![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Маркетинговые исследования: методы сбора информации.
Вторичная информация – информация уже существующая, т.е. уже собранная для других целей. Первичная информация – данные, собранные впервые для конкретной цели. Исследование лучше начинать со сбора вторичных данных, потому что они служат отправной точкой исследования, обходятся дешевле и более доступны. Ко вторичным источникам информации относятся: – внутренние данные (отчеты о прибылях и убытках. Балансовые отчеты, показатели быта, отчеты коммивояжеров, отчеты о предыдущих исследованиях); – внешние данные (издания государственных учреждений, периодика, книги. Коммерческая информация). Маркетинговые исследования начинаются со сбора первичной информации в том случае, когда вторичной, нужной для исследования, нет или имеющиеся данные устарели. Различают три наиболее распространенных способа сбора первичной информации: - наблюдение – способ, при котором исследователь ведет надзор за людьми и обстановкой, больше всего подходит для поисковых исследований; - эксперимент – отбор информации среди сопоставимых групп субъектов (создание для этих групп разной обстановки, контроль за переменными составляющими и установление значимости наблюдаемых различий), цель данного исследование – выявление причинно-следственных связей; - опрос – способ, позволяющий исследователям получить прямую информацию о знаниях, убеждениях и мнениях людей, о степени их удовлетворенности от покупки, а также способ, позволяющий определить популярность товара в глазах аудитории, больше всего подходит для проведения описательных исследований. Методами сбора первичной информации являются: - наблюдения: мониторинг продаж, тестирование магазинов, технические методы наблюдения; - эксперименты: полевые и лабораторные; - опросы: личные интервью, анкетирование по почте, телефонные интервью. Источниками первичной информации могут быть: 1) потребители продукции; 2) каналы распределения продукции, включая оптовую и розничную сеть; 3) поставщики сырья, материалов, деталей, узлов, агрегатов, запасных частей; 4) рекламные агентства, торговые агенты, маркетинговые фирмы, торговые и другие профессиональные ассоциации, обслуживающие рынок анализируемой продукции; 5) инженерный, торговый и управленческий персонал организаций-конкурентов; 6) специальные аналитические службы и агенты. Преимущества: - новые данные. - надежность. - фирма становится владельцем информации, остающейся секретом для конкурентов. - данные собираются в соответствии с поставленными целями. Недостатки: - дороговизна. - сложность. - обязательность компетентных специалистов. - временные затраты (иногда до нескольких месяцев). К основным источникам внешней вторичной информации относятся: 1) справочные издания о конъюнктуре рынка, тенденциях и проблемах его развития; 2) государственные нормативно-правовые акты (документы), прямо или косвенно влияющие на состояние рынка (стандарты на продукцию, технологию, охрану окружающей среды; специальные постановления по квотированию, лицензированию, таможенные пошлины и т. п.); 3) отчеты о производственно-хозяйственной деятельности организаций-конкурентов (для акционерных обществ открытого типа); 4) аналитические статьи о развитии рынка, представленные в периодической печати, в специальных газетах и журналах; 5) информация, позволяющая оценить отношение руководителей государственных служб к тенденциям развития анализируемого рынка; 6) данные о регистрации патентов, лицензий и других исключительных прав конкурентов; 7) объявления конкурентов о найме персонала на работу, о продажах (распродажах), закупках и т. п.; 8) публикуемые интервью (речи, доклады) управленческого персонала и руководства организаций-конкурентов; 9) мнения потребителей о характеристиках продукции, публикуемые в печатных органах объединений (союзах) потребителей; Внутренняя вторичная информация включает: - данные бухгалтерии; - списки клиентов; - отчёты продавцов; - перечень жалоб и рекламаций потребителей; - планы маркетинга и другие внутренние документы организации. Недостатки вторичной информации – неполнота представленных данных, отсутствие гарантий по надёжности, запаздывание необходимых сведений – снижают её ценность. Однако в ситуациях, когда требуется поведение предварительного (уточняющего) анализа, вторичная информация незаменима, так как на её сбор не требуется больших финансовых затрат и времени. Кроме того, она поступает из различных источников, что повышает объективность получаемых результатов. Вторичные данные дешевле и доступнее, чем первичны данные, однако могут оказаться устаревшими, неполными или ненадёжными. - информация может быть не соответствующей целям РИ. - может быть устаревшей. - надежность информации не всегда высока, методология - не всегда корректна. Преимущества: - относительная дешевизна. - быстрота ее получения. - некоторые данные (на пример, о состоянии экономики страны в целом и т. п.) фирма не смогла бы получить самостоятельно.
|