Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности создания детского танца.

Основой репертуара детских самодеятельных танцевальных кружков являются как народные, так и игровые и сюжетные танцы. Создавая их, руководитель должен учитывать возрастные особенности детей.

Работая над поставкой танца, руководители должны находить такие формы, которые отвечали бы возможностям детского возраста.

С детьми необходимо работать вдумчиво, требовательно, систематически, не забывая, что в работе хореографа не бывает мелочей. Готовясь к занятиям, руководитель кружка, подбирает такие танцевальные движения, которые понятны детям, доступны для исполнения как по своему содержанию так и по характеру.

Бывают случаи, когда руководитель детского коллектива при постановке танцев увлекается сложными движениями (различные присядки, повороты в воздухе, прыжки и т.д.). Их следует использовать так, чтобы они были естественной кульминацией танца, а не выглядели бы искусственно, оторвано от характера постановки. Рекомендуется включать сложные движения только в танцы, которые исполняют дети старшего возраста.

Язык народного танцевального искусства яркий и выразительный. Танец каждого народа – это иллюстрация его жизни, быта, труда. Среди танцев народов С.Н.Г и России наиболее доступны для исполнения детьми русские, белорусские, литовские, молдавские, украинские танцы. А из народных танцев других стран – чешские, для которых самым характерным является движение польки, хорошо усваиваемое школьниками.
Простотой рисунка, жизнерадостностью, живой и веселой музыкой чешские танцы вполне соответствуют требованиям репертуара детских кружков.

Польские танцы – краковяк и мазурка – сложные по своим движениям, их можно исполнять только детям старшего возраста.

Некоторые руководители в репертуар коллективов включают танцы, которые не отвечают возрасту детей. Такое воспитание, конечно, не принесёт детям пользы. Художественный материал для эстетического воспитания должен отображать жизнь, близкую и понятную детям. Танцы должны напоминает увлекательную игру.

Практическая работа над постановкой начинается с разъяснений руководителя, которые помогают детям понять содержание танца, выяснить характеры действующих лиц, образы постановки и т.д. После беседы учащиеся прослушивают музыкальное сопровождение. Только после этого руководитель переходит к практическому показу отдельных движений и танцевальных комбинаций, указывая на характер их исполнения. Необходимо помнить, что построение композиции в целом, отдельные фигуры, рисунки, точность и выразительность движений являются средством раскрытия содержания танца.

Хореографические постановки на основе классического танца можно создавать для участников коллектива, систематически обучающихся на протяжении трёх-четырёх лет. На классической основе можно поставить много интересных танцев на современную тематику. Иногда можно использовать материал из классического балета. Дети любят исполнять сказочных персонажей, птиц, зверей и т.д. Подбирая к репертуару классические произведения, необходимо учитывать техническую и физическую подготовленность исполнителей, а также их внешние данные. Недостатки фигуры, неприметные в народных и современных костюмах, обязательно проявляются в костюмах предназначенных для исполнения классических танцев (пачках, хитонах и т.д.)

Многие руководители детской художественной самодеятельности самостоятельно создают интересные танцы.

Приступая к созданию того или иного танца, руководитель, прежде всего, должен выбрать интересный сюжет.

Если создается народный танец, необходимо сохранить его народный колорит и в то же время подобрать такие формы движений, которые были бы доступны для исполнения детьми. Народный танец рекомендуется создавать с элементами игры.

Выбрав сюжет и определив характер танца, подбирают к нему музыкальное сопровождение. Замысел хореографического произведения, его содержание и настроение должны соответствовать музыке. Бывают случаи, когда неудачно подобранная музыка снимает качество хорошо задуманного танца.

Лучше всего подбирать для постановки законченное музыкальное произведение.

В каждой постановке должны быть предусмотрены такие разделы: завязка, развитие танцевального действия, кульминация танца и развязка. После подготовительной работы постановщик приступает к созданию композиции танца – его рисунка и подбора движений (хореографический текст). При этом нужно следить, чтобы начало музыкальной фразы совпадало с началом нового построения. Это не значит, что построения должны меняться на каждую музыкальную фразу. Их смена зависит от замысла руководителя.

Работая над подбором соответствующего музыкального сопровождения, над общей композицией, нужно представить себе будущий танец во всех его деталях: характер, развитие действия, отдельные построения, переходы, движения.

Различные фигуры (круг, звёздочки, линии и т.д.) исполняются на 1-8 тактов, причём последние 2 такта, а иногда и целая музыкальная фраза могут служить перестроением к новой фигуре.

Каждый танец имеет определённую продолжительность. Так танец одного - двух исполнителей длится около 2-х минут, четырёх-шести – 3-5 минут; массовый танец 5-6 минут. Это нужно помнить в процессе работы над созданием танца, так как продолжительный танец утомляет зрителей и исполнителей, становится однообразным и неинтересным. Перед тем, как приступить к постановке того или иного танца, нужно хорошо усвоить его содержание и характер, а также в совершенстве изучить все его движения.

Приступая к разучиванию народного танца, руководитель кратко рассказывает детям его содержание, предлагает послушать музыку, показывает эскизы костюмов и оформления.

Только после этого можно приступать к постановке. Прежде всего, дети разучивают под музыку все движения, из которых состоит танец. Рекомендуется изучать движения сначала у станка, и уже потом, когда они усвоены, совершенствуют их на середине зала. Если танцевальные движения сложны, лучше всего разучивать вначале движения ног, а затем постепенно отрабатывать их совместно с движением рук, головы, корпуса.

Для одновременного и точного исполнения движений под музыку руководитель сначала громко и чётко произносит «И» (счёт последней восьмой такта), концертмейстер начинает играть, и дети исполняют предложенные движения.

Когда все движения танца изучены, можно приступать к разучиванию фигур и построений. Сначала разучивают вступление к танцу, затем одну - две фигуры (в зависимости от их сложности). Разучивание по частям повторяется два – три раза. В это время руководитель делает соответствующие замечания учащимся, исправляет их ошибки. Далее разучивают следующие фигуры, каждую отдельно.

Если одна часть танца очень сложна для исполнителей или очень проста, руководитель может изменить фигуры или движения, не изменяя композицию танца в целом.

Закончив постановочную работу, руководитель два-три раза повторяет с детьми разученную часть танца, не делая им никаких замечаний. Это помогает лучше запомнить последовательность построений движений. После того как танец разучен, отрабатываются его отдельные части. Для этого танец повторяют с остановками. Руководитель указывает исполнителям на ошибки и помогает их исправить.

Когда дети хорошо усвоили все танцевальные движения, запомнили последовательность и чередование фигур, можно приступить к окончательной отработке танца.

В массовых танцах следует добиваться согласованности, единства исполнения. Необходимо также внимательно следить за тем, чтобы рисунок танца (круг, колонны, звёздочки и т.д.) исполнялся ровно и чётко; расстояние между танцующими должно быть одинаковым, все групповые движения нужно исполнять одновременно. Закончив общую постановку танца, следует работать над его выразительностью, правильной манерой исполнения, характерными для данного танца движениями ног, рук, корпуса и головы.

Руководитель должен добиваться исполнения танца с определённым настроением (весело, бодро, лирично) в зависимости от его содержания. Если танец исполняется на сцене, необходимо научить детей не оставлять сцену сразу же после окончания танца, а несколько секунд постоять на месте, поклониться зрителям и организованно выйти за кулисы.

В помощь руководителям художественной самодеятельности издаются репертуарные сборники с записью танцев. Они знакомят руководителей с разными народными танцами, с их основными движениями и построениями.

Запись танца обычно состоит из 4-х частей.

В первой части – описывается содержание танца, его характерные особенности, манера исполнения, костюмы, количество исполняемых рисунков, количество тактов в каждой фигуре.

В третьей – описаны танцевальные движения.

В четвертой – музыкальное сопровождение с указанием размера, темпа.

В чертежах и схемах употребляются такие условные обозначения: Мальчики < спина, девочки (спина.

Направления движения танцующих, обозначается стрелкой, путь продвижения – пунктиром.

Для облегчения разбора композиции танца к записи прилагаются чертежи и рисунки, которые помогают правильно понять направление движения исполнителей, их построения на сцене.

Танцевальные движения описываются в сочетании с музыкой. Музыка к каждому танцу имеет свой размер. Если размер 2/4, то его счёт будет: «раз», «два»; ¾ - «раз», «два», «три», 4/4 – «раз», «два», «три», «четыре». Четверть состоит из двух восьмых, поэтому каждая вторая восьмая определяется на счёт «И».

В описании движений указывается, на какую четверть или восьмую долю такта исполняется танцевальное движение. Если движение начинается на затакт, то оно называется затактовым. Например, полька с продвижением вперёд муз. размер 2/4. затакт – подскок на левой ноге, правую ногу вынести вперёд и слегка приподнять. На «раз» - и, «два» - переступить правой, левой, правой ногой вперёд и т.д. В описании каждого танцевального движения при записи танцев определяется исходное положение ног, с которого начинается движение.

Начиная разбирать запись танца, руководитель должен внимательно прочитать вступительную часть и описание танца, ясно представить себе его содержание, затем разобрать запись всех танцевальных движений, из которых состоит танец.

Изучив все движения, можно приступать к разбору композиции танца. Для этого желательно сделать схему танца: разделить лист бумаги на две части, слева условными обозначениями записать продвижение участников по сцене (рисунок танца), а справа – название танцевальных движений и количество тактов музыки. Такая рабочая схема даёт полное представление о направлении продвижения танцующих.

Разобрав композицию танца, изучив все движения танца, музыкальный материал, можно приступать непосредственно к постановке танца. Перед началом педагог собирает детей и образно, актёрски ярко рассказывает замысел танца. Расставляет исполнителей по рисунку на выход танца. Затем повторяется пройденный кусок, чтобы закрепить в памяти поставленное, увидеть его целиком и логично связать с последующим. И так этап за этапом, шаг за шагом создаётся танец. Когда весь танец поставлен, репетиции переходят в свою следующую стадию. Начинается «отработка» поставленного. Целый танец вновь разбивается на куски (части), и над каждым из них ведётся кропотливая работа. Оттачивается каждый шаг, жест, уточняются повороты головы. Необходимо добиваться полной ансамблевости, то есть одновременного исполнения одного движения несколькими исполнителями. Отделанные на этом этапе части танца соединяются между собой, повторяются подряд, оттачиваются связки до полной логичности их переходов из одного в другой. Параллельно с общими репетициями ведётся работа с солистами. Регулирует всю эту работу точно продуманное расписание. На индивидуальных репетициях «чистятся» сольные куски, педагог находит более выгодные для данного исполнителя ракурсы и оттенки.

Следующим ответственным этапом работы является репетиция, на которой впервые надевают костюмы. Костюмы для исполнителей должны быть готовы заблаговременно, чтобы исполнители могли бы их «обжить», поскольку движения очень связаны с формой одежды, её весом, длиной, кроем. В русском танце платочки, шали т. п. предметы употребляются часто и активно, и если они появляются в руках у исполнителей незадолго до генеральной репетиции, это может сказаться на качестве исполнения, - танцоры просто не успеют свыкнуться с ними, научиться работать свободно и без особого нажима, мешающего танцу. В целом костюм играет важную роль в передаче образа и замысла танца и помогают исполнителю донести этот замысел до зрителя. В итоге, когда всё отработано, костюмы подобраны, танец сформирован – можно его выпускать на зрителя.

Сочинение танца – это не ряд «рецептов», как создавать танец, а ряд тем, которые педагог развивает и варьирует в зависимости от своих личных знаний, а также от уровня подготовки воспитанников, которую можно развивать на занятиях хореографией.

Главная задача педагога – воспитание творческой, всесторонне-развитой, гармоничной личности. Вырастить своих воспитанников сильными, умелыми, целеустремлёнными, физически совершенными, духовно богатыми людьми.

 

 

Литература:

Р.Захаров «Сочинение танца» (страницы педагогического опыта) Москва «Искусство» 1983.

Г. Берёзова «Классический танец в детских хореографических коллективах» Киев «Музыкальная Украина» 1079.

В.Уральская «Рождение танца» - Москва «Советская Россия» 1982.

В. Уральская «Поиски и решения» издательство Советская Россия. – Москва.1973.

Т.А. Устинова «Избранные русские народные танцы» - Москва «Искусство» 1966.

Л.Степанова «Народные танцы» - издательство «Советская Россия» Москва 1968.

А.Климов «Основы русского народного танца» - Москва издательство Московского государственного института культуры 1994.

Т.Пуртова, А.Беликова, О.Кветная «Учите детей танцевать» - Москва 2009.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Стоимость разового индивидуального урока - 1300 руб/час с пары. | 
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал