Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические рекомендации. Вопрос о взаимоотношении общества и природы является ключевым для человечества
Вопрос о взаимоотношении общества и природы является ключевым для человечества. В разные исторические эпохи он имел разное звучание. Студент должен показать, как исторически менялось отношение человека к природе, начиная с античности и кончая сегодняшним днем, различать потребительски миграционный и постоянно продуцирующий тип взаимо-отношений общества и природы. Различие между живой и неживой природой носит фундаментальный характер. Студент должен знать основные признаки живого. В результате эволюции Земли возникла биосфера, включающая в себя верхнюю часть земной коры и нижнюю часть атмосферы. Существование биосферы является непременным условием сохранения жизни на Земле. В связи с этим неплохо поразмышлять над провозглашенным А. Швейцером принципом благоговения перед жизнью. Современные экологические проблемы настоятельно требуют перехода человека от идеи господства над природой к идее партнерских отношений. Во весь голос потребность в новой ценностной переориентации человечества по отношению к природе зазвучала благодаря деятельности Римского клуба. Студенту желательно знать основные этапы становления этой международной общественной организации. Глобальный, планетарный характер экологических проблем рождает новые формы международного сотрудничества для сохранения жизни на Земле. Студент должен ориентироваться в этом вопросе. Представление о жизни как определенной стадии эволюции не только Земли, но и космоса формировалось в начале XX в. представителями русского космизма К. Циолковским, П. Флоренским, В. Вернадским, А. Чижевским. Эта идея наиболее полно воплотилась в творчестве В. Вернадского, который рассматривал в единстве природную (космическую) и человеческую (социально-гуманитарную) реальности, исследовал проблему перехода биосферы в ноосферу. Контрольные вопросы 1. Как менялось отношение к природе в ходе исторического процесса? 2. В чем отличие живой природы от неживой? 3. Как Вы понимаете принцип благоговения перед жизнью? 4. С чем связано обострение противоречий в системе общество-природа в современную эпоху? 5. Охарактеризуйте основные идеи Римского клуба. 6. В чем актуальность идеи В. И. Вернадского о ноосфере? 7. Вычлените социально-философский и этико-гуманистический аспекты экологических проблем.
Тема 11. Человек – главный предмет истории философии и науки. Современные течения философии о проблемах человека 1. Концепции человека в истории философии: греко-римская, иудейско-христианская, научная, концепция декаданса, концепция сверх-человека Ницше. 2. «Человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Биологическое и социальное в человеке. 3. Структура личности. 4. Закономерности формирования личности. 5. Свобода и ответственность личности. Ключевые понятия: личность, индивид, эгоизм, альтруизм, индивидуальность, одиночество, отчуждение, гуманизм, антроподицея, теодицея, антропоцентризм, космоцентризм, генотип. Литература 1. Новая философская энциклопедия: в 4 т./ Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд. – М.: Мысль, 2000-2001. 2. Философский словарь; под ред. И.Т. Фролова – 8-е изд., дораб. и доп. – М.: Республика, Современник, 2009. 3. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009. 4. Алексеев, П.В. Философия: учебник/П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2007(глава 1-глава 31). 5. Введение в философию: учеб. пособие для вузов/ И.Т. Фролов [и др.] – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Республика, 2004. 6. Абдульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абдульханова-Славская. - М., 1980. Гл. 5. 7. Карпинская, Р.С, Социобиология: Критический анализ/ Р.С. Карпинская, Никольский С.А. - М., 1988.Гл.II. 8. Лоренц, К. Оборотная сторона зеркала / К. Лоренц. - М., 1998. Раздел «Так называемое зло. К естественной истории агрессии». 9. Социальная философия. Лекции по курсу «Философия». М.: МГУК, 2002. Лекц.4. 10. Спиркин, А.Г. Философия: учебник/ А.Г. Спиркин - 2-е изд. - М.: Гардарика, 2005. Гл. 10. 11. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности/ Э.Фромм. - М., 1994. Часть третья. 12. Холл, К. Теории личности / К. Холл, С. Холл, Л. Гарднер. - М., 1999.
|