Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типология личности К. Юнга






Сущность теоретических разногласий между Фрейдом и Юнгом состояла в следующем: Юнг в отличие от Фрейда утверждал, что резервуар бессознательного содержит не только сексуальные и агрессивные инстинкты, но и образы, архетипы, происхождение которых уходит вглубь биологической эволюции. · Либидо – это не только сексуальная и агрессивная энергия, но и жизненная творческая сила, проявляющаяся, например, в религии или в стремлении к власти. Юнг и Адлер отвергали заявление Фрейда, что мозг представляет собой «приложение к половым железам». По мнению Фрейда, человек есть продукт своих детских переживаний. По мнению Юнга, формирование личности вовсе не завершается к пяти годам, человек может меняться и, подчас, довольно значительно, на протяжении всей своей жизни. · Юнг попытался проникнуть в область бессознательного глубже, чем это удалось Фрейду. Юнг пытался найти и исследовать в бессознательном врождённый опыт человечества как биологического вида, унаследованный им от своих животных предков (коллективное бессознательное). Юнг исследовал мифологию и художественное творчество ряда древнейших цивилизаций, выявляя лежащие в их основе архетипические символы. Ему также удалось обнаружить в сновидениях пациентов нечто, что он посчитал следами подобных символов. Семь таких архетипа встречаются чаще других – это персона, анима и анимус, тень, самость, мудрец и Бог. Архетипы часто проявляются в сновидениях и в искусстве в форме символов. Образы бессознательного:

· Персона – социальная роль человека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем возрасте. Символ этого – маска.

· Анима – это женские черты в личности мужчины. Символ этого – Дева Мария, Мона Лиза.

· Анимус – это мужские черты в личности женщины. Символ этого – Иисус Христос, Дон Жуан.

· Тень – это тёмная тайная и дурная сторона нашего Я, образ зверя который находится в бессознательном и просыпается в минуты ярости. Символ этого – Сатана и Гитлер.

· Самость – воплощение целостности и гармонии личности. Символ этого - Мандала, абстрактный круг и нимб святого. Состояния уравновешенности и гармонии личности можно достичь только в среднем возрасте между 35 и 40 годами.

· Мудрец – это персонификация жизненной зрелости. Символ этого – пророк.

· Бог – это конечная реализация психической реальности, спроецированная на внешний мир. Символ этого – солнечное око.

В качестве заключения, следует отметить, что главный недостаток этих идей Юнга состоит в том, что они трудны для понимания и не поддаются эмпирической проверке. Однако в последние годы на Западе наблюдается рост популярности этих отчасти мистических идей. По моему мнению, гораздо большей научной ценностью обладают идеи Юнга о типах личности, о которых будет сказано ниже.

Юнг о типах личности. Юнг выделил восемь типов личности на основе двух установок – экстраверсии или интроверсии – и четырёх функций или видов ориентации – мышления, чувства, ощущения или интуиции:

· Экстравертный мыслительный тип.

· Экстравертный чувствующий тип.

· Экстравертный ощущающий тип.

· Экстравертный интуитивный тип.

Интровертный мыслительный тип.

· Интровертный чувствующий тип.

· Интровертный ощущающий тип.

· Интровертный интуитивный тип.

 

Интроверсия и экстраверсия являются двумя противоположными способами адаптации людей к воздействиям внешнего мира. Интроверт – это человек, интерес которого направлен в себя, он руководствуется в своём поведении внутренними принципами. Такой человек бывает застенчив, стремится к уединению, склонен к обороне, к консерватизму, предпочитает привычную домашнюю обстановку, дружит с небольшим числом близких друзей, предпочитает перед началом действий всё тщательно рассчитать. Экстраверт – это человек, интерес которого направлен вовне, он руководствуется внешними обстоятельствами и общественным мнением. Экстраверт бывает очень общительным, стремится быть в компании, склонен к рискованным поступкам и внезапному нападению как истинный искатель приключений, к реформам и нововведениям, путешествиям, необдуманным поступкам, знакомствам с новыми людьми. Экстраверт считает интроверта скучным, предсказуемым, упрямым, отсталым и косным, который портит удовольствие другим. Интроверт считает экстраверта капризным, ненадёжным, лживым, поверхностным и бездельником. По моему мнению, не существует плохих типов личности, каждый из них имеет плохие и хорошие черты, каждый из них стремится жить и выживать так, как умеет. В природе существует два противоположных способа адаптации: · Высокая скорость размножения при низкой защитной способности и короткой продолжительности жизни отдельного индивида. · Многообразные средства самосохранения при низкой плодовитости.

Сходным образом, специфическая природа экстраверта побуждает его растрачиваться, размножать себя любым способом и внедряться во всё, в то время как тенденция интроверта – оборонять себя от любых внешних опасностей, создать для себя наиболее могущественное положение и комфортную жизнь. Таким образом, экстраверсия – это направленность внимания на внешнее окружение личности – на слухи, моду, цены, богатство, престиж и власть. Интроверсия – это направленность внимания личности на свой внутренний мир – на собственные идеи и принципы, книги и творчество. Внешним признаком интроверта является смелый открытый взгляд, высокая общительность и широко раскрытые глаза. Внешние признаки интроверта – это стеснительность, несмелый взгляд и необщительность. Функция мышления противоположна функции чувства, функция ощущения противоположна функции интуиции. Такой вид ориентации, как функция мышления, означает способность использовать в жизни логические рассуждения. Функция чувства позволяет оценивать выгоду или невыгоду («что почём»), соответствие нашего поступка общественному мнению. Функция ощущения есть восприятие с помощью органов чувств. О сущности интуиции сказано в §1. У каждого человека одна из функций оказывается более развитой, чем остальные и называется первичной. Он её использует наиболее успешно и автоматически. Противоположная функция называется подчинённой и является для человека подавленной, недостаточно развитой или даже полностью отсутствующей. Две «боковые» функции называются вспомогательными, ими человек владеет кое-как, например, для мыслительного типа вспомогательными функциями являются ощущение и интуиция, подавленной функцией для мыслительного типа является функция чувства. Для других типов соответственно. Человек получает свой тип личности по наследству от родителей и не способен его сменить в течение жизни, но он способен развивать свои вспомогательные функции. Иногда жизнь заставляет человека сменить свою установку или функцию на противоположную установку или функцию, но это чревато для него психическим расстройством. Вполне возможно, что прототипом экстравертного мыслительного типа, который производит впечатление холодного и догматического человека, был Фрейд, а прототипом интровертного интуитивного типа, который держится в стороне от окружающих и является эксцентричным, был сам Юнг. К сожалению, Юнг пренебрегал традиционными научными методами эмпирического исследования и не составил тестов на тип личности, хотя дал словесное описание этих типов. Сама его классификация типов личности нуждалась в некотором уточнении. Эти задачи постарались выполнить его ученики и последователи. Я считаем себя одним из них.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал