![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Инвалиды с умственной отсталостью в нашей стране уже несколько лет являются объектом пристального внимания со стороны государства
Инвалиды с умственной отсталостью в нашей стране уже несколько лет являются объектом пристального внимания со стороны государства, системы образования, медицины, общественных фондов и организаций. Внимание в основном уделяется вопросам совершенствования дошкольных и школьных учреждений, призванных дать воспитание и образование таким инвалидам в рамках утвержденных программ. Даже тот объем информации об инвалидах и их проблемах, который попадает в средства массовой информации, не дает представления о людях с психическими нарушениями. Развитие тяжелой промышленности, атомной энергетики, наносящее вред окружающей среде, появление космических излучений из-за нарушения озонового слоя, употребление наркотиков и алкоголя, неполноценное питание и медицинские ошибки — все это часто становится причиной умственной отсталости. Никто не застрахован оказаться в одном доме, одной квартире, одной семье с умственно отсталым человеком. Для успешной интеграции в общество людей с умственной отсталостью необходима информированность и повышение сознательности общества в отношении таких людей. Необходимо знать, что они обладают правами, что у них есть определенные потребности и возможности. В настоящее время, с развитием гуманизации общества, проблема социальной интеграции умственно отсталых людей стала еще более актуальной, но сама собой не может решиться. Для ее преодоления необходима помощь государства, общественных организаций и самого общества. Для решения этой проблемы в мире осуществляются различные программы и создаются специальные учреждения и общественные организации. Например, в России в Санкт-Петербурге существуют такие общественные организации, как Городская ассоциация родителей детей-инвалидов (ГАООРДИ), Санкт-Петербургская Лига жизненной помощи людям с проблемами в развитии, в Рязани — Рязанская организация помощи умственно отсталым детям, и многие другие. Деятельность этих организаций направлена не только на оказание материальной помощи инвалидам, но и на поиски путей интеграции умственно отсталых людей в общество. Активность самых заинтересованных людей — родителей детей-инвалидов, их живое участие в поисках решения проблем интеграции собственных детей дает ощутимые результаты в этой области. Но решение проблемы людей с умственной отсталостью нужно искать не только в создании разных учреждений, занимающихся образованием людей с нарушением интеллекта, и развитии общественных организаций, но и в создании широкой сети послешкольных учреждений для молодых умственно отсталых людей, главной задачей которых является социально-бытовая адаптация и сохранение знаний и умений, привитых детям в образовательных учреждениях. Такие учреждения должны давать своим воспитанникам возможность применять полученные ими знания и умения на практике в общественно полезном труде, в условиях самостоятельного проживания. Создание центров социальной реабилитации, где могут общаться, получать консультации и помощь молодые люди с умственной отсталостью и их родители, необходимо для преодоления их сегрегации. Они способствуют качественным изменениям в уровне самостоятельности, пространственной ориентации, социальной зрелости и межличностном общении этих людей. Данная модель, решающая задачу социальной интеграции умственно отсталых людей, достаточно эффективна: после пребывания в центре молодые люди могут многое делать совершенно самостоятельно либо под частичным наблюдением специалистов. Следовательно, желательно создавать подобные центры реабилитации и дома совместного проживания, где под наблюдением специалистов и частичной помощи окружающих могли бы проживать, работать, проводить досуг люди с нарушением интеллекта. Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что даже при наличии определенной правовой базы проблема социальной интеграции детей, подростков и молодых людей с умственной отсталостью в стране не решена. Многое зависит не только от государства и специальных служб, но и от родителей и общества в целом. Для решения необходимы различные формы работы и структуры (например, центры дневного пребывания, дома самостоятельного проживания и др.). Также нужно изменять подходы к этой проблеме в уже имеющихся учреждениях для умственно отсталых людей. Они должны там жить в соответствии с социальными правами и гарантиями, а не существовать в социальной зависимости от врачей, медсестер, воспитателей. Для этого нужна помощь от государства, в том числе и финансовая, а также поддержка самого общества. Необходима помощь в организации рабочих мест, расширение областей применения труда, навыков и умений умственно отсталых людей. Реализация всего этого позволит сделать серьезный шаг в направлении более полного включения умственно отсталых людей в жизнь общества и сделать их и родителей более счастливыми. Ребенок с проблемами в развитии, «особый» ребенок, «необучаемый» ребенок... Рождение особого ребенка делает и семью «особой». Семья ребенка с нарушением интеллекта имеет много своих особенностей, так как ее жизненная ситуация совершенно иная, она находится в совершенно ином положении в обществе и по отношению к нему, чем семья здорового ребенка. Это, в свою очередь, накладывает свой отпечаток и на типы воспитания в этой семье, и на психологические проблемы родителей. От успешности решения возникающих проблем в семье зависит гармоничность взаимоотношений, а главное — наличие необходимой комфортной микросреды для жизни и развития ребенка. Характер взаимоотношений в семье определяет комфортность психического состояния ребенка, оказывает влия- ние на формирование его личности, может быть причиной дезадаптации. Общность семьи нарушается из-за того, что родители в большинстве случаев основное внимание и силы направляют на «особого» ребенка, общаясь с ним как с малышом, без учета его потенциальных возможностей, которые зачастую остаются невостребованными. Родители, часто из-за большой любви к детям, которая не подкрепляется знанием основных закономерностей их психического развития, допускают грубые ошибки в воспитании, травмирующие детей, деформирующие их психику. Родители детей с умственной отсталостью нуждаются в оказании им психологической и социально-педагогической помощи, дающей возможность приобрести знания и опыт по вэспитанию и развитию ребенка, сформировать уверенность в дальнейшей жизни, реализовать потребности в общественном признании, общественной оценке, общественной самореализации. Социально-педагогическая подготовленность, осознание преимуществ активной жизненной позиции помогут актуализировать потенциальные возможности матери ребенка с нарушением интеллекта, стимулируя более продуктивное взаимодействие и активное участие в социальной жизни. Семья обладает определяющим воздействием на интеграцию детей в социум и поэтому роль ее огромна. Только решая проблемы родителей, можно обеспечить полноценную социализацию их детей. Эффективность реабилитации ребенка с нарушением интеллекта обусловлена степенью интегрированности в общество всей семьи в целом. При этом родителям необходимо поверить в себя, в свои цели, в своего ребенка, не замыкаться в своих проблемах, а решать их сообща, всем «миром». Использованные методики Приложение 1 1.1. Методика «Карта наблюдений» В основе методики «Карта наблюдений» лежит принцип семантического дифференциала, предложенного Ч. Осгудом (1972). Эксперту предлагается поставить оценку в интервале от 0 до 10 по нижеследующим шкалам и подшкалам: П Сенсорно-перцептивная сфера. • Восприятие цвета. • Восприятие формы и величины. • Ориентация в пространстве. □ Внимание. □ Память. □ Мышление. П Речь. • Понимание обращенной речи. • Внятность речи. • Лексический строй речи. □ Представление о себе. Творческие проявления. П Эмоционально-волевая сфера. • Импульсивность — рефлексивность. • Тревожность — спокойствие. • Агрессивность — миролюбие. • Положительная мотивация учебной деятельности. • Положительная мотивация трудовой деятельности. • Тенденция к самостоятельности. • Тенденция к ответственности. • Тенденция к целенаправленным действиям. □ Психомоторное развитие. • Мелкая моторика рук. • Общая координация движений. • Мимика. П Социально-бытовая ориентация. • Сформированность навыков самообслуживания. • Социально-бытовое ориентирование. □ Учебные навыки. □ Трудовые умения и навыки. О Коммуникативность.
|