Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Г л а в а 10
Пародия Пародия — один из самых популярных эстрадных жанров. Редкий концерт обходится без такого номера, существуют и целые эстрадные программы, состоящие из них. К пародиям часто прибегают артисты, не специализирующиеся в этом жанре, например, — конферансье. «Пародирование — комедийное преувеличение в подражании, такое утрированно-ироническое воспроизведение характерных индивидуальных особенностей формы того или иного явления, которое вскрывает комизм его и низводит его содержание»1, — определяет Ю. Борев. Секрет такой популярности и распространенности пародии в том, что этот жанр точно отвечает законам эстрады. Пародия всегда смешна, эксцентрична, требует четкого отбора выразительных средств, лаконична, актуальна и д. д. То есть пародия включает в себя все признаки эстрадного искусства в целом. Другая причина такого широкого распространения пародии в том, что зритель всегда с удовольствием встречается с известной и популярной личностью, пусть даже и в пародируемом исполнении. Виды пародии на эстраде Существуют следующие виды эстрадных пародий: — на какую-то личность (артист, политический деятель и т. п.); — на художественное событие (спектакль, литературное или му — на политическое или общественное явление (реклама, поли Раздел второй. Режиссура эстрадных номеров различных жанров — на социальные и бытовые явления (студенческая жизнь, ра — на художественные штампы и художественные явления (опе Эстрадная пародия — это всегда театрализованный номер, ибо в нем исполнитель не может не пользоваться всем арсеналом актерского искусства: действие с учетом предлагаемых обстоятельств, создание характера и характерности в слове, пении и в пластике, общение, оценка и т. п. Так, например, строит свои пародии одна из самых известных современных исполнительниц в этом жанре Е. Воробей: каждая ее пародия — это как бы маленький спектакль. Нередко в пародии используются и внешние выразительные средства театра — грим, костюм, реквизит. Пародия — жанр, который требует от артиста проявления актерских способностей и навыков актерского мастерства. Почему пародия не просто имитация или подражание? Пародия становится таковой только тогда, когда пародист предлагает зрителю еще и свою собственную ироничную или сатирическую оценку пародируемого лица или явления. Он его критикует, слегка подшучивает, зло высмеивает, поздравляет с удачной находкой, одобряет, отрицает и так далее. В пародии всегда присутствует отношение пародиста к пародируемому, что и отличает ее от простого похожего, внешнего подражания — имитации. Таковы, например, пародии Г. Хазанова. «Начинал Геннадий Хазанов как пародист. У него в каждой пародии возникал точный образ, но при этом артист сохранял свое собственное „я": ог держал дистанцию между собой и изображаемым лицом»2. Очень часто пародия имеет сатирическую окраску, в этом случае представляя собой, если можно так сказать, жанр уничижительный. Даже в самой острой публицистике, где говорится о трудных и проблемных явлениях, всегда существует как бы «свет в конце тоннеля», всегда предлагается какой-то выход из поло- жения. В пародии, как правило, этого нет. Пародия, в основном, Глава 10. Пародия высмеивает, она убивает смехом. Но ведь смех обладает еще и способностью возвышать смеющегося над осмеиваемым. Поэтому режиссер, работая над номером в жанре пародии, всегда должен помнить этимологию самого слова пародия. В переводе с греческого это сложное слово состоит из следующих: рага — около, ode — песня. Пародия всегда находится около объекта изображения, а не представляет собой полную, до конца цельную имитацию. Можно сказать, что пародия — не является точно выполненной копией живописного полотна, которую трудно отличить от оригинала. Пародия, если использовать эту аналогию, — карикатура, дружеский шарж, набросок, рисунок, которые отдельными деталями напоминают оригинал. И во всем этом читается отношение к оригиналу. Известный в свое время артист эстрады Г. Дудник условно делил пародистов на три категории3. 1. Пародии, в которых артист не только внешне, а главным об 2. Пародии, в которых артист создает дружеские шаржи на из 3. Самая большая категория — имитаторы, которые больше всего
|