Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Стрессы.
Наряду с конфликтом важную роль в деятельности работников играют стрессы. Стресс (англ, stress — «туго натянуть») — давление, напряжение. Это состояние напряжения, которое возникает у личности под влиянием сильных воздействий. Стрессы — обязательный компонент человеческой деятельности. В зависимости от вида и характера стрессы бывают: физиологические, когда происходит накопление критической массы усталости от стрессовых ситуаций — «синдром хронической усталости», результат физического стресса — язва, астма, болезнь сердца и т.д., и психологические стрессы. Психологические в свою очередь делятся на информационные и эмоциональные. Информационные стрессы возникают в ситуации информационных перегрузок, когда человек (личность) не справляется с задачами, не успевает принимать решения и т. д. Эмоциональные стрессы появляются в ситуациях угрозы, опасности, обиды. - Стресс может оказывать как положительное влияние, так и отрицательное. Положительное влияние стресса состоит в том, что он способствует мобилизации усилий человека для выполнения работы. Стресс—обычное и часто встречающееся явление (повышенная раздражительность или бессонница перед ответственным событием—экзаменом, докладом и т. п.). В любой даже с благоприятным психологическим климатом организации существуют ситуации, которые вызывают стресс, например нехватка времени для выполнения всего объема работ. Появляется нервозность, обеспокоенность (стресс); когда ситуация выходит из-под контроля. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидов и организаций. Отсюда необходимость различать допустимый уро вень стресса и чрезмерный стресс, который дорого обходится и сотруднику и организации. Причины стресса. Основной причиной стресса являются перемены, нововведения, частота которых в современных условиях резко возросла. Любая перемена, даже позитивная, например повышение статуса работника, нарушает баланс нашего окружения, к поддержанию которого мы стремимся. Если менеджер ощущает наличие частых стрессов, он должен стремиться к устранению факторов, которые делают стресс чрезмерным. При этом необходимо четкое представление симптомов стресса (рис. 6.23). Симптомы стресса. 1. Проблемы здоровья. 2. Проблемы со сном. 3. Нервозность и напряжение. 4. Хроническое переживание. 5. Неспособность к отдыху. 6. Чрезмерное употребление алкоголя или курение. 7. Чувство неспособности справиться с чем-либо. 8. Эмоциональная неустойчивость. 9. Впечатлительность и легкая ранимость. По мере того как менеджер решает собственные проблемы с напряженностью, он одновременно должен решать аналогичные проблемы своих подчиненных, максимально уменьшая факторы риска в отношении стрессовых симптомов. Поэтому менеджеры должны стремиться к исключению источников стресса как для себя, так и для своих сотрудников.
Выделяют две группы факторов, вызывающих стресс: организационные и личностные (рис. 6.24).
Организационные факторы. Перегрузка работника является первой причиной стресса в организациях. В этом случае возникает беспокойство, чувство безнадежности и материальных потерь. Вторым фактором является конфликт ролей, когда работнику предъявляют противоречивые требования. Конфликт ролей может произойти, например, в результате нарушения принципа единоначалия. В результате возникает чувство беспокойства и напряжения. Третий фактор—это неопределенность ролей. В этом случае работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования будут не очень противоречивыми, но они уклончивы и неопределенны. Четвертый фактор— неинтересная работа. Исследования показали, что люди, имеющие более интересную работу, проявляют меньшее беспокойство и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой. Кроме того, стресс может возникнуть в результате плохих условий труда (температурный режим, недостаточное освещение, чрезмерный шум), а также из-за информационной недостаточности, неправильного соотношения между полномочиями и ответственностью. Личностные факторы Потенциальными причинами стресса, которые могут привести к снижению результатов работы, относятся многие события, которые происходят за пределами организации, т. е. в личной жизни работника. Наибольшее влияние оказывают смерть супруга, развод, болезнь, смерть близкого родственника и т. п.
Учитывая влияние стресса на производительность, руководитель должен научиться справляться со стрессом сам и помочь снизить уровень стресса своих сотрудников. Сделать это можно, используя следующие рекомендации. · Исходя из влияния той или иной работы на результаты фирмы, разработать систему приоритетов в своей деятельности. · Научиться говорить «нет» при достижении предела в объеме работ, который вам предстоит выполнить, либо настаивайте на отнесении сроков выполнения ранее данного вам задания. · При выдвижении противоречивых требований со стороны вашего руководства (конфликт ролей) объясните несостоятельность и невозможность их выполнения. · Каждый день найдите время для отключения и отдыха. В этот период выбросите работу из головы, расслабьтесь, обратитесь к приятным мыслям и образам. · Добивайтесь надлежащего вознаграждения за эффективную работу.
Поскольку стрессы неизбежны в жизни, менеджер должен научиться управлять ими. Есть два подхода к стрессам: 1) внести изменения в менеджмент, чтобы устранить базу стрессов. Для этого надо оценивать способности, потребности, склонности работников, четко определять зону полномочий и ответственности, использовать двустороннюю коммуникацию и т.д.; 2) принимать конкретные меры индивидуального характера, разрабатывать программы по нейтрализации стрессов (медитация, расслабление, психоанализ, диета, тренинг и т.д.). Тема 7. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала
1. Мотивация труда как процесс побуждения к труду. Разнообразие направлений в теориях мотивации Мотивация труда — это процесс побуждения к труду. Существует множество различных направлений в теориях мотивации. Главные из них: 1. Исторически ранние взгляды на мотивацию труда, например политика «кнута и пряника»: считается, что человек по своей природе ленив, хитер, эгоистичен, хочет поменьше дать и побольше взять; следовательно, необходимо постоянно заставлять его работать, а чтобы ему было не в тягость постоянное принуждение, необходимо систематически поощрять его за хороший труд. 2. Содержательные теории мотивации. Суть их в том, что внутреннее содержание человека, его врожденные или приобретенные потребности заставляют его действовать, работать. Существует множество теорий и моделей, описывающих влияние потребностей человека на его мотивацию, например модель Абрама Маслоу, модель Клейтона Альдерфера, модель Дэвида Мак-Клелланда, модель Фредерика Герцберга и др.
|