Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические указания. 1. Предмет и функции экономической теории.Приступая к изучению первого вопроса, следует дать определение предмета экономической теории
1. Предмет и функции экономической теории. Приступая к изучению первого вопроса, следует дать определение предмета экономической теории, подчеркнув, что, развиваясь в определённых условиях, наука изменяет и предмет своего исследования. Необходимо показать, что в развитии предмета экономической теории можно выделить три этапа: экономия, политическая экономия, экономикс. Важно подчеркнуть, что вся история экономической теории показывает поиск целостного системного взгляда на хозяйство общества, стремление описать, объяснить и предвидеть тенденции развития, выяснить законы экономической жизни, обосновать способы наиболее рациональных экономических решений. При изучении предмета экономической теории целесообразно выделить сферу исследования – экономическая жизнь или среда, в которой осуществляется хозяйственная деятельность; объект исследования – экономические явления; субъект исследования – человек, группа людей, государство; предмет исследования – экономические отношения в обществе. Далее следует показать структуру экономической теории - микроэкономику, макроэкономику, мезаэкономику, мегаэкономику; выявить их особенности. Важно показать место экономической теории в системе экономических и социальных наук. После изучения темы раскройте содержание функций экономической теории используя свои личные наблюдения и примеры из профессиональной деятельности. Сравните роль и значение в жизни общества экономики как гуманитарной науки и технических, естественных наук. 2. Основные этапы развития экономической теории. Экономическая теория первоначально возникла в античном обществе как экономия – наука о законах ведения домашнего хозяйства. Становление капитализма обусловило рождение самостоятельной науки – политической экономии, в которой можно выделить политическую экономию богатства и политическую экономию труда. Важно отметить, что в нашей стране до 90-х годов преобладающее место в формировании экономического мировоззрения занимала марксистская политическая экономия, рассматривавшая в качестве предмета своего исследования производственные отношения. Дайте описание направлений и этапов экономической науки: меркантилизма, физиократизма, классической политэкономии, неоклассической теории, кейнсианства, институционализма, монетаризма. Рассмотрите экономические идеи наиболее ярких представителей этих направлений. 3.Методы познания экономической науки. Экономисты формулируют экономические принципы, которые полезны при разработке политики, ставящей своей целью решение экономических проблем. Достигается это с помощью соответствующих методов. Необходимо выделить три группы методов: всеобщие (диалектика, метафизика), общенаучные (исторический, логический, статистический и математический методы) и специфические методы. Наиболее важно подробно рассмотреть индуктивный метод, дедуктивный, позитивный, нормативный, метод научной абстракции (абстрагирование), метод анализа и синтеза, моделирование, т. е. построение моделей. Обратите внимание, что для построения экономических моделей необходимо провести функциональный анализ – выявление функциональных или причинно-следственных связей между экономическими явлениями. Приведите примеры использования выдающимися экономистами и мыслителями прошлого методов научной абстракции, индукции, дедукции, анализа и синтеза.
Основные понятия и категории. Экономическая теория, микроэкономика, макроэкономика, мировая экономика, мезоэкономика, методы научного познания, диалектический метод, метафизический метод, системный метод, метод единства исторического и логического, метод научной абстракции, анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, экономические модели, метод функционального анализа, графический метод, метод «предельных выгод – предельных затрат», статистический метод, меркантилизм, классическая политэкономия, теория трудовой стоимости К.Маркса, теория предельной полезности, кейнсианство, монетаризм, институционализм, экономические агенты, домашние хозяйства, предприятия, государство, кругооборот доходов и расходов экономических субъектов, экономические законы, общие и специфические экономические законы, позитивный и нормативный анализ. Требуемые представления. После изучения темы требуется иметь представление: об экономистах (название и сущность экономической школы, название и год опубл. научных трудов) - А.де Монкретьен, Ф.Кенэ, У.Пети, А.Смит, Д. Риккардо, К. Маркс, А. Маршалл, Дж. М. Кейнс, Т.Веблен, Дж. К. Гэлбрейт, М.Фридмен. Требуемые умения и навыки. После изучения темы необходимо уметь строить график производственных возможностей; решать задачи на нахождение экономической эффективности Контрольные вопросы. 1. Чем отличается предмет «экономикс» от предмета «политическая экономия» в традиционном понимании? 2. В чем сходства и различия позитивного и нормативного метода познания? 3. В чем заключается методология экономической теории? 4. В чем заключается особенность экономической теории как науки по сравнению с другими экономическими дисциплинами? 5. Чем определяется появление того или иного направления экономической теории? 6. Что объединяет представителей одного направления (единство исходных положений и выводов, методология)? 7. Как определяют предмет исследования представители разных направлений экономической теории? 8. Какова основная проблема экономической теории?
|