Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Объем дисциплины и виды учебной работы. Вид учебной работы Объем часов/зачетных единиц Максимальная учебная нагрузка (всего) 180/5 Контактная работа обучающихся с
Вид учебной работы
| Объем часов/зачетных единиц
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 180/5
| Контактная работа обучающихся с преподавателем (всего)
| 58
| в том числе:
|
| лекции с применением мультимедийных технологий и раздаточным материалом для студентов
| 18
| семинарские занятия с использованием элементов дискуссий
| 12
| практические занятия с использованием технологий case-study (анализ конкретных, практических ситуаций)
| 12
| практические занятия по использованию современных информационных технологий и справочно-правовых систем
| 12
| контрольные работы
| 4
| Самостоятельная работа студента (всего)
| 86+36 (экзамен)
| в том числе:
|
| внеаудиторная самостоятельная работа при подготовке к семинарским и практическим занятиям
| 30
| подготовка учебного проекта
| 6
| подготовка к контрольной работе
| 10
| Выполнение заданий для самостоятельной работы в модульной объектно-ориентированной динамической учебной среде Moodle
| 30
| Подготовка к экзамену
| 10
| Промежуточная аттестация в форме: экзамен 36
|
Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов
Наименование темы (раздела)
| Содержание
| Количество академических или астрономических часов по видам учебных занятий
| Занятия лекционного типа
| Занятия семинарского типа
| Консультации
| Самостоятельная работа обучающихся
| Тема 1.
Своеобразие древнерусской литературы. Периодизация. Жанровый состав.
| Своеобразие древнерусской литературы (публицистичность, отсутствие ярко выраженного авторского начала, чувство значительности происходящего, тесная связь с историей, недопустимость вымысла, церемониальность). Понятие о литературном этикете. Стиль монументального историзма в древнерусской литературе. Предпосылки возникновения древнерусской литературы. Усвоение византийской культуры и литературы, связь с литературой и культурой южных славян. Подготовленность собственной русской национальной культурной почвы к появлению искусства письменной речи. Проблема периодизации истории русской литературы XI – XVII веков.
Основные жанры древнерусской литературы (жанры византийского письма и южнославянских литератур; возникновение собственно русских литературных жанров). «Слово о полку Игореве» как памятник русской литературы и культуры XIII века.История открытия и опубликования «Слова о полку Игореве». Историческая обстановка времени написания «Слова». Летописные повести о походе Игоря Святославича. Идея «Слова» и ее художественное выражение. Сюжет, композиция, система образов «Слова». Проблема авторства. «Слово» в науке, русской литературе и искусстве. Переводы «Слова».
|
|
|
|
| Тема 2.
Своеобразие русской литературы XVIII в.
| Развитие русской народности в русскую нацию. Формирование национального сознания. Реформы Петра I во всех направлениях государственной, социальной, культурной жизни России. Новая культура и литература. Особенность русской литературы XVIII века как литературы " века Просвещения". Усиленное внимание к воспитательной функции литературы. Особая роль русских писателей в развитии философской, социальной и эстетической мысли столетия. Патриотизм русской литературы XVIII в. Борьба передовых писателей за развитие национального самосознания русского народа. Рост демократических и освободительных идей. Утверждение внесословной ценности личности, обличение злоупотреблений властью, мечта о социальной гармонии, равенстве всех членов общества перед законом. Отражение в литературе основных жизненных (моральных, социально-этических, социальных) конфликтов эпохи, меняющийся характер их разрешения. Радикализация общественной мысли в связи с крестьянскими волнениями в России и революционными событиями на Западе. Кризис просветительской идеологии, формирование антикрепостнической морали, тема «вольности святой» в русской литературе XVIII в. Основные закономерности и динамика историко-литературного развития. Формирование новых литературных направлений (классицизма, сентиментализма, предромантизма). Роль сатирической литературы XVIII в. в генезисе реализма. Сложность литературного процесса: неоднонаправленный характер развития; борьба литературных направлений; взаимодействие различных методов и стилей, их проявление в творчестве Ломоносова, Фонвизина, Державина, Радищева, Карамзина.
Становление новой жанрово-стилевой системы и основные пути ее эволюции. Изменения в области стихосложения, в соотношении стихотворных и прозаических форм художественного творчества. Ведущие тенденции в развитии русского литературного языка.
|
|
|
|
| Тема 3.
Своеобразие русской литературы первой трети XIXв. Романтизм. Творчество В.А.Жуковского и К.Н.Батюшкова
| Национальное своеобразие русской литературы. Проблемы периодизации русской литературы первой трети 19 в. Литературно-общественное движение 1801-1825 гг. Деятельность литературных обществ и кружков первой четверти 19 в. Основные литературные направления этого времени. Литературно-общественное движение и журналистика конца 20-х – 30-х годов 19 в. Сосуществование романтизма и реализма. Своеобразие романтизма В.А.Жуковского. Темы и образы его поэзии. Элегии В.А.Жуковского, их поэтика. Жанровое многообразие баллад В.А.Жуковского. Художественный мир его баллад. «Легкая поэзия» К.Н. Батюшкова. Темы и идеи его лирики. Эволюция лирического героя поэта.
|
|
|
|
| Тема 4.
Гражданский романтизм. Поэты пушкинской поры. Русская романтическая проза.
| Творчество поэтов-декабристов В.Ф. Раевского, В.К. Кюхельбекера, А.И. Одоевского. Темы и идеи их поэзии. Художественный метод. Творчество К.Ф. Рылеева. Тематика и художественное своеобразие лирики. Цикл «Думы», поэма «Войнаровский». Творчество поэтов пушкинского круга (А.А. Дельвиг, П.А. Вяземский, Н.М. Языков, Д.В. Давыдов). Творчество Е.А. Баратынского. Творчество А.А. Бестужева-Марлинского. Проблематика и художественное своеобразие его прозы. Творчество В.Ф. Одоевского. Мистические и «светские» повести. «Пестрые сказки».
|
|
|
|
| Тема 5.
Творчество А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова
| Общественная и литературная деятельность А.С. Грибоедова. Его раннее творчество и неосуществленные планы произведений. Сюжетно-композиционное своеобразие «Горя от ума» А.С. Грибоедова. Жанр и художественный метод произведения. Система образов комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Образ главного героя. Его социально-философское и нравственно-психологическое содержание. А.С. Пушкин и И.А. Гончаров о комедии А.С. Грибоедова. Основные этапы жизни и творчества А.С. Пушкина. Особенности художественно-философской эволюции поэта.
Творчество А.С. Пушкина в русской и мировой литературе. Пушкин и проблемы русского национального самосознания. Нравственные уроки поэта. Основные этапы жизни и творчества М.Ю. Лермонтова. Жанровое разнообразие его творчества. Своеобразие художественного метода в произведениях писателя. Значение наследия поэта.
|
|
|
|
| Тема 6.
Н.В.Гоголь и «натуральная школа»
| Сборники повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Арабески». Принципы построения, характер изображения действительности. «Петербургские повести»: проблематика, сквозные мотивы, поэтика. В.Г. Белинский о повестях Н.В. Гоголя. Драматургия Н.В. Гоголя. Комедия «Ревизор», своеобразие сатиры, нравственный пафос, особенности композиции. Поэма «Мертвые души». Ориентация на архитектонику «Божественной комедии» Данте. Социальная и нравственно-психологическая проблематика. Смысл названия. Композиция поэмы и композиция образов-персонажей. Символическое значение образа дороги. Роль лирических отступлений. В.Г. Белинский, И. Аксаков о жанре «Мертвых душ». Роль «натуральной школы» в развитии реализма. Европейские и русские истоки ее поэтики. Сборники «Физиология Петербурга» и «Петербургский сборник»: состав и структура, принципы типизации, научно-аналитическое описание, жанр «физиологического очерка».
|
|
|
|
| Тема 7.
Поэзия второй половины XIX в.
| Творчество Н.А. Некрасова в рамках «натуральной школы». Поэзия Ф.И. Тютчева – нравственное, философское содержание. Романтическая концепция мира и человека. Связь с натурфилософией Шеллинга. Оппозиции дня и ночи, космоса и хаоса, Юга и Севера, человека и природы как проекции оппозиции Бытие – Небытие. Любовная лирика, своеобразие «денисьевского цикла». Поэтика: жанр фрагмента, двухстрофные композиции, роль мифологических образов, лексические и синтаксические архаизмы, особенности эпитета и метафоры. «Неуловимое» и «мимолетное» в лирике А.А. Фета. Импрессионистический характер поэзии. Утонченный психологизм любовной лирики. Взаимодействие темы природы и темы любви. Образы европейского искусства и античности. Асоциальность поэзии Фета. Фет как поэт-новатор. Гармоничность и музыкальность поэтической речи. Философские мотивы в поздней лирике. Сборник «Вечерние огни». Влияние философии А.Шопенгауэра.
|
|
|
|
| Тема 8.
Русская литература второй половины XIX в. Творчество И.А.Гончарова, И.С.Тургенева, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Н.С.Лескова
| Развитие русской литературы в 1840-1860-е гг. 19 в. Творчество И.С.Тургенева. «Записки охотника» - целостная картина русской жизни, поэтическое изображение народа. Роман «Рудин». Проблема сознательно-героических натур, идеал активного добра. Статья «Гамлет и Дон-Кихот». Роман «Отцы и дети». Проблематика, борьба идей 60-х годов. Базаров в образной системе романа. Статьи М. Антоновича и Д. Писарева о романе. Последний период творчества И.С. Тургенева, Романы «Дым», «Новь», «Стихотворения в прозе». Основные идейные мотивы. Богатство нравственной проблематики. Концепция любви в повестях и романах И.С. Тургенева «Ася», «Первая любовь», «Вешние воды» и др. «Обыкновенная история» – общественная актуальность проблематики. Решение темы «утраченных иллюзий». «Обломов» – «новое слово нашего общественного развития». Проблема идеала и действительности. Своеобразие романа “Обломов”. Смысл названия романа. Женские образы в романе. Система образов в романе “Обломов”. Диаметрально противоположные взгляды представителей революционно-демократической (Н.А.Добролюбов) и “эстетической” (А.В.Дружинин) критики на проблему “Обломов и обломовщина”. «Обрыв» – концепция действительности, многозначность названия. Творчество М.Е. Салтыкова–Щедрина. Сатирический пафос, художественное своеобразие «Истории одного города», «Помпадуры и помпадурши» «Господ Головлевых», «Сказок».«Мелочи жизни», «Пошехонская старина». Гротеск. Эзопов язык. Актуальность проблематики. Творчество Н.С.Лескова в 60-70-е годы. Лесковская концепция праведничества.
|
|
|
|
| Тема 9.
Творчество А.Н.Островского и А.П.Чехова
| Театр А.Н.Островского как новый этап развития русской драматургии. Трагическая острота конфликта в драмах А.Н.Островского “Гроза” и “Бесприданница”. Смысл названия пьес. Реализм А.Н.Островского в изображении характеров. Основной драматургический конфликт и система персонажей в драмах “Гроза” и “Бесприданница”. Сходство и различия двух пьес А.Н.Островского Роль А.Н.Островского в истории русского театра. Новаторский характер драматургии А.Н.Островского. Н.А. Добролюбов и Д.И. Писарев о «Грозе». Творчество А.П.Чехова. Тема гибели человеческой души в рассказах А.П.Чехова. Творчество А.П.Чехова в 90-е-900-е годы. Своеобразие чеховской драматургии и ее новаторская сущность. Особенности конфликтов и системы образов, роль символики в пьесах Чехова. Изображение “обыденной жизни’ и постановка важнейших проблем времени. “Бессобытийность” и “подводное течение” итоговой пьесы Чехова “Вишневый сад” Жанровое своеобразие произведения и особенности раскрытия темы любви. Грустно-элегическое и комическое начало в пьесе. Тема судьбы поколения в художественном мире “Вишневого сада”.
|
|
|
|
| Тема 10.
Творчество Ф.М.Достоевского
| Философская глубина, нравственно–этическая проблематика и социальная острота романов Достоевского «Бедные люди», «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы». Своеобразие поэтики, проблема полифоничности художественной формы. Значение Достоевского в мировой литературе.
|
|
|
|
| Тема 11.
Творчество Л.Н.Толстого
| Роль Л.Н.Толстого в развитии мировой художественной литературы. Проблема героя – правдоискателя, этапы его духовного становления. «Детство», «Отрочество», «Юность», «Казаки».Романы «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресенье». Нравственная, философская, социальная проблематика и художественные особенности формы. Драматургия. Повести и рассказы 80-х – 90-х годов.
|
|
|
|
| Тема 12.
Литература конца 19-начала 20 вв. в контексте эпохи. Русская литература «серебряного века»
| Литературная и художественная жизнь России рубежа веков. Литература в контексте центральных «идей-сил» эпохи. Кризисность как главная черта мировосприятия эпохи. «Кризис сознания», «кризис мысли», «кризис искусства» (А.Белый), кризис позитивизма и апология интуиции, противопоставленной рациональному познанию, апология иррационального и подсознательного. Кризис гуманизма, апология индивидуализма и имморализма. Кризис народничества и апология внесоциальности искусства. Кризис научного знания («материя исчезла») и мировоззренческий кризис («Бог умер!»). Синтез искусств как черта эпохи. Феномен Серебряного века русской культуры Основные литературные направления. Реализм и модернизм. Развитие реализма на рубеже веков. Черты нового реализма. Русский модернизм. Основные течения.
|
|
|
|
| Тема 13.
Русская литература первой половины XX в.
| Основные этапы в развитии русской литературы 1917 – 1940-х гг. Русская литература 1917 – 1921 гг. Русская литература 1920-х годов. Основные тенденции в развитии русской прозы и драматургии 1920-х годов.
Русская поэзия 1920-х гг. Творчество В.В.Маяковского. Послеоктябрьское творчество А.А.Блока. Многообразие литературной жизни 1920-х годов. Литературные группировки, школы, течения. Творчество С.А.Есенина 1920-х гг. Постижение судьбы человека, проблема гуманизма и свободы воли в романе Е.Замятина «Мы» и «Повести непогашенной луны» Б.Пильняка. Сатирические повести М.А.Булгакова 1920-х гг. («Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце»). Поэзия русского зарубежья (М.И.Цветаева, В.Ф.Ходасевич). Основные события литературной жизни 1930-х годов. Темы, идеи, образы литературы.Творчество М.Горького в контексте русской литературы ХХ в.
Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» в контексте русской литературы 1930-х годов и в свете русской и мировой культурной традиции.
Идейно-художественное своеобразие прозы А.П.Платонова. Роман А.Н.Толстого «Петр Первый»: историзм произведения, русская культура в романе, поэтика произведения. Своеобразие русской литературы 1941 – 1945 гг. Проза, поэзия и драматургия военных лет.
|
|
|
|
| Тема 14.
Русская литература второй половины XX в. – начала XXIв.
| Русская литература послевоенного десятилетия (1946 – 1955 гг.). Основные события духовной жизни 1946 – 1955 гг.
Основные темы, идеи и образы русской прозы этого периода. Роман Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго» в контексте русской прозы послевоенного десятилетия. Русская поэзия 1946 – 1955 гг. Поэзия Б.Л.Пастернака в контексте русской литературы ХХ века. Русская литература 1956 – 1964 гг. Основные события и состояние духовной жизни 1956 – 1964 гг. Темы, идеи и образы русской прозы этого периода. Творчество М.А.Шолохова в контексте русской литературы ХХ в. Русская поэзия 1956 – 1964 гг. Творчество А.Т.Твардовского. Русская литература 1965 – 1985 гг. Своеобразие литературной жизни второй половины 1960-х – первой половины 1980-х годов. Основные направления русской прозы 1965 – 1985 гг. Новые тенденции в «военной прозе» этого периода. «Деревенская проза» 1960-х -1980-х гг. Творчество А.И.Солженицына. Основные направления в русской поэзии 1965 – 1985 гг. «Громкая», или «эстрадная» поэзия 1960-х – 1980-х гг. «Тихая лирика» в русской поэзии 1960-х – 1980-х гг.Философская лирика 1960-х – 1980-х гг. Русская драматургия 1965 – 1985 гг. Современный (второй половины 1980-х – начала 2000-х гг.) литературный процесс. Основные тенденции современного литературного процесса. Многообразие творческих методов, тем, идей, стилей и жанров. Основные художественные методы, темы, идеи и образы прозы 1990-х – 2000-х гг. Основные направления в современной поэзии. Творчество И.А.Бродского.
Своеобразие отечественной драматургии второй половины 1980-х – начала 2000-х гг.
|
|
|
|
|
| Контрольная работа
|
|
|
| 4
|
| Экзамен
|
|
|
| 36
|
| ИТОГО: 180 часов
|
|
|
|
|
|