![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Неметаллические материалы
Из неметаллических материалов для вкладышей подшипников применяют: а) пластмассы; б) прессованную древесину, (лигностон); в) твердые породы дерева (бокаут, самшит, дуб и др.); г) резину; д) графитовые материалы. Существенная особенность большинства неметаллических подшипниковых материалов в связи с их низкой теплопроводностью состоит в том, что для них лучшим смазочным материалом является вода, обеспечивающая хорошее охлаждение. Только при малых скоростях и больших давлениях необходимо масло или эмульсия. При использовании воды во избежание коррозии вала в подшипник перед остановкой вводят пластичный смазочный материал (например, солидол) или на вал наносят покрытие из коррозионно-стойкой стали. Причины применения неметаллических материалов: а) отсутствие химического сродства с материалом вала; б) хорошая прирабатываемость; в) мягкие продукты износа; г) возможность эффективного использования в качестве смазочного материала воды или другой жидкости, являющихся рабочей средой в машине. Основные области применения пластмассовых вкладышей в подшипниках: 1) при невозможности применять жидкий смазочный материал и необходимости обеспечивать полную или частичную самосмазываемость (подвески автомобиля, подшипники некоторых химических и текстильных машин); 2) при смазывании рабочей средой (погружных насосов, некоторых пищевых машин); 3) в тяжелых тихоходных машинах, в которых не всегда обеспечивается жидкостная смазка, что связано с частыми пусками и остановками, с низкими скоростями, повышенными местными давлениями из-за упругих деформаций или технологических погрешностей. В подшипниках, постоянно работающих в условиях жидкостной смазки, применять пластмассы нецелесообразно. Это связано с низкой теплопроводностью пластмасс, большим коэффициентом линейного расширения, разбуханием от поглощаемой влаги и, наконец, с худшим состоянием поверхности. В трущихся парах с пластмассой жидкостная смазка возникает при больших скоростях скольжения, чем в металлических. Исключение составляют подшипники с пористым бронзовым поверхностным слоем на стальной основе, пропитанным фторопластом-4 и свинцом, с добавками графита и двусернистого молибдена. Этот материал благодаря тонкому слою фторопласта-4 и его высоким антифрикционным свойствам почти не имеет недостатков, свойственных пластмассовым подшипникам. Вместе с тем он имеет ряд существенных достоинств: самосмазываемость, что повышает надежность подшипников и позволяет при легких режимах работать без смазочного материала, возможность работы в широком диапазоне температур (от очень низких до очень высоких), химическую стойкость. К числу самосмазывающихся подшипниковых материалов, позволяющих работу без жидкого смазочного материала, относится аман — материал на основе специальных смол с наполнителем. Детали из амана изготовляют методами горячего прессования. Максимально допустимое давление до 5...6 МПа. Текстолит, древесно-слоистые пластики и прессованная древесина — давно известные антифрикционные материалы. Их применяют в тяжелом машиностроении (в подшипниках шаровых мельниц, блюмингов и крупносортных станов горячей прокатки). В этих машинах не требуется высокая точность, а податливость этих материалов благоприятна для смягчения динамических нагрузок. Опытные данные показывают, что долговечность этих подшипников больше, чем бронзовых. Слоистые материалы лучше работают торцовыми поверхностями. Полиамидные (капроновые) вкладыши обладают хорошей технологичностью и достаточно высокими антифрикционными свойствами капрона. Антифрикционные свойства капрона значительно повышаются от добавления дисульфида молибдена и графита. Скорость изнашивания капрона в условиях трения при ограничной смазке в 3...4 раза ниже скорости изнашивания бронзы БрОЦС6-6-3. Зазоры в пластмассовых подшипниках, учитывая их разбухание от влагопоглощения и повышенный коэффициент линейного расширения, должны быть увеличенными. В капроновых подшипниках зазоры должны быть увеличены: на 3% толщины стенки — для учета влагопоглощения и на величину температурной деформации стенок. Допустимые давления в капроновых подшипниках при малых скоростях (до 0, 5 м/с) могут быть до 10 МПа, при скорости 4 м/с — до 3 МПа (при достаточном количестве смазочного материала). В последнее время начали также применять подшипники из прессованных спеченных полиамидов. Резиновые подшипники. Изготовляют методом горячей вулканизации двухслойными в металлической кассете с продольными канавками для лучшего охлаждения и уноса абразивных частиц. Фрикционный слой делают более твердым и износостойким, а внутренний — более податливым. Недостаток резины как подшипникового материала — невозможность из-за больших упругих деформаций обеспечения обычными способами правильного клинового зазора в подшипнике. В подпятниках этот недостаток устраняется при выполнении опорных подушек с консолями, которые, отгибаясь, обеспечивают захват масла. Порошковые антифрикционные материалы - на основе углерода применяют в основном для работы без смазочного материала. Они обладают высокой температурной и химической стойкостью, но плохо сопротивляются ударным нагрузкам. Применяют углеродные графитированные материалы (АГ), углеродные обожженные (АО), лучше воспринимающие удары, но менее теплопроводные, и углеродные графитированные, пропитанные баббитом или сплавом меди и свинца, с повышенной несущей способностью. Непропитанные материалы имеют пористость 12...20 %. Они работают без смазочного материала. Применяют графитофторопластовые материалы на основе графита и фторопласта и графитопластовые материалы на основе графита и фенолформальдегидной смолы. Они сочетают свойства своих составляющих. Графитовые подшипники обеспечивают низкий коэффициент трения (0, 04...0, 05), сохраняют свои антифрикционные свойства в широчайшем диапазоне температур (от минус 200 до +1000°С) и обладают высокой теплопроводностью и коррозионной стойкостью. Поэтому их применяют в условиях затрудненной смазки или невозможности смазки, при работе в агрессивных средах, при высоких или низких температурах. Эти материалы хорошо себя зарекомендовали в быстроходных подшипниках с газовой смазкой (в условиях трения без смазочного материала при пуске).
Таблица 1 - Оптимальные области подвода масла в подшипник
|