![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социально-бытовое ориентирование
Критерии наблюдения за развитием навыков социально-бытового ориентирования: □ знание и определение частей тела человека; □ знание своего адреса и членов семьи; П знание частей помещения; □ знание условий своего быта и умение в них ориентироваться; □ ориентация на улице; □ знание элементов и особенностей флоры и фауны — ориентация во времени (дни недели — времена года — часы); □ усвоение социальных норм и правил поведения и пр. 1-й уровень (0—2): не знает частей тела, не ориентируется на улице и дома, не ориентируется в других областях. Знает только места приема пищи. 2-й уровень (3-5): знает части тела, может их показать на себе или кукле. Ориентируется в составе семьи, знает назначение отдельных бытовых предметов, различает день и ночь, знает название и назначение отдельных частей помещения. Может самостоятельно выполнить некоторые бытовые задания (накрыть на стол, убрать посуду, вытереть пыль и пр.). Может назвать свой адрес. Ориентируется на улице: различает тротуар и проезжую часть, знает их назначение. Может назвать некоторые профессии, некоторые дорожные знаки и пр. Знает и часто соблюдает правила поведения на улице и в общественных местах. Знает некоторые растения и животных. При посещении культурных мероприятий может понимать смысл происходящего. 3-й уровень (6—8): пользуется дома бытовыми приборами, звонит по телефону, знает, что и где находится (необходимое для его жизни и жизни близких: поликлиника, почта и пр.). Может обратиться за помощью к представителям социальных служб, достаточно свободно ориентируется и действует в знакомом пространстве и ситуации. Переносит освоенные умения и навыки в незнакомую ситуацию. Знает социальные нормы поведения и старается их выполнять, может самостоятельно ухаживать за животными и растениями. Осознает то, что происходит вокруг него, и может справиться с неожиданными ситуациями; может самостоятельно перемещаться по городу, может выполнять различные поручения, делать покупки. Может как-либо обозначить свое имя на бумаге, документе. 4-й уровень (9-10): социально-бытовое ориентирование на уровне взрослого дееспособного человека. 10. Учебные навыки В данном разделе оценивается уровень учебных достижений ребенка по чтению, письму и счету. Каждый пункт (чтение, письмо, счет) оценивается по отдельной 10-балльной подшкале. Общая шкала содержит среднюю оценку по подшкалам. В разделе «Комментарий» по шкале «Учебные навыки» можно поместить подробную информацию о том, какими учебными навыками ребенок владеет. 11. Трудовые умения и навыки В данном разделе количественно по 10-балльной шкале оценивается уровень сформированности трудовых умений и навыков. В разделе программы «Комментарий» по шкале «Трудовые навыки» помещается информация о том, что ребенок умеет и любит делать. 1-й уровень (0—2): ребенок ничего не умеет делать. 2-й уровень (3-5): ребенок может выполнять элементарные трудовые операции: убирать игрушки, вытирать доску, накрывать на стол, мыть посуду, поливать цветы, убирать на место после работы предметы труда, стирать и гладить кукольное белье, подметать пол, делать влажную уборку (самостоятельно и с помощью). 3-й уровень (4-5): умеет работать с ножницами, клеем, может раскатать тесто. 4-й уровень (6-8): ребенок обладает специфическими трудовыми навыками по домоводству (приготовление пищи, шитье, вышивание), может что-либо полезное мастерить своими руками, собирать что-либо из отдельных комплектующих и пр. 5-й уровень (9-10): индивидуальная специализация по наиболее предпочтительному виду деятельности. 12. Коммуникативность В данном разделе исследуется общительность ребенка. Количественная оценка производится по критерию замкнутость — общительность в пределах 10 баллов. 0-2 — явная интровертированность, замкнутость, аутичность; 3 — тенденция к интровертированности, крайняя избирательность в контактах; 4-6 — биверт, тянется к общению, достаточно избирателен в контактах; 7-8 — экстраверт, любит общаться как со знакомыми, так и незнакомыми; легко вступает в контакт, знакомится с незнакомыми людьми и пр.; 9-10 — крайняя экстраверсия. В разделе программы «Комментарий» по шкале «Коммуникативность» помещается информация об особенностях общения ребенка, таких как: О характер общения с незнакомыми и знакомыми людьми, сверстниками младшими и старшими; О способы установления контакта с данным ребенком; □ стратегия поведения ребенка в процессе общения и пр.
|