Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура индивидуальности по Э.А. Голубевой.






Голубева => исследование способностей:

изучение соотношения задатков и способностей

выяснение взаимосвязей способностей с психологическими свойствами, входящими в другие подструктуры индивидуальности

Голубева основывалась на исследованиях Теплова, т. е. понимала способности как индивидуально-психологические особенности. Теплов разделял: · способности (определяют успешность деятельности) · анатомо-физиологические задатки способностей (лежат в основе развития способностей и могут быть врожденными) Способности – динамические характеристики, находящиеся в процессе развития и осуществляющиеся в процессе деятельности. ð целостный подход к изучению способностей требует: 1) анализа их природных предпосылок (задатков) и 2) исследования того, как они проявляются в реальной деятельности, т.е. в социальной ситуации. Уровни(взаимосвязанные):. уровень природных предпосылок способностей 2. личностный уровень (на котором способности осуществляются и реализуются) Подструктуры индивидуальности: 1) мотивация 2) темперамент 3) способности 4) характер

Способности занимают более высокий уровень в иерархии психологических свойств по отношению к мотивации и темпераменту и более низкий, по сравнению с характером. Такое понимание структуры психол. св-в близко к предложенному Ананьевым (способности как интеграция свойств субъектного уровня, т. е. человека как субъекта деятельности). При этом способности представляют более высокий уровень, по сравнению со св-ми темп-та, и испытывают организующее воздействие свойств личности (характера). Взаимосвязи между психол. св-ми разных уровней определяются психол. особенностями, общими для пар подструктур. Осн. признаки темперамента: · эмоциональность (является св-м темп-та и опр-т динамику мотивац. сферы) · активность (явл-ся значимым формально-динамическим компонентом способностей) ð обусловливают связь между разными подструктурами психол. св-в ð (+саморегуляция) обеспечивают целостность всей структуры психол. св-в. Положение способностей в структуре инд-ти предполагает две координаты их рассмотрения: Ø горизонтальная – рассмотрение способностей в системе организм-личность Ø вертикальная – рассмотрение способностей в системе различных подструктур психол. св-в. ð При экспериментальном изучении способностей должны реализовываться три направления: 1) психофизиологич. иссл-ия (прежде всего, анализ нейродинамич. св-в), 2) психологич. (анализ когнит. процессов св-в темп-та и характера), 3) социально-психологич.(анализ успешности деятельности).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал