роскошь. Ведь главное — это научить ребенка мыслить, запоминать, решать, делать что-то и т.п., а уж воображать и фантазировать он сам научится. «А не научится — не велика беда», — утверждают некоторые взрослые. Но ведь это очень удобная и плодотворная точка зрения для воспитания «винтиков». При таком подходе ни один ученик не превзойдет своего учителя, а «учителя» смогут спокойно почивать на лаврах. С этих позиций известные строки Е. М. Винокурова — «Художник, воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться» — так и останутся пустым призывом. Так мы жили долгие годы, так во многом живем и сейчас. «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью...» А как жить так, чтобы из были сделать сказку? Несколько лет назад в одном из журналов было опубликовано интервью с известным академиком. На его счету множество оригинальных изобретений. Это на созданных им моторах работала боевая техника и одерживались победы в годы Великой Отечественной войны. На вопрос корреспондента о том, что отличало его в детстве от других детей, ученый ответил, что всегда без труда мог себя вообразить кем угодно и чем угодно: самолетом, сенокосилкой, птицей или даже только хвостом птицы. Эта удивительная способность ребенка (далеко не всегда вызывавшая восторг у взрослых) и дала возможность в будущем состояться многочисленным его изобретениям. Оказывается, что все ученые звания и правительственные награды он получал за свое... воображение. Он создавал сказки из самых будничных и обыденных дел и поступков. Он был и остался волшебником. Но вернемся к нашему вопросу — что же такое воображение? Известный психолог В. В. Давыдов счи тает, что во ображение имеет место там, где ребенок видит целое раньше частей. Вот малышу попадается кусочек деревяшки, и он тут же подбирает его. «Он мне очень нужен, я буду играть с ним, — уверяет мальчик рассерженную мать. — Это не гадость, а часть от машины. Помнишь, вы мне купили машину, а она поломалась и потом потерялась? Там был такой же кусочек». Для того чтобы в кусочке деревяшки увидеть часть от машины, ребенку понадобилась целостная ситуация, и тогда бесполезная на первый взгляд вещь вдруг стала частью детской игрушки и обрела смысл. Это же качество — видеть целое раньше частей — л ежит в основе способности детей оживлять разные игрушки и предметы, разговаривать, дружить или_ссоритьса с ними, бояться или любить их. Другим важным свойством воображения, по мнению В. В. Давыдова, является способность переносить функции с одного предмета на другой, не обладающий этими функциями. Вот малыш берет кубик из строительного набора и начинает возить его по столу, издавая при этом звук работающего мотора. И кубик уже не кубик — он превращается в машину, может быть, в легковую, а может, в грузовую или пожарную. Чем не волшебство? Это второе свойство воображения лежит в основе развития человеческой цивилизации. Так, например, первобытные люди пили из пригоршни. А первые чашки — это перенос в материал (глину, дерево, металл) той формы, которую человек придавал рукам, чтобы напиться. Другими словами, здесь мы сталкиваемся с переносом функции с одного предмета на другой. Умение переносить функции с одного предмета на другой очень тесно связано со способностью ребенка идентифицироваться, т.е. ставить себя на позицию другого, представлять себя тем или иным персонажем или даже его частью. Мы вслед за В. В. Давыдовым, считаем, что воображение — это умение видеть целое раньше частей и способность переносить функции с одного предмета на другой, который подобными функциями не обладает. Эти свойства воображения возникают и развиваются у человека не одновременно. Для того чтобы проследить их возникновение и развитие, давайте обратимся к истокам воображения. Итак... ИСТОКИ ВООБРАЖЕНИЯ Воображение появляется на арене психического развития не сразу. Как самостоятельная психическая функция оно возникает у ребенка после 3 лет. Но это отнюдь не означает, что у детей до 3 лет вообще нет воображения. Вот малыш 4—5 месяцев слышит в коридоре шаги и принимается болтать ручками и ножками, издает какие-то звуки и даже улыбается. Он узнал — это мама. Малыш, очень любящий кашу, услышал, что бабушка скребет ложкой по стенкам миски, и начинает плакать. Он понял — каша кончается. Это признаки самого настоящего «взрослого» воображения. Ведь для того чтобы по шагам в коридоре узнать маму или по звукам ложки догадаться, что каша кончается, ребенок должен уметь представлять себе всю ситуацию целиком, иначе ни шаги, ни звуки ложки не будут иметь для него смысла. В чем же особенности воображения детей до 3 лет? Прежде всего в том, что в этом возрасте оно существует внутри других психических функций. Так, в приведенных примерах воображение слито с общением. И возникает оно, и проявляется непосредственно, т.е. без всяких усилий со стороны ребенка и без специальной помощи взрослых. Однако для того чтобы воображение возникло и стало развиваться, необходим определенный фундамент. Этот фундамент неоднороден, и состоит он из нескольких «блоков-кирпичей». Остановимся на их рассмотрении подробнее. Основа основ всего психического развития (в том числе и воображения) — это общение ребенка с окружающими, и прежде всего со взрослыми. Появляющийся на свет малыш наиболее неприспособлен к окружающей среде по сравнению с другими представителями живого мира. У него нет врожденных форм поведения. Несколько безусловных (врожденных) рефлексов отмирают в первые месяцы. Постоянное эмоциональное общение со взрослыми делает ребенка с самых первых дней полноправным участником всех событий в жизни семьи, помогает ему познавать окружающий мир. Прислушайтесь, как разговаривает мама со своим малышом: «Вот мы сейчас пойдем на кухню, вот мы сейчас сварим кашу. Ой, кто это к нам идет? Это, наверное, папа...» Что, происходит в этом случае? Мы видим, что мама все время подчеркивает свою общность с ребенком. И хотя, конечно, малыш просто сидит у нее на руках, постоянное обращение матери «мы» превращает его в активного участника событий. Ребенок с самого начала не просто наблюдает за действиями матери, он с помощью ее слов обращен к смыслу действий, а не к их внешней стороне. Общение мамы с малышом всегда эмоционально окрашено. Это дает возможность самые будничные, многократно повторяющиеся дела возвести в ранг события, поэтому они хорошо запоминаются. Ребенок постепенно начинает воспроизводить их и таким образом накапливает собственный опыт. Все эти моменты — активное участие в событиях, направленность на их смысл, эмоциональная окрашенность — и являются «кирпичиками» фундамента, истоками воображения. Без них малыш никогда не сможет стать волшебником. Подтверждение тому легко найти в особенностях психического развития детей, которые по каким-либо причинам были лишены такого общения. Так, например, в исследованиях Н. Н. Толстых и А. М. Прихожан убедительно показано, что дети из детских домов и домов ребенка очень хорошо решают многие интеллектуальные задачи, классифицируют, имеют довольно высокий уровень познавательной деятельности, но с трудом выполняют задания на воображение. Аналогичную картину можно наблюдать у детей в тех семьях, где на ребенка до определенного времени почти не обращают внимания, сводя все общение с ним к кормлению или перемене пеленок. Эти дети выделяются среди сверстников, они сталкиваются с такими трудностями, которые порой для окружающих взрослых превращаются в проблемы. Эти дети могут иметь хорошо развитую память, и развитую речь, и даже развитое мышление, но волшебниками они так никогда стать и не смогут, потому что не овладели той основой, без которой невозможно научиться воображать. Итак, первое условие возникновения воображения связано с полноценным эмоциональным общением взрослых с ребенком в первый год его жизни. Однако для развития воображения этого явно недостаточно. Другие условия мы рассмотрим в следующей главе. ИСТОКИ ВООБРАЖЕНИЯ (Продолжение) Освоив на первом году жизни мир людей, ребенок начинает познавать окружающий его предметный мир. Познает он его активно — манипулируя и действуя с разными предметами. Эта, как называют психологи, предметно-манипулятивная деятельность ребенка является вторым необходимым условием возникновения воображения. В ней также можно обнаружить его истоки. Что же дает предметно-манипулятивная деятельность ребенка для развития его воображения? Давайте вспомним, чем и как в это время занимается малыш. Вот он нашел на полу колечко от пирамидки. Моментально поднимает его и начинает рассматривать: берет одной рукой, затем двумя и вот уже тащит в рот, сначала просто облизывая, потом вынимает и снова смотрит, пытается засунуть в какую-нибудь дырку или щель, потом вдруг бросает и смотрит, куда покатилось колечко. Затем, как может, добирается до него, снова берет и рассматривает, обычно пробует на зуб, пытается надеть на свой пальчик, снимает и начинает стучать им по всем близко находящимся предметам, снова засовывает куда-нибудь, еще раз бросает и т.п. В чем же психологический смысл действий малыша? Что приобретает он в этой довольно однообразной, часто кажущейся нам бессмысленной деятельности? Оказывается, именно в процессе этих повторяющихся манипуляций ребенок учится всесторонне обследовать предмет. Он получает совершенно необходимые для его воображения представления о свойствах предметов, о том, какие они — большие или маленькие, твердые или мягкие, какого цвета, какой формы, можно ли их куда-нибудь засунуть или же, наоборот, что-то можно спрятать в них. В общем, познает все то, что затем составит, по психологической терминологии, о браз предмета. И поэтому, чем большее количество разнообразных предметов узнает ребенок в этот период, тем более богатые и красочные образы могут у него возникнуть. Действуя с разными предметами, ребенок совершенствует первооснову воображения — моторику. Рассматривая далее специфику воображения дошкольника, мы с вами убедимся, что без движения, без динамики у ребенка не возникает ни один образ. Вы наверняка замечали — у детей всегда не просто слон, а слон, который приехал из Африки, сейчас его обидели и он грустит, но потом он найдет маму, она успокоит сына, и т.д. От развития моторики в этом возрасте будет также прямо и непосредственно зависеть уровень продуктивной деятельности, влияющей на качество воображения. С развитием разнообразных манипуляций у ребенка действие, существенно связанное с тем или иным предметом. Он «откроет» для себя его назначение, способ употребления. Это очень важный момент, так как без этого малыш не научится воображать (помните перенос функции с одного предмета на другой?). А научившись выделять это ключевое действие, ребенок начинает переносить его на себя («я — машина»), на другие предметы («кубик — машина»), и в его психическом развитии наступает очень важный период — у него появляется особая деятельность. Это — детская игра. С ее помощью он может создавать новый мир — мир сказки и воображения, не совпадающий с тем реальным, наглядным миром, в котором он живет. И он становится настоящим волшебником в полном смысле этого слова! Во время действий с предметами у малыша появляется еще одно психологическое новообразование, без которого нет и не может быть развитого воображения. Это первые слова и предложения, это первые просьбы и первые капризы, это речь вашего ребенка. По своей психологической сути отдельные слова детской речи — уже есть результат деятельности воображения, это перенос смысла и функций предмета в звучащую речь. Видный психолог Л. С.Выготский писал, что наиболее значительный скачок в развитии воображения ребенка связан с возникновением у него речи. Не случайно поэтому дети, поздно овладевшие речью и плохо говорящие, испытывают подчас значительные трудности при решении задач на воображение. Итак, напомним: вторым важнейшим условием появления у ребенка воображения является его предметно-манипу-лятивная деятельность. Познание свойств предметов, развитие моторики, выделение ключевого действия и усвоение начальных форм детской речи — вот те истоки, которые также обусловливают появление воображения. А что же происходит с самим воображением в этом возрасте? Оно существует и развивается в недрах предметной деятельности малыша. Оно как бы набирает силу, чтобы в определенный возрастной период, получивший в психологии наименование «кризиса трех лет», постучаться и выйти, наконец, в явном виде на арену психического развития. КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ,
|