Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нормирование рабочего времени педагогических работников

В соответствии со статьей 333 ТК РФ в зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со статьей 333 ТК РФ в зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Продолжительность рабочего времени педагогических работников определена Постановлением Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 " О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников".

Педагогическим работникам в зависимости от должности и (или) специальности и с учетом особенностей их труда устанавливается норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) или норма часов педагогической работы за ставку заработной платы.

Норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы устанавливается следующей продолжительности и следующим категориям лиц:

  • 18 часов в неделю:

- учителям 5-11 (12) классов общеобразовательных учреждений (в т. ч. кадетских школ), общеобразовательных школ-интернатов (в т. ч. кадетских школ-интернатов), образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья, оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, межшкольных учебных комбинатов, учебно-производственных мастерских;
- преподавателям педагогических училищ и педагогических колледжей;
- преподавателям специальных дисциплин 1-11 (12) классов музыкальных, художественных общеобразовательных учреждений;
- преподавателям 3-5 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним сроком обучения, 5-7 классов школ искусств с 7-летним сроком обучения (детских музыкальных, художественных, хореографических и других школ), 1-4 классов детских художественных школ и школ общего художественного образования с 4-летним сроком обучения;
- педагогам дополнительного образования;
- тренерам-преподавателям (старшим тренерам-преподавателям) образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля;
- учителям иностранного языка дошкольных образовательных учреждений;

  • 20 часов в неделю - учителям 1-4 классов общеобразовательных учреждений;
  • 24 часа в неделю:

- преподавателям 1-2 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним сроком обучения;
- преподавателям 1-4 классов детских музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств с 7-летним сроком обучения;

  • 720 часов в год - преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования.

Данным категориям лиц за выполнение педагогической (учебной) работы в течение вышеуказанной продолжительности устанавливается ставка заработной платы. Непосредственно величина оплаты труда, исходя из фактической учебной нагрузки, определяется по итогам ежегодной (или полугодовой) тарификации.

Норма часов педагогической и (или) преподавательской работы за ставку заработной платы педагогических работников установлена в астрономических (а не академических) часах.

Для учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования образовательных учреждений норма часов преподавательской работы включает проводимые ими уроки (занятия) независимо от их продолжительности, а также короткие перерывы (перемены) между ними.

Учителям, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки их до установленной нормы часов другой педагогической работой в следующих случаях:

  • учителям 1-4 классов при передаче преподавания уроков иностранного языка, музыки, изобразительного искусства и физической культуры учителям-специалистам;
  • учителям 1-4 классов сельских общеобразовательных учреждений с нерусским языком обучения, не имеющим достаточной подготовки для ведения уроков русского языка;
  • учителям русского языка сельских начальных общеобразовательных школ с нерусским языком обучения;
  • учителям физической культуры сельских общеобразовательных учреждений, учителям иностранного языка общеобразовательных учреждений, расположенных в поселках лесозаготовительных и сплавных предприятий и химлесхозов.

Учителям общеобразовательных учреждений и преподавателям педагогических училищ и педагогических колледжей, у которых по не зависящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с установленной, до конца учебного года выплачивается:

  • заработная плата за фактическое число часов, если оставшаяся нагрузка выше установленной нормы за ставку;
  • заработная плата в размере ставки, если оставшаяся нагрузка ниже установленной нормы за ставку и если их невозможно догрузить другой педагогической работой;
  • заработная плата, установленная до снижения учебной нагрузки, если она была ниже нормы за ставку и если их невозможно догрузить другой педагогической работой.

Преподавателям учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, у которых по не зависящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с установленной, до конца учебного года выплачивается заработная плата в размере, установленном при тарификации в начале учебного года.

Педагогические работники должны быть поставлены в известность об уменьшении учебной нагрузки в течение года и о догрузке другой педагогической работой не позднее чем за 2 месяца.

Выполнение педагогической работы вышеуказанными работниками характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с преподавательской работой.

Выполнение педагогическими работниками, ведущими преподавательскую работу, другой части педагогической работы осуществляется в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов.

Нормируемая часть рабочего времени помимо уроков (учебных занятий) и коротких перерывов (перемен), установленных для обучающихся, включает также " динамический час" для учеников 1-го класса. При этом количеству часов установленной учебной нагрузки соответствует количество проводимых указанными работниками учебных занятий продолжительностью, не превышающей 45 минут.

Конкретная продолжительность учебных занятий, а также перерывов (перемен) между ними предусматривается уставом либо локальным актом образовательного учреждения с учетом соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН). Выполнение преподавательской работы регулируется расписанием учебных занятий.

При проведении спаренных учебных занятий неустановленные перерывы могут суммироваться и использоваться для выполнения другой педагогической работы в порядке, предусмотренном правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения.

За преподавательскую работу, выполненную с согласия педагогических работников сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, производится дополнительная оплата соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере. На это указано в Постановлении Правительства РФ от 03.04.2003 № 191.

Другая часть педагогической работы указанных работников, которая не конкретизирована по количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом образовательного учреждения и правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в т. ч. личными планами педагогического работника.

Объем учебной нагрузки учителей и преподавателей (за исключением преподавателей учреждений среднего и начального профессионального образования, для которых определены особенности установления объема учебной нагрузки) устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и программам, обеспеченности кадрами, других конкретных условий в данном образовательном учреждении.

Объем учебной нагрузки учителей больше или меньше нормы часов, за которую выплачивается ставка заработной платы, устанавливается только с их письменного согласия.

В соответствии со статьей 333 ТК РФ учебная нагрузка педагогического работника, определенная в трудовом договоре, может ограничиваться верхним пределом в случаях, предусмотренных типовым положением об образовательном учреждении соответствующего типа и вида, утверждаемым уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, а для образовательных учреждений, реализующих военные профессиональные образовательные программы, и образовательных учреждений, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, - типовыми положениями об образовательных учреждениях, утверждаемыми Правительством РФ.

Предоставление преподавательской работы лицам, выполняющим ее помимо основной работы в том же образовательном учреждении (в т. ч. руководителям), а также педагогическим, руководящим и иным работникам других образовательных учреждений, работникам предприятий, учреждений и организаций (в т. ч. работникам органов управления образованием и учебно-методических кабинетов) осуществляется с учетом мнения выборного профсоюзного органа и при условии, если учителя, для которых данное образовательное учреждение является местом основной работы, обеспечены преподавательской работой по своей специальности в объеме не менее чем на ставку заработной платы.

При возложении на учителей общеобразовательных учреждений, для которых данное образовательное учреждение является местом основной работы, обязанностей по обучению детей на дому в соответствии с медицинским заключением, а также по проведению занятий по физкультуре с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, учебные часы, предусмотренные на эти цели, включаются в их учебную нагрузку на общих основаниях.

Учебная нагрузка учителям, находящимся к началу учебного года в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет либо в ином отпуске, устанавливается при распределении ее на очередной учебный год на общих основаниях, а затем передается для выполнения другим учителям на период нахождения работника в соответствующем отпуске.

Применительно к рассмотренному порядку устанавливается учебная нагрузка преподавателей педагогических училищ и педагогических колледжей, а также работников учреждений дополнительного образования детей.

Должностные оклады устанавливаются и выплачиваются педагогическим работникам при условии отработки следующей продолжительности рабочего времени:

  • 36 часов в неделю:

- работникам из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов;
- старшим воспитателям дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей;
- педагогам-психологам;
- методистам (старшим методистам) образовательных учреждений;
- социальным педагогам, педагогам-организаторам;
- старшим вожатым;
- инструкторам по труду образовательных учреждений;
- мастерам производственного обучения;
- руководителям физического воспитания образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;
- преподавателям-организаторам (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки) общеобразовательных учреждений, учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;
- инструкторам-методистам (старшим инструкторам-методистам) образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля;

  • 30 часов в неделю - старшим воспитателям образовательных учреждений (кроме дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей).

Должностные оклады других работников образовательных учреждений, в т. ч. руководителей образовательных учреждений, их заместителей и руководителей структурных подразделений, выплачиваются за работу при 40-часовой рабочей неделе.

В рамках сокращенной продолжительности рабочего времени, установленной работникам из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации), в отдельном порядке предусматривается предельная величина учебной нагрузки, а также оговаривается выполнение иных обязанностей.

В частности, предельный объем учебной нагрузки определен:

  • для педагогических работников высших учебных заведений - до 900 часов в учебном году (пункт 88 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.02.2008 № 71);
  • для лиц преподавательского состава образовательного учреждения повышения квалификации - до 800 часов за учебный год (пункт 32 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 № 610).

Образовательные учреждения самостоятельно устанавливают нормы времени для расчета учебной и других видов работ с учетом особенностей применяемых технологий обучения, организации учебного процесса и специфики образовательных программ.

Примерные нормы времени для расчета объема учебной работы и основные виды учебно-методической, научно-исследовательской и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования, были доведены письмом Минобразования России от 26.06.2003 № 14-55-784ин/15.

В пределах установленной для них 36-часовой рабочей недели профессорско-преподавательский состав рассматриваемых учебных заведений должен вести учебную (в пределах установленной учебной нагрузки), а также учебно-методическую и организационно-методическую работу.

При этом к учебной работе отнесены:

Виды работ Норма времени в часах Примечания
     
Аудиторные занятия
Чтение лекций (студенты и аспиранты) 1 час за 1 акад. час  
Проведение практических занятий, семинаров (студенты и аспираты) 1 час на группу за 1 акад. час В дисплейных классах, по медицинским, лингвистическим и художественным дисциплинам группа может делиться на 2-3 подгруппы с учетом специфики подготовки
Проведение лабораторных работ 1 час на группу (подгруппу) за 1 акад. час Подгруппа не менее 8 человек. По медицинским дисциплинам подгруппа может быть уменьшена до 6 человек.
Проведение тематических дискуссий, научно-практических конференций, деловых игр, анализа конкретных ситуаций, решения производственных задач и т. д. 1 час за 1 акад. час каждому преподавателю, участвующему в проведении Количество преподавателей определяет руководство образовательного учреждения
Проведение выездных тематических занятий на предприятиях и в организациях 1 час за 1 акад. час на группу (подгруппу)  
Консультации
Проведение консультаций по учебным дисциплинам От общего числа лекционных часов на изучение каждой дисциплины по учебному плану на 1 группу: 5% - по очной форме обучения; 10% - по очно-заочной (вечерней) форме обучения; 15% - по заочной форме обучения и экстернату  
Проведение консультаций перед экзаменами Перед вступительным испытанием - 2 часа на поток, перед промежуточной аттестацией - 2 часа на группу, перед итоговой аттестацией студентов и аспирантов - 2 часа на группу  
Индивидуальные консультации по программам дополнительного профессионального образования При сроке обучения от 4 до 6 месяцев - 40 часов и при сроке обучения от 1 до 3 месяцев - 20 часов на каждого слушателя  
Контроль
Прием устных и письменных вступительных экзаменов в вузы и выпускных экзаменов на подготовительных отделениях 4 часа на проведение экзамена на поток поступающих; 0, 3 часа на проверку каждой письменной работы; 0, 25 часа каждому из экзаменаторов на каждого экзаменующегося на устном экзамене Работу проверяет один преподаватель
Перепроверка работ на вступительных экзаменах 0, 2 часа на каждую работу Выборочная проверка до 10% от общего числа работ
Проведение собеседования с поступающими на программы дополнительного профессионального образования 0, 25 часа каждому члену комиссии на каждого поступающего  
Прием устных и письменных экзаменов в процессе освоения образовательных программ 0, 35-0, 50 часа на студента при устном экзамене; при междисциплинарном экзамене - до 1 часа на каждого студента; при письменном экзамене - 2 часа на поток; 0, 3 часа на проверку каждой письменной работы  
Прием зачетов по дисциплинам, предусмотренным рабочим учебным планом, прием переаттестаций у студентов, поступивших на обучение в сокращенные сроки 0, 25-0, 35 часа на одного студента в зависимости от особенности дисциплины; до 0, 5 часа по дисциплинам искусства и культуры  
Проверка, консультации и прием контрольных, расчетнографических работ, расчетных заданий, домашних заданий и рефератов, историй болезней, протоколов, актов и других работ, а также отчетов по практике До 0, 4 часа на одно задание, но не более 1 часа на одного студента на дисциплину в семестр; для медицинских дисциплин - проверка уч. историй болезни - до 1 часа Подготовка студенческих работ в области изобразительных, декоративно-прикладных искусств и дизайна на просмотры - до 12 часов на 1 мероприятие каждому преподавателю; участие в просмотрах студенческих работ - до 6 часов каждому преподавателю на 1 мероприятие
Рецензирование и консультирование рефератов по дисциплинам основной образовательной программы высшего профессионального образования До 1 часа на реферат по программам подготовки бакалавров и специалистов; до 3 часов на реферат по программам подготовки магистров  
Рецензирование контрольных работ студентов-заочников До 1 часа на одну работу  
Государственные экзамены 0, 5 часа на одного экзаменующегося каждому члену экзаменационной комиссии; до 1 часа на одного экзаменующегося по медицинским специальностям и специальностям искусства и культуры каждому члену комиссии Состав комиссии не более 8 человек
Рецензирование выпускных работ и рефератов по программам дополнительного профессионального образования До 3 часов на работу  
Участие в работе комиссии по приему защиты выпускных работ и рефератов, по проведению выпускного экзамена по программам дополнительного профессионального образования 0, 5 часа на одного слушателя каждому члену комиссии Не более 6 часов в день; состав комиссии не более 5 человек
Рецензирование реферата в аспирантуре и материалов диссертационного исследования докторантов 3 часа за 1 печатный лист  
Прием вступительных экзаменов в аспирантуру и кандидатских экзаменов До 1 часа на одного поступающего или аспиранта (соискателя) по каждой дисциплине каждому экзаменатору  
Экспертиза диссертационных исследований на соискание ученой степени Кандидатская работа - 3 часа; докторская работа - 5 часов  
Практика
Руководство учебной, производственной, в т. ч. преддипломной, научно-педагогической, педагогической практиками (включая проверку отчетов и прием зачета) студентов и аспирантов От 3 до 6 часов за рабочий день на группу (подгруппу); до 8 часов за рабочий день на группу (подгруппу) при проведении полевых практик С учетом специфики практики, выезда в другие населенные пункты и деления группы на подгруппы
Руководство практикой, проводимой по индивидуальным планам студентов До 1 часа в неделю на каждого студента  
Руководство стажировкой по программам дополнительного профессионального образования на предприятиях и в организациях с проверкой отчетов До 5 часов на каждого слушателя в неделю Не более 6 слушателей на одного преподавателя
Руководство
Руководство факультетом (в т. ч. разработка рабочих учебных планов, контроль учебной нагрузки, посещение занятий и т. п.) До 300 часов  
Руководство кафедрами (в т. ч. разработка рабочих учебных планов и программ дисциплин, планирование и контроль учебной нагрузки, посещение занятий профессоров и доцентов кафедры) Заведующему кафедрой 60-100 часов в год при числе сотрудников 50 и более; 50-80 часов в год при числе сотрудников от 31 до 49; 40-60 часов в год при числе сотрудников 30 и менее При условии, если заведующий кафедрой работает на общественных началах без оплаты, часть этих часов может быть выделена одному из преподавателей - членов кафедры
Руководство научно-исследовательской работой студентов (подготовка бакалавров и специалистов) До 1 часа в неделю на студента  
Руководство, консультации, рецензирование и прием защиты курсовых работ От 1 до 3 часов на работу, в т. ч. 0, 3 часа на прием каждому преподавателю Число курсовых работ не более 5 в семестр
Руководство, консультации, рецензирование и прием защиты курсовых проектов До 4 часов на один проект по всем видам работ; в т. ч. до 0, 5 часа на рецензирование и 0, 3 часа на прием каждому преподавателю Число курсовых проектов не более 2 в семестр
Руководство, консультирование выпускных квалификационных работ бакалавров До 25 часов на каждого студента выпускника, в т. ч. руководство и консультирование - 20 час.; допуск к защите - до 1 часа; председателю - 1 час; членам экзаменационной комиссии - до 4 часов, по 0, 5 часа на каждую выпускную работу Число членов государственной экзаменационной комиссии не более 6 человек
Руководство, консультирование, рецензирование выпускных квалификационных работ специалистов До 35 часов на каждого студента-выпускника, в т. ч.руководство и консультирование - 25 часов; допуск к защите до 1 часа; рецензирование - 4 часа; председателю экзаменационной комиссии - 1 час; членам экзаменационной комиссии - до 4 часов, по 0, 5 часа на каждую выпускную работу Число членов государственной экзаменационной комиссии не более 8 человек
Руководство, консультирование, рецензирование выпускных квалификационных работ магистров До 40 часов на каждого студента-выпускника, в т. ч. руководство и консультирование - 30 часов; рецензирование - 4 часа; допуск к защите - 1 час; председателю экзаменационной комиссии - 1 час; членам экзаменационной комиссии - до 4 часов, по 0, 5 часа на каждую выпускную работу Число членов государственной экзаменационной комиссии не более 8 человек
Руководство выпускными работами по программам дополнительного профессионального образования До 10 часов на работу, включая консультации и рецензирование  
Руководство подготовкой студента в магистратуре До 30 часов на каждого магистранта ежегодно  
Руководство программой специализированной подготовки в магистратуре До 30 часов на специализацию в учебном году (независимо от числа магистрантов)  
Руководство аспирантом, ординатором, интерном 50 часов в год  
Руководство соискателем или стажером 25 часов в год  
Научные консультации докторанта 50 часов в год  

При применении приведенной таблицы необходимо учитывать следующие моменты:

  • лекционные часы рассчитываются на поток; разделение студентов на потоки определяется особенностями основных образовательных программ;
  • под термином " группа" подразумевается академическая группа численностью 25 человек;
  • учет объема учебной работы штатных преподавателей, а также оплаты труда преподавателей-почасовиков производится из расчета фактически затраченного времени, но не свыше установленных норм;
  • распределение общего числа часов, выделяемых на каждого дипломника, между отдельными кафедрами производится решением руководства образовательного учреждения высшего и дополнительного профессионального образования;
  • курсовые работы и проекты рассматриваются как форма отчетности.

К видам учебно-методических работ относятся:

• подготовка к изданию конспектов лекций, сборников для практических и лабораторных заняттий, видеозаписей, телелекций, других учебно-методических материалов, включая методические материалы по выполнению курсовых и дипломных проектов и работ, выпускных работ;
• составление рабочих учебных планов по специальностям и направлениям;
• составление учебных программ по вновь вводимым дисциплинам;
• переработка учебных программ по действующим учебным дисциплинам;
• постановка новых и модернизация действующих лабораторных работ;
• работы, связанные с применением информационных технологий в учебном процессе (разработка задач, отладка программ и т. п.);
• работа в научно-методических советах, президиумах, советах учебно-методического объединения и других постоянных или временных советах, рабочих группах, создаваемых учредителями;
• работа в редколлегиях научных журналов и т. п. органах;
• работа в методическом совете.

В свою очередь, к видам организационно-методических работ относятся:

• работа в системе управления институтом (ректор, проректор, заместитель проректора, начальник отдела, декан и др.);
• работа в системе управления кафедрой (заведующий кафедрой, ученый секретарь и др.);
• работа в приемной комиссии (ответственный секретарь, член отборочной комиссии);
• работа в ученом совете вуза, факультета, диссертационном совете;
• руководство студенческими группами (курсами).

При этом выполнение преподавательской (педагогической) работы осуществляется в основное рабочее время. Преподавательская работа сверх установленных норм, за которые работникам выплачивается должностной оклад, а также преподавательская работа руководящих и других работников образовательных учреждений без занятия штатной должности в том же учреждении оплачивается дополнительно в порядке и по ставкам, предусмотренным по выполняемой преподавательской работе.

Вышерассмотренный порядок нормирования труда педагогических работников также предопределяет и особенности оплаты труда данной категории лиц.

 

Подробнее: https://www.budgetnik.ru/art/15340#ixzz40rfJDORV

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Нормирование работ по очистке, тепловой резке и правке. | Для партии изделий
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал