Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В идентификационном движении очень ярко проявляется игровая сущность искусства пантомимы.
Так в психологии общения существует термин «отзеркали-вание позы» (введен в обиход и сформулирован А. Пизом)13. Психологами подмечено, что человек, по-настоящему заинтересованно разговаривающий со своим партнером, подсознательно начинает принимать позы собеседника: положение тела, жесты, наклон головы. Футбольный болельщик, эмоционально наблюдающий за спортивным состязанием, совершает микродвижения (невооруженному глазу незаметные), которые делают футболисты. Он с ними «бежит», «замахивается», «бьет» — все это незаметно для него самого совершает его микромускулатура. По существу, в пантомиме используется этот принцип, когда речь идет об идентификационном движении.
Раздел второй. Режиссура эстрадных номеров различных жанров Следующая цепочка: я вижу объект, он заинтересовывает меня, он захватывает меня эмоционально... И только когда осуществлен этот «эмоциональный захват», может возникнуть идентификационное движение.
Проще это можно сформулировать так: любое идентификационное движение совершается, когда взгляд мима не отрывается от идентифицируемого объекта: я смотрю, и мне хочется повторить движение, я смотрю, и мое тело невольно начинает повторять движения объекта моего внимания.
— Я желаю этот цветок: мое тело влечется к нему своей динамической точкой — пупком. Теперь я уже не просто вижу цветок, а любуюсь им. У меня перехватывает дух. Благодаря работе мозга мое желание активизирует нервную и мускульную деятельность, что побуждает мою руку сорвать этот цветок. В этот момент и рождается жест: как искра, возникает он в динамическом центре и, как электрический ток, «бежит», минуя мои плечи и предплечья, к кисти, чтобы пальцы перенесли его затем на цветок. Связь между объектом и субъектом установлена»14. Динамическая точка
Глава 13. Пантомимический номер Артист пантомимы не может просто правдоподобно сорвать цветок. По его телу от динамической точки как бы прокатывается волна: сначала по корпусу, затем по руке, движение заканчивает кисть. В этом движении участвует все тело.
Один из основоположников современной школы пантомимы Э. Декру считал, что движения корпуса первоначальны, и только от начавшегося в нем движения последнее может перерасти в движение рук, ног или головы. Если корпус молчит, — жесты делаются необязательными (напомним — речь идет о специфической подготовке тела мима). Мимика и статика (поза)
Кроме того, развитие мимики имеет и чисто прикладное значение. Иногда на выразительности мимики режиссер может выстроить целый пантомимический номер. К такому классическо- Раздел второй. Режиссура эстрадных номеров различных жанров му примеру относится, например, пантомима М. Марсо «В мастерской масок». «Сюжет ее напоминает некую сюрреалистическую новеллу: „Человек любил надевать маски. Он часто менял их и привык к этому занятию. Однажды он надел отвратительную маску, которая ему нравилась своей глупостью и наглостью. Когда он захотел ее снять, оказалось, что она к нему прилипла. Ему стоило большого труда от нее избавиться". Вот, казалось бы, и все. Но лирический поэт Марсо превращает эту странную аллегорию в рассказ, глубоко поэтический и волнующий. Надевая на лицо разные маски, человек соответственно меняется сам. Он надевает маски смешные и трагические, скорбные и забавные. Он надевает одну маску, другую, третью, все новые и новые маски, без числа. Зачем? Может быть, эта игра, содействующая его бесконечным перевоплощениям, доставляет ему удовольствие и он просто привык менять свое обличье? Или он не может обойтись, не может быть без маски, без личины, без притворства там, в мире гангстеров и ханжей? Марсо не дает на это ответа. Он продолжает играть. Но игра в маски не проходит для человека безнаказанно. Вот он надел еще одну маску — глупую, наглую харю с перекошенным, улыбающимся ртом. Она очень забавляет его. Он ею доволен. Но когда он хочет ее снять, она не поддается. Она прилипла к лицу. Человек не в силах ее сорвать, отодрать, освободить себя от отвратительной личины. Мы видим трагическое единоборство человека с маской, как бы насмехающейся над тщетными усилиями его тела и духа. Он в ужасе, он в смятении, он в отчаянии. Он даже пытается примириться со своей участью жить вечно под маской с дурацкой улыбкой. Еще и еще пытается ее сорвать. И когда это ему удается, из-под нее смотрит скорбное и усталое лицо человека, наконец освободившегося от необходимости жить в маске»15. Большое значение в технике пантомимы имеет выразительная статика — поза. Режиссер, выстраивая с артистом пластическую партитуру пантомимического номера, должен понимать, что здесь необходимы постоянные чередования движений и поз. Можно даже сказать, что в пантомимическом номере поза «переливается» в другую позу посредством движения.
Глава 13. Пантомимический номер Кроме того, чередование движений и поз позволяет создать более разнообразную темпо-ритмическую структуру номера. «Подобно художнику, — описывал свои уроки Э. Декру, — одной позой ученик должен был выразить целую драму: передать не один только кульминационный момент какого-либо драматического события, но и то, что предшествовало ему, и предлагаемую развязку. Поза трактовалась в классе Декру как „динамическое бездействие". Когда, не выдержав заключенного в ней напряжения, поза ломалась, ученик, изображавший статую, „оживал", — так рождалось движение. Обретя направленность, движение превращалось в жест, в конце которого, как логическое его завершение, возникала новая поза.
Между тем, клоунада, а в особенности — эстрадная, имеет ряд важных специфических особенностей, которым и посвящается следующая глава. Раздел второй. Режиссура эстрадных номеров различных жанров Основные положения для конспектирования: О пантомима как современный эстрадный жанр имеет специфический образно-символистический язык движений; эта своеобразная пластика является своего рода трюковой составляющей пантомимы; О в пантомимическом номере обстоятельства и место действия создаются исключительно посредством пластики артиста; О в современной пантомиме всегда присутствует элемент игры со зрителем, который выражается в основном в своеобразном разгадывании публикой пластических загадок, которые задает мим; О артисты пантомимы работают в основном с воображаемыми предметами, в воображаемом пространстве, как бы создавая его в фантазии зрителей через движения своего тела; О сюжет пантомимического номера строится таким образом, чтобы у зрителя не возникало вопроса, почему артист молчит, то есть сюжетное построение в большинстве пантомим должно органично оправдывать сценическое действие без слов; О искусство пантомимы очень условно по своей природе, поэтому в номере может отсутствовать сюжет; в этом случае основной задачей режиссера является выстраивание цепи пластических ассоциаций; О к музыкальному сопровождению в пантомиме нужно прибегать с осторожностью, так как музыка заставляет, как правило, танцевать, что переводит пластическую сценку в иной эстрадный жанр; О к отличительным особенностям пантомимы относится игра с воображаемым партнером; О понятие «пантомимическая маска» имеет двоякое толкование: маска как один из нескольких персонажей номера и постоянная маска артиста, от имени которой исполняется его основной репертуар; О в пантомиме существуют специфические приемы создания пластической иллюзии, которые называются стилевыми движениями;
|