![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Руководство и лидерство в группе⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14
В любой социальной группе происходят групповые процессы лидерства и руководства, связанные с социальной властью в группе. Власть несет право и возможность распоряжаться чем или кем-либо, подчинять группу воле одного человека, она связана с авторитетом. Авторитет – это особый вид влияния на людей, который выражается в способности личности, не прибегая к принуждению, направлять поступки и мысли других людей. Феномены лидерства и руководства близки по своей психологической сущности, но руководитель чаще всего ориентирован на задачи совместной деятельности, а лидер – на групповые интересы. Лидер является представителем своей группы, руководитель представляет группу на более высоком уровне. Руководитель имеет гораздо больше санкций, чем лидер. Среди факторов, которые влияют на выдвижение руководителя в качестве лидера группы, важнейшими являются следующие: 1. создавшаяся в группе ситуация, которая требует лидера, способного управлять группой при данных условиях. 2. наличие лидера, отвечающего сложившейся ситуации. 3. готовность группы подчиняться этому лидеру. Выделяют два вида лидеров – ситуативный и постоянный. Ситуативный лидер ориентирован на межличностные отношения, сложившиеся в ученической группе, постоянный – на выполнение стоящих перед группой задач. Лидер, ориентированный на межличностные отношения
Лидер, ориентированный на стоящие пред группой задачи
ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ С ПРИМЕРАМИ РЕШЕНИЙ 1. Проведите практическое исследование: по предложенной программе проведите наблюдение за различными видами аудиторий или зрителями. Сравните поведение различных видов аудиторий. Выберите две ситуации, когда собирается аудитория с одной и той же целью (зрители на концерте, болельщики различных видов спортивных состязаний, большие аудитории студентов и т.п.), понаблюдайте и оцените поведение аудитории по нескольким общим показателям с помощью 5-балльной шкалы. Поскольку невозможно одновременно наблюдать за каждым человеком, то вы будете наблюдать за всей аудиторией сразу и выставлять ей общую оценку. Выберите три момента в течение концерта (лекции, матча и т.п.), это должны быть одни и те же моменты, в разных аудиториях, например, в ходе концерта – конец музыкального номера, пауза между номерами и т.д. – и оцените поведение аудитории по образцу данной таблицы. Используйте оценочную шкалу: 1 – нет; 2 – мало; 3 – умеренная степень; 4 – много; 5 – очень много. Выполнение задания: 1) наблюдение проводилось 25.10.14 – Спектакль в музыкальном театре «Жизель».
2) Лекция по «Социальной психологии». Поток. 21.10. 14
По результатам исследования ответьте на следующие вопросы: - Вопрос: Какие модели поведения наиболее характерны для данных аудиторий, зрителей? - Ответ: Для зрителей в театре было характерно хорошее настроение, высокая культура поведения, высокий самоконтроль, праздничное настроение. Для студентов на лекции было характерно рабочее настроение, к концу лекции усталость. - Вопрос: Каковы, по вашему мнению, причины различий в поведении аудиторий, зрителей? - Ответ: Различия связаны, в первую очередь, с качеством зрелища и видом деятельности, традициями, эмоциональным настроем аудитории и зрителей. - Вопрос: Как бы вы охарактеризовали настроение, психологическую атмосферу данной аудитории? Как эти настроения связаны с поведением аудитории? - Ответ: Праздничное приподнятое настроение у зрителей и рабочее обыденное настроение аудитории студентов. Зрители ожидали высочайшего уровня зрелища и не обманулись в своих ожиданиях, были довольны и благодарны артистам за доставленное удовольствие. Аудитория студентов занималась обычной учебной работой, которая требовала от них напряжения. - Вопрос: Как влияет на поведение учебной аудитории поведение лектора, на поведение зрителей организация концерта, время года, время дня, интерьер помещения и т.п.? - Ответ: Лектор активизировал внимание аудитории, выделял интонацией значимые места в тексте лекции, приводил много примеров, следил за дисциплиной в аудитории, делал замечания, задавал аудитории вопросы. В театре дисциплинированы зрители качеством зрелища, обстановкой, традициями. И аудитория и зрители не были случайными и были подготовлены.
3.. Проведите исследование социально-психологического климата группы, сделайте выводы, подготовьте рекомендации.
|