![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Характеристика психологического влияния
Психологическое влияние – это воздействие на психическое состояние, чувства, мысли и поступки людей. Психологическое влияние осуществляется одним из партнеров по общению по отношению к другому. Инициатор влияния – тот из партнеров, который первым предпринимает попытку влияния любым из способов. Адресат влияния - тот из партнеров, к которому обращена первая попытка влияния. В дальнейшем инициатива влияния может переходить от одного партнера к другому, и инициатор и адресат влияния могут меняться ролями, но всякий раз тот, кто первым начал психологическое влияние будет считаться инициатором, а тот, кто первым испытал влияние – адресатом. Психологическое влияние осуществляется с помощью исключительно психологических средств: вербальных, невербальных, паралингвистических. Ссылки на возможность применения административных санкций или физического воздействия также считаются психологическим воздействием. Угрозы преподавателя, например, поставить низкую оценку, удалить учащегося с занятия или отчислить является психологическими средствами воздействия, а сам факт неудовлетворительной оценки или отчисления является административным воздействием, которое, несомненно, имеют психологический эффект, но сами психологическими средствами воздействия не считаются. Также угроза применения физического насилия является психологическим воздействием, а само насилие - физическим воздействием. Таким образом, психологическое влияние может осуществляться без физического и административного, а административное и физическое воздействие не могут осуществляться без психологического влияния. Важной особенностью психологического влияния является то, что у адресата влияния есть возможность ответить на него психологическими же средствами. Иными словами, ему предоставляется право ответить на влияние и время для ответа. Для педагогического общения это положение является чрезвычайно важным, так как соответствуют диалоговому характеру отношений педагога и учащегося в учебном процессе. Психологическое влияние - основной вид влияния педагога на учащегося, инструмент педагогического воздействия, где взаимодействие принимает характер психологического соприкосновения личностей педагога и учащегося. Итак, психологическое влияние – это воздействие на эмоциональную, мыслительную сферу другого человека и его готовность действовать определенным образом. Противостояние чужому влиянию – это сопротивление адресата воздействию инициатора влияния.
|