Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Символика иконы ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Чтобы легче можно было понять символическую природу священных изображений, хотелось бы привести главу из книги св. Иоанна Дамаскина " Точное изложение Православной веры", носящую название: " О том, что говорится о Боге телесным образом". Глава начинается таким определением: " Так как мы находим, что в Божественном Писании весьма многое символически сказано о Боге очень телесным образом, то должно знать, что нам как людям, облеченным этой грубой плотью, невозможно мыслить или говорить о божественных и высоких, невещественных действиях Божества, если бы мы не воспользовались подобиями и образами и символами, соответствующими нашей природе. Поэтому то, что сказано о Боге очень телесным образом, сказано символически и имеет очень возвышенный смысл, ибо Божество просто и не имеет формы ". Только этот символический язык Церкви и может быть мыслим там, где человеческое знание касается непостижимого. Ритм Ритм есть форма свободного движения, развертывающегося в пределах и на основе композиционного строя произведения. Ритм и композиция взаимно обусловлены и находятся в функциональной зависимости друг от друга. Ритм - это рисунок, композиция - его канва и в то же время организующая сила. Ритм в искусствах временных развертывается во временн о й последовательности. В искусствах пространственных ритм воссоздается благодаря упорядоченному членению пространственно-изобразительной формы. Пока глаз был нечувствителен к восприятию ритма, в иконописи видели искусство плоскостное и статическое. Когда на икону взглянули как на ритмическую композицию, она предстала как особый род искусства, соотносимый скорее с музыкальными и поэтическими произведениями, нежели с иллюзорной живописью. Структура иконописи поэтична, в противовес прозаической форме натуралистической живописи. Проблемы пространства, объема, движения, которые стояли перед западноевропейской живописью Ренессанса, решались в то же самое время русскою иконописью. Но на Западе эти проблемы получили реалистическую трактовку в перспективных, иллюзорных построениях пространства и объема. Иконописец же их решал в ритмическом строе композиции. Через ритм проблема пространства и времени получает единое выражение, как отношение частей изобразительной формы. Отдельная изобразительная деталь композиции становиться лишь некой " переменной", зависимой от иных частей композиции. Сознательно ли создавались подобные композиции? Имея в виду традицию, существовавшую веками, и передачу художественных приемов из поколения в поколение, надо ответить на заданный вопрос утвердительно. Качество отдельных произведений выдающихся мастеров, как Феофан Грек. Андрей Рублев, Дионисий, можно объяснить исключительным дарованием и наличием у них творческой интуиции. Но сами композиционные приемы воссоздавались вполне сознательно. Об этом говорят тексты иконописных подлинников. Если бы весь творческий процесс был плодом интуиции, то не могли бы появиться столь подробные описания, как надо компоновать икону, которые имеются в иконописных подлинниках. Одежда Одежда в иконе сохраняет свои свойства и совершенно логически облекает формы человеческого тела; однако она изображается так, что не скрывает от глаз прославленное состояние святого, а наоборот, его подчеркивает; выявляя дело человека, она становится как бы образом его одежды славы, образом " ризы нетления". И здесь аскетический опыт находит свое внешнее выражение в строгости часто даже геометрических форм, света и линий складок. Они перестают быть случайными и беспорядочными, меняют свой характер, становятся строго ритмичными, подчиняясь общей гармонии образа. Освящение человеческого тела сообщается и облекающей его одежде. Мы знаем, что прикосновение к одежде Спасителя, Богоматери, апостолов и святых подавало исцеление верующим. Жест Жест является важнейшим узлом композиции, ее ключом, обладающим большой силой воздействия. За ним всегда стоит слово - первоначальная основа изображения. Жест - это передача внутренней духовной энергии слова. Древнейшее церковное происхождение имеют литургические, сакральные жесты. К ним относится жест Оранты - усиленной молитвы, с характерным движением поднятых вверх (обычно выше уровня плеч) и разведенных рук. Причем важным условием становится ладонь, раскрытая на плоскости стены или иконы в сторону молящихся. Молитвенный жест Оранты передается в почти буквальных повторениях с библейских времен. В композиции Деисиса Богоматерь и Иоанн Предтеча обращаются к Христу с жестом молитвы, который вместе с тем означает и послушание. В ряде случаев изображается движение рук, целиком закрытых одеянием: это жест означает особое благоговение перед святыней, которой предстоящий ей недостоин даже коснуться. Этот жест также связан с обычаями древнего Востока. На фреске преп. Андрея Рублева Судии (из Страшного Суда) жест Спасителя - поднята вверх правая рука и опущенная вниз левая рука имеет смысл разделения праведников и грешников. Также имеет большое значение предмет в руках изображенного святого как знак его служения или прославления. Так, апостол Павел обычно изображается с книгой в руках - это Евангелие, апостолом которого он является, и одновременно и его собственные послания, составляющие вторую после Евангелия значительную часть Нового Завета. У апостола Петра в руках обычно ключи - это ключи Царства Божия, которые вручил ему Спаситель (Мф. 16.19). Мученики изображаются с крестом в правой руке или пальмовой ветвью и открытой левой: крест - знак сораспятия со Христом, пальмовая ветвь - принадлежность Царству Небесному. Пророки обычно держат в руках свитки своих пророчеств, Ноя иногда изображают с ковчегом в руках, Исайю с горящим углем, Давида с Псалтирью и т.д. Не менее важен молитвенный жест приятия благодати подвижников с раскрытыми на груди ладонями.
|