Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тропы (греч. tropos – оборот речи) – слова или обороты речи в переносном значении.
Троп
| Характеристика
| Пример из текста
| Эпитет
| Образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета или явления в виде сравнения
| Под нами с грохотом чугунным
Мосты мгновенные гремят.
(А. Фет)
| Сравнение
| Прямое сопоставление одного предмета или явления с другим по какому-либо признаку
| Дорога, как змеиный хвост, Полна народу, шевелится...
(А. Пушкин)
| Метафора
| Вид тропа, перенос названия одного предмета на другой на основании их сходства
| Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым.
(С. Есенин)
| Олицетворение
| Особый вид метафоры, перенесение изображения человеческих черт на неодушевленные предметы или явления
| Никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклонилось.
(«Слово о полку Игореве»)
| Гипербола
| Вид тропа, основанный на преувеличении свойств предмета, явления.
| И дольше века длится день
И не кончается объятье.
(Б. Пастернак)
| Литота
| Образное выражение, в котором содержится художественное преуменьшение свойств предмета.
| Такие вливания в нашу экономику – капля в море .
| Метонимия
| Перенос названия с одного предмета на другой, смежный (близкий) с ним; художественное отождествление предметов, понятий, явлений по принципу смежности
| На золоте едал… («Горе от ума» А. С. Грибоедова) = посуда из золота
| Синекдоха
| Замещение слова или понятия другим, находящимся в ним в отношениях «меньшее – большее», «часть – целое»
| Все флаги в гости будут к нам (флаги замещают страны, т.е. часть заменяет целое)
| Оксюморон
| Вид тропа, сочетание несочетаемого, противоположных по значению слов
| Живой труп, гигантский карлик
| Перифраз
| Вид тропа, замена названия предмета или явления описанием его признаков
| Туманный Альбион (об Англии), творец Макбета (о Шекспире)
| Ирония
| Вид художественного тропа, употребление слова или выражения в противоположном значении тому, что подразумевается на самом деле, с целью насмешки
| Ты все пела? это дело:
Так поди же, попляши!
(И. Крылов)
| Стилистические фигуры – обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания:
Антитеза
| Сопоставление или противопоставление контрастных понятий или образов.
| Ты богат, я очень беден; Ты прозаик, я поэт;
| Анафора
| Повторение начальных слов, строки, строфы или фразы.
| Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и забитая, Ты и всесильная, Матушка-Русь! … (Н.А. Некрасов)
| Эпифора
| Повторение последних слов или фраз.
| Вот на берег вышли гости, Царь Салтан зовёт их в гости... (А. С. Пушкин)
| Инверсия
| Изменение обычного порядка слов в предложении.
| Преданья старины глубокой (А.С. Пушкин)
| Риторический вопрос
| Предложение вопросительное по структуре, но повествовательное по цели высказывания.
| Разве я не знаю его, эту ложь, которую он весь пропитан? (Л.Н. Толстой)
| Риторическое восклицание
| Фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение.
| Орлам случается и ниже кур спускаться, // Но курам никогда до облак не подняться! (И.Крылов)
| Риторическое обращение
| Обращение к неодушевленным предметам, явлениям и т.п. Выражает различное отношение автора к тому, о чем говорится.
| О Волга! После многих лет Я вновь принес тебе привет. (Н.Некрасов)
| Синтаксический параллелизм
| Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.
| Летал сокол по небу, Гулял молодец по свету.
| Эллипсис
| Пропуск в речи подразумеваемого слова, которое можно восстановить из контекста.
| День в тёмную ночь влюблён, В зиму весна влюблена, Жизнь – в смерть… А ты?... Ты в меня! (Г. Гейне)
| Градация
| Последовательное нагнетание или, наоборот, ослабление силы однородных выразительных средств художественной речи
| Не жалею, не зову, не плачу. Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
| Выразительные средства фонетики
Ассонанс
Аллитерация
|
Повторение в тексте одинаковых или похожих гласных звуков
Повторение в тексте (чаще поэтическом) одинаковых согласных звуков
| И веют древними поверьями
Ее упругие шелка. (А.Блок)
Свищет ветер, серебряный ветер, // В шелковом шелесте снежного шума.
(С.Есенин)
| Упражнение 38. Объясните разницу в значениях словосочетаний. Ответы запишите в тетрадь. В случае затруднений обращайтесь к словарю паронимов.
Факт – фактор, командированный – командировочный, одеть – надеть, абонент – абонемент, отборный – отборочный, будний – будничный, добровольный – добровольческий, демократический – демократичный, длинный – длительный, нестерпимый – нетерпимый, невежда – невежа, духовный – душевный, компания – кампания, пребывать – прибывать.
Упражнение 39. Определите тропы, которые используются в первом столбике и запишите их названия во второй столбик.
| вид тропа
| функция тропа
| «Чахлая рябина мокнет под дождём»
|
| помогает зримо представить предмет
| «Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела»
|
| делает зримым отвлечённое понятие
| «В саду горит костёр рябины красной»
|
| образное выражение превращается в реальную картину
| «Заря алая улыбается»
|
| усиливает выразительность
| «Съел три тарелки»
|
| название предмета на основании внешней или внутренней связи
| «И слышно было до рассвета, как ликовал француз»
|
| для выразительности речи
| «Люди в белых халатах нашу жизнь охраняют от бед»
|
| название по существенному признаку
| «В сто сорок солнц закат пылал»
|
| преувеличение значение
| «Мальчик с пальчик»
|
| преуменьшение для эмоциональной оценки
| «За всё, за всё тебя благодарю я: За тайные мучения страстей, За горечь слёз, отраву поцелуя, За месть врагов и клевету друзей…»
|
| даёт отрицательную оценку предмета или явления
| «Всё моё», – сказало злато; «Всё моё», – сказал булат; «Всё куплю», – сказало злато; «Всё возьму», – сказал булат»
|
| для усиления предшествующего слова
| «Ты и убогая, ты и обильная, Ты и могучая, ты и бессильная, Матушка-Русь»
|
| для создания контраста
| «Да, это была непогода! Какая там гроза! Вихрь, ураган, циклон, смерч, тайфун обрушился на нас»
|
| производит впечатления нарастания или убывания
| «Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле»
|
| для усиления выразительности
| «Молодая старость. Не каждому отпущено такое счастье!»
|
| придаёт оригинальность
| «О России петь – что стремиться в храм. О России петь – что весну встречать»
|
| одинаковое построение предложений
| «Зверю – берлога, Страннику – дорога»
|
| придаёт речи живость
| «Нет, я хотел…, быть может, вы…»
|
| сознательная недосказанность, чтобы читатель дорисовал картину
| «Этим летом я видел море. Первый раз».
|
| часть предложения отделяется от основной, чтобы сосредоточить внимание
| «Швед, русский колет, рубит, режет»
|
| показывает динамику
| «И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы»
|
| подчёркивает однородность, придаёт выразительность
| Упражнение 40. Разграничьте следующие пары слов. Определите, какие типы омонимов они представляют.
Овсянка (каша) – овсянка (птица), мука – мука, стекла (род. п. сущ. стекло) – стекла (глаг.), рой (сущ.) – рой (глаг.), сторожил – старожил, костный – косный, насыпь – насыпь.
Упражнение 41. Подберите синонимы и антонимы к слову свежий, учитывая его значения, и запишите ниже. Образец: свежий ветер – прохладный (синоним) – теплый (антоним).
Свежая газета, свежий вид, свежий хлеб, свежий воротник, свежее утро, свежий взгляд, свежие цветы.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
|