![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Канон в древнерусском искусствеСтр 1 из 2Следующая ⇒
Уже при первом знакомстве с древнерусским искусством становится заметна его последовательная обостренная нравственно-эстетическая ориентация. Особенно сильно она выражена в иконописи и русской книжности 11 - 17 веков. Древнерусский живописец в первую очередь считал себя воспитателем зрителей, их руководителем и наставником, то есть учителем нравственности.
Троица Андрея Рублева Абстрактная, не облаченная в конкретноые чувственные формы искусства христианская духовность плохо воспринималась русичами, поэтому он в поисках духовной пищи обращался к искусству, и его красоте придавал большую значимость, чем это было принято в Византии. Искусство Древней Руси было основано на внешней красоте, за которой усматривали особую глубину, которая не поддается выражению словами, но ее можно хорошо прочувствовать. Ведь не случайно иконописцев (богомазов) в народе почитали мудрецами, а в искусстве видели проявление премудрости. Если читать умели не все и книжная мудрость была доступна немногим, то " премудрость иконная" - каждому древнерусскому человеку. В представлении человека того времени настоящее искусство было неотделимо от красоты и мудрости. Художник почитался за то, что мог на основе дара мудрости созидать красоту.
Канон выступал как бы первым уровнем выражения художественного символа. У иконографического канона древнерусского искусства был византийский прототип. Но в византийском каноне закреплены визуализированные идеи в платоновской философии, архетипические схемы, или лики изображаемых персонажей и событий. В древнерусском же искусстве канон выступал главным хранителем предания, традиции. Канон являлся конструктивной основой художественного символа, однако не был основным носителем эстетического значения. Сутью художественного творчества мастера была в сосредоточении всех свои творческих сил на решении чисто художественных задач. Пусть канон ограничивал художника в выборе сюжета и тематики или общей линии композиции, зато предоставлял неограниченные возможности в области средств художественного выражения - цвета, формы, линейного ритма в живописи. Каноничность фактически обесценивает мир материальных ценностей и неумолимо ориентирует искусство на проникновение в мир духовный и на выражение его художественными средствами.
1. Канон – мировоззренческая, ценностная категория, выражающая эстетический идеал эпохи. 2. Канон представляет собой нормативную систему, закрепляющую основные структурные закономер- ности видов искусства. 3. Основными функциями канона являются охранительная, трансляционная, коммуникативная. 4. Канон не препятствует проявлению творчества художника, но создает определенное поле инвариантов, внутри которого художнику предстоит действовать. Таким образом, проявляется релятивность канона. 5. Для реципиента, не знакомого с канонической культурой, которая создала данное произведение ис- кусства, канон утрачивает свою коммуникативную и трансляционную функцию. Для адекватной интерпре- тации произведения требуется получение новой художественно-смысловой информации. 6. Канон – составная часть традиции, но он появляется на определенной стадии ее развития и выступает в виде жанрового канона.
|