Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общие требования к содержанию и уровню освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины «Экономическая история» студенты должны:
Знать:
- Принципы и законы долговременной эволюции хозяйственных организаций различных масштабов и типов;
- подходы к изучению и периодизацию экономической истории;
- преимущества и недостатки экономических реформ, проводившиеся в различных странах в разные исторические периоды;
- эволюцию основных экономических институтов;
- особенности поступательного и циклического развития экономики;
- длинные и сверхдлинные волны в экономической истории;
- закономерности эволюции основных способов производства и стадий роста;
- причины и особенности возникновения капитализма в Европе и США;
- особенности долговременной эволюции российской экономики.
Владеть:
- понятийным аппаратом Экономической экономики;
- методами анализа долговременной эволюции хозяйственных организаций;
- методами определения социально-экономической эффективности реформирования типов и моделей хозяйства.
Уметь:
- производить сравнительный анализ эффективности социально-экономических преобразований;
- решать типовые задачи;
- принимать решения в общественно-экономической и политической жизни страны.
4. Структура и содержание дисциплины «Экономическая история»
Учебно-образовательные модули и их трудоемкость
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов)
| С
е
| | Затраты времени
(в час.)
| | Курс
| м
е
с
т
р
| Содержание
| В
с
е
г
о
| А
у
д
и
т.
| Сам.
раб.
| Форма текущего контроля успеваемости
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.1. Лекционные занятия
Модуль 1. Экономическая история как целостный процесс
Тема 1. Предмет, методология и периодизация экономической истории.
Поступательное и циклическое развитие экономики, длинные и сверхдлинные волны в экономической истории. Формационный, системный, стадиальный и цивилизационный подходы.
Модуль 2. Мировая экономическая история
Тема 2. Становление цивилизации. Общинный и азиатский способы производства.
Натуральное хозяйство. Общинная организация социальной и экономической жизни. Азиатский способ производства на примере Древнего Египта и Китая. Характерные черты восточный деспотий: централизация прибавочного продукта, использование кооперации труда в крупных масштабах, рост бюрократии и падение эффективности.
Тема 3. Древнегреческая и римская экономика (античный способ производства)
Античная цивилизация. Ойкосы. Древнегреческие плисы. Изменение общинной организации. Граждане (демос), метеки, рабы. Реформы а Афинах и Спарте (развитие рынка и автаркии). Эргастерия. Подрыв натурального хозяйства в деревне и городах. Пелопонесская война и политико-экономическое ослабление Древней Греции. Становление римской республики и образование империи. Рыночные реформы в Риме (законы XII таблиц и др.).Латифундии, колонаты. Экономический и политический кризис, распад империи.
Тема 4. Средневековая цивилизация: европейский феодализм
Роль общины в феодальной экономике. Система земельных отношений. Вассальные отношения. Феодальная рента. Городская экономика. Виды мануфактур. Цехи и гильдии. Христианская идеология, Возрождение и Просвещение. Италия эпохи ренессанса как экономический центр Европы. Перемещение центра на север
Тема 5. Становление европейского (на примере Голландии и Англии) и Североамериканского (на примере САСШ) капитализма.
Великие географические открытия и первоначальное накопление капитала. Мануфактура и фабрика. Промышленный переворот. Огораживания и становление рынка труда. Протекционизм и фритредерство. Основные этапы индустриализации.
Свободные земельные ресурсы и нехватка население. Возрождение рабства. Война за независимость, ускоренное развитие капитализма, строительство ж/д. Фермерство. Гражданская война и отмена рабства. Монополизация производства, антиррестовское законодательство. Сухой закон, Великая депрессия и Новый курс.
Модуль 3. Экономическая история России
Тема 6. Индустриализация в России: социально-экономические реформы XVIII века.
Основные цели и задачи реформ Петра 1. Мануфактурное производство, протекционизм, финансовая и фискальная реформы. Реформы управления государством. Особенности индустриализации (посессионные мануфактуры). Усиление крепостничества. Социально-экономические последствия реформ Петра 1: неоднозначность оценок.
Рыночные реформы Екатерины II (замена барщины оброком, отмена монополий, развитие частной собственности.).
Тема 7. Социально-экономические реформы Александра II.
Причины реформ: экономический спад при Николае I, поражение в Крымской войне и необходимость коренных преобразований. Проекты отмены крепостного права.
Отмена крепостного права и становление крестьянского хозяйства. Общины и землепользования, ее плюсы и минусы. Фискальная система. Реформы судов, армии, образования. Противоречивость реформ и нарастание терроризма. Продажа Аляски. Социально-экономические последствия и историческое значение реформ Александра II.
Тема 8. Развитие российской экономики во второй половине XIX в. Строительство ж/д.
Начало развития капитализма в России: высокие темпы индустриализации. Акционерные общества. Привлечение иностранного капитала. Реформы С. Ю. Витте. Золотой стандарт. Акционерный капитал в строительстве ж/д. Основные магистрали, их социально-экономические значения.
Тема 9. Социально-экономические реформы П. А. Столыпина
Цели, задачи и методы реформ. Этапы реформ. Развитие производственной, торговой и кредитной кооперации на селе. Освоение Сибири. Противоречия в политико-экономических отношениях (волна террора и «столыпинские галстуки»). Социально-экономические результаты реформы
Тема 10. Военный коммунизм и новая экономическая политика, первые пятилетки
Экономика во время Первой мировой войны. Разрушение системы снабжения, инфляция, спад производства. Октябрьский переворот. Военный коммунизм, продразверстка. Система главков и централизованное распределение, продразверстка.
Продналог и свободная торговля. Развитие крестьянского хозяйства. Децентрализация бюджета и финансов, снижение налогов. Переход к коммерческому расчету в промышленности. Тресты и синдикаты. Концессии. ГОЭЛРО. Итоги НЭПа.
Цели, задачи и результаты первых пятилеток. Проблемы оптимального планирования приоритетных направлений индустриализации и темпов экономического роста. Источники накопления. Коллективизация и эксплуатация крестьянства. Становление системы директивного планирования и затратной экономики.
|
|
|
|
Устный опрос
Устный опрос в форме собеседования
Контрольная работа
Письменная работа в форме тестов
Индивидаульное домашнее задание
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Практические (семинарские) занятия
Модуль 1. Экономическая история как целостный процесс
Тема 1. Предмет и метод экономической истории, формационный, стадиальный, цивилизационный и системный подходы к изучению экономической истории.
Модуль 2. Мировая экономическая история
Тема 2. Становление цивилизации. Общинное хозяйство и АСП. Экономика Др. Египта и Китая.
Тема 3. Античный способ производства. Древнегреческая и римская экономика.
Тема 4. Экономика феодальной Европы, системные и цивилизационные факторы развития. Экономика Голландии.
Тема 5. Возникновение и развитие капитализма в Европе и Североамериканских Соединенных Штатах.
Модуль 3. Экономическая история России
Тема 6. Индустриализация и ее особенности в России. Реформы Петра I
Тема 7. Развитие частной собственности и предпринимательства, реформы Екатерины II.
Тема 8. Развитие капитализма в России: реформы Александра II и С. Ю. Витте. Ускоренное строительство железных дорог.
Тема 9. Социально-экономические реформы П. А. Столыпина.
Тема 10. Военный коммунизм и новая экономическая политика в России и СССР.
|
|
|
|
|
|
| Всего
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Зачет
|
|
| ИТОГО:
|
|
| 72 (вкл.КСР- 7
|
| | | | | | | | |
5. Образовательные технологии при изучении дисциплины «Экономическая история»
Используются лекционные и семинарские занятия, включая доклады студентов с презентациями на основе подготовленных ими рефератов, эссе.
|