Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть 2






Из воспоминаний участника строительства Сталинградского тракторного завода С.З. Гинзбурга.

«Рассказывая о стройках тех лет, хочу засвидетельствовать, что недаром говорят и пишут: в годы первой пятилетки вся наша страна превратилась в громаднейшую строительную площадку. … Каждый коллектив, каждая партийная, комсомольская, профсоюзная организация на своем участке работы делала все возможное, чтобы выполнить вовремя заказы для ударных строек. …

Страна была охвачена пафосом строительства. Поразителен героизм строителей в годы первой пятилетки. Тысячи и тысячи людей отдавали революции, социализму все силы и саму жизнь…

Сейчас уже трудно представить условия, в которых начинались эти гигантские работы. Ведь механизации не существовало почти никакой. Имелись лишь краны-укосины, бетономешалки и некоторые другие простые устройства. Земляные работы по планировке площадок, рытью котлованов под фундаменты цехов выполнялись артелями грабарей. … И вся их «техника» состояла из телег-грабарок, в которые впрягали лошадей, и обыкновенной совковой лопаты. …

С развертыванием широкого фронта работ основной политической задачей партийная организация строительства считала борьбу за высокие темпы. Лозунгом дня стало: «Догнать и перегнать американские темпы в строительстве». Вот тут и началось социалистическое соревнование.

На стройку пришло много молодежи, комсомольцев, которые стали активными организаторами ударных бригад. …

Широко развернувшееся соревнование рождало новые, прогрессивные методы труда. Была объявлена настоящая война рутине. Первым ее шагом было введение непрерывной рабочей недели. Дело это было настолько новое, что некоторые рабочие, особенно сезонники, заволновались. Мол, и отцы наши, и деды чтили воскресный день, отдыхали, нельзя от этого отступать. Некоторые даже ушли со стройки – не могли смириться с нарушением «завета отцов»».

Задание 20. Атрибуция. Как называется экономический процесс, связанный с первой пятилеткой, участником которой был автор текста? Кто был руководителем страны в эти годы?

Задание 21. Поиск информации в тексте. На основе текста и знаний по истории приведите не менее трех причин недовольства части рабочих своим положением.

Задание 22. Анализ. Какие черты, специфические особенности были присущи описанному в тексте процессу в СССР? Укажите не менее трех черт, особенностей.

Из письма политического деятеля

«Вот в чём суть и основной смысл того лозунга, того курса на индустриализацию страны, который был провозглашён XIV партсъездом и который проводится ныне в жизнь.

Некоторые товарищи думают, что индустриализация представляет вообще развитие всякой промышленности. Есть даже такие чудаки, которые полагают, что ещё Иван Грозный, который когда-то создавал некоторый зародыш промышленности, был индустриалистом. Если идти по этому пути, тогда Петра Великого надо назвать первым индустриалистом. Это, конечно, неверно. Не всякое развитие промышленности представляет собой индустриализацию. Центр индустриализации, основа её состоит в развитии тяжёлой промышленности, в развитии, в конце концов, производства средств производства… Индустриализация имеет своей задачей не только то, чтобы вести наше народное хозяйство в целом к увеличению в нём доли промышленности, но она имеет ещё ту задачу, чтобы в этом развитии обеспечить за нашей страной, окружённой капиталистическими государствами, хозяйственную самостоятельность, уберечь её от превращения в придаток мирового капитализма. Не может страна диктатуры пролетариата, находящаяся в капиталистическом окружении, остаться хозяйственно самостоятельной, если она сама не производит у себя дома орудий и средств производства, если она застревает на той ступени развития, где ей приходится держать народное хозяйство на привязи

у капиталистически развитых стран, производящих и вывозящих орудия и средства производства. Застрять на этой ступени – значит отдать себя на подчинение мировому капиталу.

…Из этого следует, что индустриализация нашей страны не может исчерпываться развитием всякой промышленности, развитием, скажем, лёгкой промышленности, хотя лёгкая промышленность и её развитие нам абсолютно необходимы. Из этого следует, что индустриализация должна пониматься прежде всего как развитие у нас тяжёлой промышленности и особенно как развитие нашего собственного машиностроения, этого основного нерва индустрии вообще. Без этого нечего и говорить об обеспечении экономической самостоятельности нашей страны».

Задание 20. Атрибуция. Укажите десятилетие, когда в СССР был провозглашён курс, о котором идёт речь в данном письме. Укажите руководителя СССР в этот период. Укажите название социально-экономической политики большевиков, непосредственно предшествовавшей курсу, о котором идёт речь в письме.

Задание 21. Поиск информации в тексте. Каких целей (задач), по мнению автора, необходимо достичь в результате реализации курса, о котором идёт речь в письме?

Задание 22. Анализ. Укажите период, на который составлялись планы развития народного хозяйства во время проведения курса, о котором идёт речь в данном письме. Укажите не менее двух промышленных объектов, построенных в ходе реализации этого курса.

 

ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПОЛИТБЮРО ЦК ВКП(Б) «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации».

Совершенно секретно 30 января 1930 г.

«Исходя из политики ликвидации кулачества как класса решительно подавить попытки контрреволюционного про­тиводействия кулачества колхозному движению крестьянс­ких масс и признанной срочности этих мероприятий в связи с приближающейся с.-х. кампанией, ЦК постановляет:...провести немедленно... следующие мероприятия:

1. Отменить в районах сплошной коллективизации в от­ношении индивидуальных крестьянских хозяйств действие законов об аренде земли и применении наемого труда в сель­ском хозяйстве...

2. Конфисковать у кулаков этих районов средства произ­водства, скот, хозяйственные и жилые постройки, предпри­ятия по переработке, кормовые и семенные запасы.

3....принять в отношении кулаков следующие меры:

а) первая категория — контрреволюционный кулацкий актив немедленно ликвидировать путем заключения в конц­лагеря, не останавливаясь в отношении организаторов тер­рористических, контрреволюционных выступлений и по­встанческих организаций перед высшей мерой репрессии;

б) вторую категорию должны составить остальные эле­менты кулацкого актива, особенно из наиболее богатых ку­лаков и полупомещиков, которые подлежат высылке в отда­ленные местности СССР и в пределах данного края в отдаленные районы края;

в) в третью категорию входят оставляемые в пределах рай­она кулаки, которые подлежат расселению на новых отво­димых им за пределами колхозных хозяйств участках.

Количество ликвидируемых по каждой из трех категорий кулацких хозяйств... в среднем, примерно, 3—5%. Настоящее указание (3—5%) имеет целью сосредоточить удар по действи­тельно кулацким хозяйствам и безусловно предупредить рас­пространение этих мероприятий на какую-либо часть середняцких хозяйств. Выселению и конфискации имущества не подлежат семьи красноармейцев и командного состава РККА.

Предложить ОГПУ репрессивные меры в отношении первой и второй категории кулаков провести в течение бли­жайших четырех месяцев (февраль — май), исходя из прибли­зительного расчета — направить в концлагеря 60 000 и под­вергнуть выселению в отдаленные районы 150 000 кулаков. Высылаемым и расселяемым кулакам при конфиска­ции у них имущества должны быть оставлены лишь самые необходимые предметы домашнего обихода и элементарные средства производства...»

Задание 20. Атрибуция. Какое название носит в истории процесс образования крупных социалистических крестьянских хозяйств в описываемый период времени? Как большевики на­зывали процесс «ликвидации кулачества как класса»?

Задание 21. Поиск информации в тексте. Используя документ, назовите не менее двух неотлож­ных мероприятий, которые должны были не допустить сопротивления крестьянского населения властям.

Задание 22. Анализ. Какие карательные меры применяла власть к лицам, подлежащим раскулачиванию? Назовите не менее трех из них.

 

«Глава XI.

Статья 135. Выборы депутатов являются всеобщими: все граждане СССР, достигшие 18 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, вероисповедания... социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности имеют право участвовать в выборах депутатов и быть избранными...

Статья 136. Выборы депутатов являются равными: каж­дый человек имеет один голос; все граждане участвуют в вы­борах на равных основаниях...

Статья 139. Выборы депутатов являются прямыми... про­изводятся непосредственно путем прямых выборов.

Статья 140. Голосование при выборах депутатов является тайным.

Статья 141. Кандидаты при выборах выставляются по из­бирательным округам. Право выставления кандидатов обес­печивается за общественными организациями и обществами трудящихся: коммунистическими партийными организаци­ями, профессиональными союзами, кооперативами, органи­зациями молодежи, культурными обществами».

Задание 20. Атрибуция. Укажите год, когда была принята Конституция СССР.

Задание 21. Поиск информации в тексте. Опираясь на конкретную статью, докажите, что до­кумент фактически ликвидировал в государстве то, что принято называть диктатурой пролетариата. Аргумен­тируйте свой ответ

Задание 22. Анализ. Опираясь на текст и свои знания курса истории, до­кажите, что данные статьи отвечают всем требовани­ям к демократическим выборам. В обоснование отве­та приведите не менее четырех аргументов.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал