Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации. Вопрос о взаимоотношении общества и природы является ключе­вым для человечества






Вопрос о взаимоотношении общества и природы является ключе­вым для человечества. В разные исторические эпохи он имел разное звуча­ние. Студент должен показать, как исторически менялось отношение чело­века к природе, начиная с античности и кончая сегодняшним днем, различать потребительски миграционный и постоянно продуцирующий тип взаимо-отношений общества и природы. Различие между живой и неживой природой носит фундаменталь­ный характер. Студент должен знать основные признаки живого. В резуль­тате эволюции Земли возникла биосфера, включающая в себя верхнюю часть земной коры и нижнюю часть атмосферы. Существование биосферы является непременным условием сохранения жизни на Земле. В связи с этим неплохо поразмышлять над провозглашенным А. Швейцером принципом благоговения перед жизнью.

Современные экологические проблемы настоятельно требуют пере­хода человека от идеи господства над природой к идее партнерских отно­шений. Во весь голос потребность в новой ценностной переориентации че­ловечества по отношению к природе зазвучала благодаря деятельности Римского клуба. Студенту желательно знать основные этапы становления этой международной общественной организации. Глобальный, планетар­ный характер экологических проблем рождает новые формы международ­ного сотрудничества для сохранения жизни на Земле. Студент должен ори­ентироваться в этом вопросе.

Представление о жизни как определенной стадии эволюции не толь­ко Земли, но и космоса формировалось в начале XX в. представителями русского космизма К. Циолковским, П. Флоренским, В. Вернадским, А. Чижевским. Эта идея наиболее полно воплотилась в творчестве В. Вернад­ского, который рассматривал в единстве природную (космическую) и че­ловеческую (социально-гуманитарную) реальности, исследовал проблему перехода биосферы в ноосферу.

Контрольные вопросы

1. Как менялось отношение к природе в ходе исторического процесса?

2. В чем отличие живой природы от неживой?

3. Как Вы понимаете принцип благоговения перед жизнью?

4. С чем связано обострение противоречий в системе общество-приро­да в современную эпоху?

5. Охарактеризуйте основные идеи Римского клуба.

6. В чем актуальность идеи В. И. Вернадского о ноосфере?

7. Вычлените социально-философский и этико-гуманистический аспек­ты экологических проблем.

 

Тема 11. Человек – главный предмет истории философии и науки. Современные течения философии о проблемах человека

1. Концепции человека в истории философии: греко-римская, иудейско-христианская, научная, концепция декаданса, концепция сверх-человека Ницше.

2. «Человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Биоло­гическое и социальное в человеке.

3. Структура личности.

4. Закономерности формирования личности.

5. Свобода и ответственность личности.

Ключевые понятия: личность, индивид, эгоизм, альтруизм, индивидуальность, одиночество, отчуждение, гуманизм, антроподицея, теодицея, антропоцентризм, космоцентризм, генотип.

Литература

1. Новая философская энциклопедия: в 4 т./ Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд. – М.: Мысль, 2000-2001.

2. Философский словарь; под ред. И.Т. Фролова – 8-е изд., дораб. и доп. – М.: Республика, Современник, 2009.

3. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009.

4. Алексеев, П.В. Философия: учебник/П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2007(глава 1-глава 31).

5. Введение в философию: учеб. пособие для вузов/ И.Т. Фролов [и др.] – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Республика, 2004.

6. Абдульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личнос­ти / К.А. Абдульханова-Славская. - М., 1980. Гл. 5.

7. Карпинская, Р.С, Социобиология: Критический анализ/ Р.С. Карпинская, Никольский С.А. - М., 1988.Гл.II.

8. Лоренц, К. Оборотная сторона зеркала / К. Лоренц. - М., 1998. Раздел «Так на­зываемое зло. К естественной истории агрессии».

9. Социальная философия. Лекции по курсу «Философия». М.: МГУК, 2002. Лекц.4.

10. Спиркин, А.Г. Философия: учебник/ А.Г. Спиркин - 2-е изд. - М.: Гардарика, 2005. Гл. 10.

11. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности/ Э.Фромм. - М., 1994. Часть третья.

12. Холл, К. Теории личности / К. Холл, С. Холл, Л. Гарднер. - М., 1999.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал