![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические рекомендации. «Субстантивная» (поиск сущностей, разработка универсальных теорий) и аналитическая социальная философия
«Субстантивная» (поиск сущностей, разработка универсальных теорий) и аналитическая социальная философия. Позитивистская установка: методы и нормы естествознания как образцы для социально-гуманитарного познания. Феноменологическая установка: коррелятивное единство объекта и его смысла или жизненного значения; детерминация социального поведения человека не столько объективными факторами его жизненной среды, сколько тем, как он их понимает, каким смыслом наделяет. Постмодернистская установка: социальное как сеть (переплетение) языковых игр. Античные источники понимания истории как вечного кругового движения (Платон, Аристотель). Дж. Вико – типичный представитель циклической концепции исторического процесса в Новое время. Теория исторического круговорота Дж. Вико: три эпохи (божественная, героическая, человеческая) в развитии каждой нации. Провиденциальность исторических законов, регулирующих и направляющих деятельность людей. Необходимо обратить внимание на основные идеи и подходы К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина к проблемам, перспективам и движущим факторам общественного развития, их системный и научный анализ общества. Н.Я. Данилевский: культурно-исторические типы как носители исторической жизни. Необходимо иметь представление об основных идеях К. Ясперса, высказанных в работе «Смысл и назначение истории»: «прометеевская эпоха», понятие осевого времени (два этапа) и философской веры. «Цикличность» философии истории О. Шпенглера. Мир как природа и мир как история. Цивилизация – смерть культуры. Теория цикличности А. Тойнби: всемирная история как сумма локальных цивилизаций, каждая из которых проходит в своём развитии стадии возникновения, роста, надлома, разложения и гибели; диалектика творческого меньшинства и «инертного большинства». Циклически-волновой характер (восприятие, видение) общественного развития. Гипотеза больших (~ 50 лет) экономических циклов Н.Д. Кондратьева. Социально-историческое обобщение больших циклов Н.Д. Кондратьева. Циклический контур этнологической концепции Л.Н. Гумилева. Понятие затухающей вибрации. Пассионарная энергия общественного развития, или жизни этноса. Вечный круговорот как схема отождествления локально самостоятельных и независимых друг от друга цивилизаций. Циклическая реконструкция всемирной истории. Своеобразие повторяемости, необходимости и единства, удерживаемых концепцией циклического круговорота истории. Уподобление логики развития наций, культур, цивилизаций логике развития человека. Циклическая альтернатива европо- и любому другому центризму в истории. Отказ от идеи социального прогресса, оправдание периодических закатов истории. Оптимизм и пессимизм вечного круга истории. Неоднозначность и многовариантность линеарного понимания истории. Перфективизм (П.К. Гречко): история как прямая прогрессивно восходящая линия развития, как движение ко все более и более совершенному состоянию общества. Рационалистическая теория общественного прогресса А.Р. Тюрго. М.Ж. Кондорсе: «способность человека к совершенствованию действительно безгранична». Ноосферный вариант линеарной концепции истории. В.И. Вернадский о диалектике перехода от биосферы к ноосфере. Социально-историческая определенность ноосферы. Возрастание в ней роли и удельного веса разума. Роль субъективного фактора в переходе биосферы в ноосферу. Ноосфера как социально-экологическое направление общественного развития. Единство человечества важнейшее условие формирования ноосферы. Планетарное и космическое измерение ноосферы. Христианское эсхатологическое видение будущих судеб человека и мира: мрачный и страшный судный день, пророчество великого дня гнева. Светские формы апокалипсического завершения истории: экологический катаклизм, демографическая катастрофа, термоядерный коллапс, информационный обвал. Футурошок – страх перед будущим. Будущее ностальгического прошлого. Милленаризм, или линеарность со счастливым концом. Гегель: прогресс в сознании свободы, благополучно и полно воплотившийся в германском мире. Европа есть безусловно конец всемирной истории, а Азия её начало. Развитие гегелевской идеи конца истории Ф. Фукуямой. Общечеловеческая ценность и историческая универсальность (окончательность) демократии, рынка, частной собственности. Светлое будущее как вечное (западное) настоящее. Либерально-демократическая кульминация истории: за и против. Миросистемное подтверждение линеарного метапаттерна истории. Глобалисты, цивилизационщики и миросистемники (миросистемщики): дискуссия вокруг нового исторического материализма. Спираль как единство линеарности и цикличности, сопряжение круговорота и восходящего развития. Марксистская формационная спираль общественного развития. Формационная пятичленка К. Маркса и роль в ней закона отрицания отрицания (и её недостатки). Утопия как специфическая форма духовного освоения социальной реальности. Социальная фантастика и утопический роман: приглашение к мечте и историческому воображению. Утопия как способ утоления жажды справедливости. Контрольные вопросы 1. Концепция исторической реальности О. Шпенглера. 2. Основные идеи А. Тойнби. 3. Этапы развития общества у Ж.-Б. Вико. 4. Этапы развития общества у О.Конта. 5. Векторы исторической эволюции. 6. Социальный прогресс: гипотеза техногуманитарного баланса. 7. Современный кризис и условия выживания цивилизации. 8. Контуры будущей цивилизации. 9. Два этапа «осевого времени» К. Ясперса. 10. Суть гипотезы «больших экономических циклов» Н.Д. Кондратьева. 11. Суть Европоцентризма.
|