![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 6 Допуски, посадки подшипников качения
Назначение, классификация и область применения подшипников качения. Особенности системы допусков подшипников качения. Виды нагружения колец подшипников и основные рекомендации по выбору посадок. Обозначения подшипников качения на чертежах.
Литература: 1, с.166-175; 2, с.231-240.
Методические указания.
НАЗНАЧЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ
Подшипник предназначен для осуществления равномерного вращения подвижных частей механизмов. Подшипник состоит из: − наружного кольца; − внутреннего кольца; − тел качения. Классификация подшипников качения приведена на рисунке 1.
Рисунок 8 − Классификация подшипников качения
Подшипники обладают полной внешней взаимозаменяемостью по присоединительным размерам d и D. Подшипник обладает неполной внутренней взаимозаменяемостью. Кольца подшипников нежёсткие. Они принимают форму той детали, с которой входят в контакт. Точность детали, сопрягаемой с подшипником, должна быть повышенной. В подшипниках обязателен зазор. Существуют три вида зазоров: − начальный; − монтажный; − рабочий. При монтаже подшипников необходимо стремиться к минимальным зазорам. ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ДОПУСКОВ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ
Для шариковых и роликовых подшипников используется ГОСТ 520-2002.
1 Для подшипников установлены следующие классы точности: 0, 6, 5, 4, 2 − указаны в порядке возрастания точности, т. е. 0 − самый грубый, 2 − самый точный. Установлены дополнительно классы точности подшипников: 8 и 7 − ниже класса точности 0 для применения по заказу потребителей в неответственных узлах;
2 Предельные отклонения колец подшипников зависят от класса точности и диаметра подшипника и не зависят от характера посадки;
3 Требуемый характер посадки получается за счёт соответствующей обработки отверстия в корпусе и вала. По наружному кольцу − посадка в системе вала, а по внутреннему - в системе отверстия;
Рисунок 9 − Поля допусков наружного и внутреннего колец подшипников.
К валам и отверстиям (в корпусе), обрабатываемым под посадки для соединения с подшипником предъявляются требования: − по шероховатости поверхности; − по геометрической форме: − овальность; − конусообразность. ВИДЫ НАГРУЖЕНИЯ КОЛЕЦ ПОДШИПНИКОВ И ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫБОРУ ПОСАДОК Существуют три вида нагружения колец подшипников: 1 Местное; 2 Циркуляционное; 3 Колебательное. Рисунок 10 ─ Схематическое изображение нагружения колец подшипников качения
При местном нагружении кольцо воспринимает действие постоянной и радиальной силы ограниченным участком и передаёт, соответственно, ограниченному участку посадочной поверхности вала или отверстия. Местное нагружение − когда в работе (передача усилия) участвует не всё кольцо, а его часть − определённый участок. При циркуляционным нагружении кольцо воспринимает действие постоянной радиальной силы последовательно всеми точками и передаёт всей посадочной поверхности вала или отверстия. Циркуляционное нагружение − когда постоянная по величине нагрузка действует на вращающее кольцо, нагружая последовательно всю поверхность. При колебательном нагружении кольцо воспринимает действие двух сил − постоянной и переменной ограниченным участком, и передаёт ограниченному участку посадочной поверхности вала или отверстия. колебательное нагружение − когда на кольцо действует две силы, одна из них постоянная по величине и направлению, а вторая − колеблется по направлению. Работоспособность подшипника зависит от точности его изготовления и характера посадки. Принцип работы посадки: PR = F / b × K1× K2× K3, где PR − интенсивность нагружения подшипника; F − нагрузка на подшипник; b − ширина подшипника; K1, K2, K3 − коэффициенты, зависящие от геометрических характеристик и характера нагружения.
При выборе посадок учитывают: − величину нагрузок, − направление нагрузок, − частоту вращения, − тип подшипника, − температуру, − условия монтажа, − нагружение.
При местном нагружении применяются посадки с зазором или переходные. Если применить посадку с натягом, то наибольшее напряжение возникает в одних и тех же точках кольца, а, следовательно, там быстро проявляются раковины и трещины. При посадке с зазором кольцо под действием удара медленно поворачивается, тем самым нагрузка искусственно распределяется по всей поверхности. Таким образом, увеличивается срок работы подшипника. При циркуляционном и колебательном нагружениях применяются посадки с натягом и переходные. Если в данном случае применить посадку с зазором, то уменьшается точность вращения. При изготовлении колец подшипников возможна эллипсность в пределах поля допуска самого подшипника, при монтаже эта эллипсность обычно ликвидируется. Подшипник монтируется так, чтобы по одному кольцу был натяг, а по другому − зазор (кольцо, которое не вращается). Чем больше нагрузка на подшипник, тем больше должен быть натяг. Смещение допуска внутреннего кольца сделано для того, чтобы в сочетании с переходными посадками валов иметь натяг. Если кольцо вращается, то оно монтируется с натягом. Монтаж подшипников ведётся путём нагрева подшипника в масляной ванне с дальнейшей сборкой без пресса. ОБОЗНАЧЕНИЯ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ НА ЧЕРТЕЖАХ Рисунок 11 ─ Обозначение на чертежах подшипниковых сопряжений.
|