![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические рекомендации. Необходимо различать понятия: человек, индивид, индивидуальность, личность
Необходимо различать понятия: человек, индивид, индивидуальность, личность. Человек – как родовое понятие, с помощью которого отличают людей от всех остальных видов живого. Индивид – единичный элемент рода. Личность - конкретный человек в единстве его биологических, психологических и социальных характеристик. Индивидуальность (единственность) - то особенное, что отличает каждого из нас, совокупность качеств, присущих данному человеку. При рассмотрении человека встает проблема соотношения социального и биологического в нем. Проблема структуры личности также многовариантна, в ней выделяют биологическую и психологическую подструктуры, а также подструктуры, выражающие уровень социализации личности и ее направленность. В единстве этих подструктур только и можно раскрыть суть личности. Формирование личности начинается в семье. Формирование личности опосредовано социальной средой. Важнейшее влияние оказывают различные социальные общности, среди которых заслуживают внимания первичные коллективы. В них проходит ограничение детского эгоизма и воспитывается способность к коллективистическому самоопределению личности (В. А. Петровский). В этом случае сила механизмов социально-психологического воздействия не имеет самодавлеющего характера и личность развивается как свободный самодостаточный субъект социальных отношений. Естественно, встает проблема свободы и ответственности личности. Свобода - это способность осуществлять такую самодетерминацию, которая ограничивает деструктивные проявления внешней детерминации и привносит в существующую реальность черты нового, конструктивного, отвечающие родовой сущности человека. Мерой свободы в таком случае выступает ответственность личности. Необходимо знать основные подходы С. Кьеркегора, Ф. Ницше, Ж.-П. Сартра, К. Маркса, А. Камю, Н. Бердяева, В. Соловьёва и других к пониманию человека. Эволюция социально-философских взглядов на природу и сущность человека. Христианская идея Богочеловека. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Марксистская концепция сущности человека и ее противоречия. Природа и сущность человека в христианской антропологии B.C. Соловьева, Н.А. Бердяева, Л. Шестова, С. Л. Франка и др. Фрейдизм и неофрейдизм, экзистенциализм, персонализм о природе и сущности человека. Проблема смысла человеческого бытия в истории мировой культуры. Идеалистические, материалистические, религиозные и другие концепции смысла бытия. Проблема смысла человеческого бытия в культуре XX века. С.Л. Франк, В. Франкл, Е.Н. Трубецкой о смысле человеческого бытия. Обретение человеческого в человеке и обществе как смысл бытия. Смысл жизни – непрерывный диалог человека с человеком, и трагедия потери смысла жизни. Человек в разных гранях своей жизнедеятельности: созидатель и разрушитель, свободный и порабощенный, экономический субъект и субъект власти, субъект духа, субъект общения и познания, гендерный субъект, homo faber и homo ludens и др. Имманентная сложность, дисгармоничность разных измерений человека, напряженность человеческого бытия. Основоположения человеческого бытия как всеобще-глубинные устремления человеческого духа: самосозидание, социо- и миросозидание — векторы человеческой жизни; творчество и свобода как высшие ценности. Трансцендентное и трансцендирование; беспредельность, неограниченность человеческих перспектив, мощь и совершенство человеческого духа. Абсолют и Бог. Контрольные вопросы 1. Раскройте содержание понятий человек, индивид, личность, индивидуальность. 2. Каково соотношение биологического и социального в человеке? 3. Какова структура личности? 4. Раскройте роль биологической и психологической подструктур в судьбе личности. 5. Покажите роль семьи в воспитании детей. 6. Что такое коллективистическое самоопределение личности? 7. Как Вы понимаете свободу? 8. Бремя свободы. Феномен бегства от свободы. 9. В чем заключается проблема отчуждения человека?
|