Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 7
Эстрадный фельетон
Исторически эстрадный фельетон сохранил многие характерные черты и приемы своего газетного прародителя.
Отличие фельетона от монолога Довольно часто приходится сталкиваться с тем, что смешиваются понятия «фельетон» и «монолог». Так, к примеру, в обиходе иногда говорят: «Конферансье выступил со вступительным Раздел второй. Режиссура эстрадных номеров различных жанров монологом». Путаница происходит, оттого что формы подачи фельетона и монолога очень похожи. Действительно, выходит на эстраду артист и начинает разговор со зрителем. По форме это всегда (или почти всегда, исключение составляют фельетоны, исполняемые конферансной парой) — монолог, то есть речь одного лица. Но сходство это формально и не несет в себе сущностного признака эстрадного фельетона. В чем же существенное отличие эстрадного фельетона от эстрадного монолога? «Эстрадный фельетон, — отмечал В. Фролов, — рассчитан на 15—20 минут сценического времени (сегодня короче. — И. Б.). Он должен, как передовая статья газеты, вобрать в себя самые актуальные проблемы, которые необходимо подать в яркой, порой заостренно-сатирической, порой гиперболизированной форме. Это как бы короткое международное обозрение или отклик на события внутренней жизни страны. Искусство эстрадного фельетониста должно быть гибким, целенаправленным по отбору фактов, отточенным по меткости их подачи, оно сродни искусству журналиста. Исполнителю необходимо обладать всесторонним образованием, высокой эрудицией, острым классовым чутьем и быстрой реакцией на события»2.
Глава 7. Эстрадный фельетон няков называет отрицательные явления, с которыми он борется. В этом жанре исполнитель (и автор) без опосредовании, свойственных художественной литературе, говорит о социальных явлениях современности. Фельетонист в такой же мере оратор, пропагандист и агитатор, как и артист»3. Этот важный момент должен учитывать режиссер в работе с автором эстрадного фельетона: нужно добиваться такой структуры и формы литературного материала, которая могла бы создать подобное впечатление у публики. То, что фельетон должен содержать личную позицию артиста к тому, о чем он говорит, совершенно логично заставляло многих из них быть авторами своих эстрадных фельетонов. Наиболее ярким примером в этом смысле является творчество Н. Смирнова-Сокольского, который сам был автором своих фельетонов. Безусловно, одним из условий его успеха как эстрадного фельетониста было то, что он соединял в себе искусство литератора и искусство артиста в одном лице. Он сам выбирал тему выступления, волнующую его лично, он сам отыскивал слова для ее выражения, и он же сам своими же словами предъявлял эту собственную позицию публике. Вообще такое явление, как артист-автор, очень часто находит выражение именно в эстрадном фельетоне. При этом совсем не обязательно, что исполнитель заранее пишет текст своего фельетона. Довольно часто он только выбирает тему выступления (или эту тему подсказывают ему обстоятельства концерта). А далее эстрадный фельетон возникает импровизационно. Артист импровизирует на тему. Это очень высокий класс профессионального мастерства. Но известные конферансье не раз демонстрировали блестящие примеры такого рода. Так известный петербургский конферансье Г. Баскин на концерте в Центральном концертном зале «Россия», посвященном Дню учителя, импровизационно произнес прекрасный публицистический фельетон. Тема была подсказана самим праздником, к которому был приурочен концерт. А вот разработка ее и конкретное воплощение были сделаны в импровизационной манере. В этом фельетоне у артиста нашлись слова и о проблемах, которые волнуют учительский корпус, и об отношении власти к учителю, и об огромной важности работы учителя, и о том, что все мы в неоплатном долгу перед нашими учителями; Раздел второй. Режиссура эстрадных номеров различных жанров артист нашел искренние и теплые слова благодарности учителям. При этом это не был сухой доклад, а именно эстрадный публицистический фельетон со всеми присущими ему признаками. Что же это за признаки? Отличительные признаки эстрадного фельетона
«Профессия моя по наружному виду такая, что ею действительно каждый свободный человек в любую минуту заняться может. Это, знаете ли, не то, что баланс в бухгалтерии подвести, с женой в четвертый раз разводиться или вдруг, наконец, с казенными деньгами такую махинацию выдумать, что оно, знаете ли, вроде как будто и деньги целы и вместе с тем ни одной копейки найти невозможно... На первый взгляд дело у меня действительно такое: курточку, бархатную нацепил, галстук «а-ля Козьма Прутков» завязал, фамилию какую-нибудь двухэтажную выдумал и — как говорится — давай валяй, запузыривай!.. Один зритель мне однажды даже так выразился: „Мне, говорит, товарищ Сокольский, — извините, я на вас не намекаю, -у кого бы только нахальства призанять, а остальное у меня не хуже вашего выйдет...". Должен сказать, дорогие товарищи, все это — глубочайшая ошибка. Дело не в нахальстве. Я, конечно, все эти намеки понимаю -можете его и у меня занять, мне этого товара не жалко, хоть весь его заберите, — а только разговорника из вас никак не получится... И не потому, что работа сама по себе трудная. Скрывать нечего — гавкать, конечно, каждый умеет. Председатели на собраниях горькими слезами обливаются. Говорят — остановить ораторов никак невозможно стало. Как такой до трибуны дорвется — тут ему и в звонок звони и кричи „время истекло" — все равно, пока сам голосу не лишится, не остановите... Глава 7. Эстрадный фельетон И, однако, на наше дело эти ораторы никак не годятся. В нашем деле, извините, не разговаривать, а гудеть надобно. Понимаете ли — гудеть! А на этом пути, извините, превеликие трудности ожидать могут... Вот Горький, Алексей Максимович, рассказывал, что на Каспийском море пароход один такой был. Сам по себе так — букси-ришко пустяковый. „Шурой", кажется, назывался. Но пароходиш-ко этот на все Каспийское море своим гудком славился: гудок у этой „Шуры" был — как у океанского дредноута. Как, бывало, реванет — на все Каспийское море слышно. Все говорят: „«Шурка» гудит!.." Но только гудела эта „Шура" редко. Потому у нее все пары в этот гудок уходили. Как, бывало, реванет раз — сама уж потом останавливается и часа четыре стоит, пары набирает, чтоб дальше хоть на шаг двинуться...»4 Даже в авторском фельетоне, написанном заранее для артиста, должно возникать ощущение, что мысль родилась тут же, на эстраде, импровизационно. Конечно, такое достигается мастерством исполнителя, но и автор должен учитывать подобную потребность и помочь актеру соответствующим построением текста.
Во-вторых, эстрадный фельетон должен быть преподнесен публике в легкой, ненавязчивой форме, с юмором, без менторства и поучительства. Такой фельетон обязательно содержит немалое количество эстрадных реприз, рассчитанных на смехо-вой эффект. : 143 Раздел второй. Режиссура эстрадных номеров различных жанров
Весьма распространенный, — хотя и частный, — прием в построении эстрадного фельетона (и этим он резко отличается от газетного) — придание ему, формы рассказа о каком-то конкретном, часто — бытовом случае. И уже из частностей возникают обобщения. Вы, к примеру, начинаете рассказ о том, как вчера стояли в очереди, о том, какие (забавные и репризные) разговоры там шли, а выходите на проблему унижения человеческого достоинства (ведь любая очередь есть унижение человека). Такой прием подачи материала через описание конкретного эпизода, происшедшего с вами, делает фельетон живым, он помогает логично выражать собственное отношение к случаю (который якобы произошел конкретно с вами!). Другое дело, что это бытовое происшествие должно быть выбрано таким образом, чтобы оно могло, хотя бы гипотетически, произойти с любым человеком, сидящим в зрительном зале. Частность такого случая должна иметь общий характер. Только тогда можно в результате выйти на обобщающую публицистическую тему. Выше уже говорилось о том, что эстрадный номер не терпит многотемности, вторых и третьих планов, что тема номера всегда узконаправленна. В этом смысле эстрадный фельетон является, пожалуй, единственным исключением из правила.
Глава 7. Эстрадный фельетон няшние проблемы нашей жизни». Это, можно сказать, сверхзадача любого произведения этого жанра. Поэтому кажущаяся разрозненность тем фельетона укладывается в одну общую тему. Разновидности эстрадного фельетона
То есть — разные темы, мысли, репризы, суждения заканчиваются совершенно одинаковым резюме (как в известной по исполнению Л. Утесовым песне-сценке: что бы ни происходило, вывод один — «А в остальном, прекрасная маркиза, все хорошо, все хорошо!»). Такой прием как раз и является одним из способов приведения разных тем к общему знаменателю. Следующая разновидность фельетона — вступительный фельетон конферансье. Конферансье во вступительном фельетоне, устанавливая первоначальный контакт со зрительным залом, может говорить о плохой погоде, он может поблагодарить зрителей за то, что, несмотря на это, они под жутким дождем пришли на концерт. Он может заинтриговывать зрителей тем, что будет сегодня в программе. Он может говорить на темы моды, отношений мужчины и женщины и т. д. То есть — темы вступительного фельетона могут быть не публицистическими, а бытовыми. Но в любом случае — это темы, волнующие всех, имеющие отношение к данному концерту (и в этом смысле актуальные). И в любом случае присутствует оценка конферансье того или иного обсуждаемого явления или момента. Таким образом, из вступительного фельетона не исчезают важнейшие признаки эстрадного фельетона вообще: актуальность и выражение позиции выступающего. При этом не исключается, что вступительный фельетон конферансье не может содержать в себе элементы публицистики. Учитывая, что тему вступительного фельетона чаще всего под- Раздел второй. Режиссура эстрадных номеров различных жанров сказывают конкретные обстоятельства конкретного концерта, все это решает сам конферансье; и, как правило, такой вступительный фельетон возникает в импровизационной манере. Существуют и другие формы эстрадного фельетона. Режиссерская работа над каждой разновидностью эстрадного фельетона должна учитывать это разнообразие форм, не смешивая в одном выступлении артиста отличительные признаки каждой разновидности фельетона. Музыкальный фельетон Одной из таких разновидностей является музыкальный фе Однако нельзя забывать, что даже при использовании различных музыкальных форм в эстрадном фельетоне (инструментальной музыки, песни, частушки, куплета) — все они являются вспомогательными, и их главная задача — помочь ярче и образнее выразить мысль, заложенную в тексте эстрадного фельетона. Именно поэтому традиционно музыкальный фельетон относят к одной из разновидностей речевых жанров. Такой фельетон содержит в себе и иллюстративную музыку, и музыку, несущую смысловое начало. Часто музыка используется для исполнения пародийных фрагментов в публицистическом фельетоне (пародия в форме песни, романса). Изобретательный подбор музыки может позволить фельетонисту чего-то не сказать, а только намекнуть, — все остальное дорисует в воображении зрителя музыкальный фрагмент. Без музыки невозможно исполнение куплетов, которые зачастую фрагментарно тоже входят в публицистический фельетон.
|