Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Распределение часов по темам и видам учебной работы






Название разделов и тем Всего Виды учебных занятий
Аудиторные заня-тия, в том числе Сам. раб.
Лекции Семин.  
1. Понятие социального познания. Знание в социальной гносеологии. К проблеме субъекта и объекта     -  
2. Естественнонаучное и социальное познание     -  
3. Цель социального познания. Проблема истины в социальном познании     -  
4. Объективно-исторические формы мысли как отражение форм практической деятельности     -  
5. Объяснение и понимание в социальном познании     -  
6. Социальное пространство и социальное время в социальном познании     -  
7. Специфика ценностного подхода в социальном познании     -  
8. Герменевтика и социальное познание     -  
9. Образование как объект социального познания     -  
10. О новой парадигме социальной методологии     -  
  Итого     -  

 

 

3. Программа курса

 

Тема 1. Понятие социального познания. Знание в социальной гносеологии. К проблеме субъекта и объекта.

 

Понятие и типы социального познания. Понятие знания в социальной гносеологии. Единство и многообразие знания. Социальное содержание знания. Философское знание. Социально-экономическое знание. Социально-историческое знание. Синтез различных форм знания как философская и методологическая проблема. Объективная основа социального познания. Объект и предмет социального познания, и своеобразие его познавательной деятельности. Теоретическое и вненаучное познание как два его уровня. Зависимость исторической изменчивости социального познания от изменчивости социальной природы субъекта, особенностей его интересов и социальной практики. Предопределение социального познания не только историческими особенностями, но и наличными социальными детерминантами. «Культурное apriori» в процессе познания. Специфика полидетерминизма в процессе познания: Многофакторность – как система (выявление специфики социальной системы и целей познания субъектом познания).

 

Тема 2. Естественно-научное и социальное познание.

 

Два подхода к пониманию социального познания: материализм и идеализм. О двух позициях к постановке и решению проблемы социально-гуманитарного познания: натурализм и антинатурализм. Три основные формы натурализма: механицизм, физикализм, биологизм. Географический детерминизм. Фрейдизм. Антинатурализм: социологизм, экономизм, психологизм, антипсихологизм.

Культур-центристская программа XIX – начала XX века. В. Дильтей (философия жизни), баденская школа неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт), М. Вебер, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель и др. (социология знания). 70-80 годы XX века конвергенция естественных и гуманитарных наук (И. Пригожин, И. Стенгерс). Структура познавательной ситуации: предмет познания и условие познания («когнитивная система отчета»).

Познавательная позиция субъекта как проекция или измерение объекта с помощью предметно-практических и концептуальных средств. Переориентация задачи познания в интенциональной феноменологии Э. Гуссерля). Диалог западных философов различных направлений с марксистскими идеями познания общества.

Тема 3. Цель социального познания. Проблема истины в социальном познании.

Цель научного познания, в том числе социального. Три основных этапа научного познания: классический, неклассический и постклассический. Научная парадигма каждой стадии периодизации. Две парадигмы теории познания (гносеологии): классический (от античности до середины XX века) и неклассический (вторая половина XX - начало XXI века). Особенности классической теории познания: критицизм, фундаментализм, нормативизм, субъектоцентризм, наукоцентризм. Теория познания в марксистской философии. Понятие объективной истины. Абсолютная истина. Относительная истина. Диалектика абсолютной и относительной истины. Конкретность истины. Практика как критерий истинности знаний.

Классический тип (парадигма) гносеологии (посткритицизм, отказ от фундаментализма, субъектоцентризма, отказ от наукоцентризма). М. Хайдеггер об истине. К. Поппер об истине. Вебер о познании социальной истины. Плюрализм и социологические требования отсутствия монополии на истину (И. Валлерстайн). Проблема диалога в постижении истины.

Тема 4. Объективно-исторические формы мысли как отражение форм практической деятельности.

Крушение иллюзии о константном мышлении в XVII-XVIII в. Введение классическим рационализмом идеи обнаружения сознания через процедуру самосознания (Декарт). Рефлексия как метод постижения самого сознания и всего сущего. «Рефлексирующий рассудок» Гегеля в «Феноменологии духа». Идея К. Маркса о социальной обусловленности сознания. Понятие дорефлексивного сознания. Особенности дорефлексивного сознания. О процессах переработки объективных дорефлексивных форм в приемлемые для идеалогии формы. Трансформация дорефлексивного сознания в религиозную форму. Рефлексивное сознание. Специфика рефлексивного сознания. Дорефлексивное и рефлексивное сознание в постсовременной реальности.

Тема 5. Объяснение и понимание в социальном познании.

Объяснение как теоретическая процедура. Значение категории «сущность» в процедуре объяснения. Структура объяснения: исходное знание об объекте; значение, используемое в качестве условия и средства объяснения; познавательные действия, связанные с применением знания. Объяснение и описание. Дедуктивно-номологическая модель научного объяснения. Объяснение и закон. Объяснение в гуманитарных и социальных науках. Интенциональное объяснение. Сочетание различных видов объяснений в социальном познании. Понятие «понимание». М.А. Бахтин о понимании. Соотношение объяснения и понимания в социальном познании. Ретросказательные объяснения (историческая наука). Значение объяснения и понимания в системе классической рациональности и в постмодернизме. Понимающая социология Дильтея. Понимание в философии Гадамера Х.Г. Представление о предпонимании

Тема 6. Социальное пространство и социальное время в социальном познании.

Общие представления о пространстве и времени. И. Ньютон об абсолютном пространстве и времени (метафизические представления). Гегель о пространстве и времени (время как становление, пространство как наполнение). А. Эйнштейн – новое видение пространства и времени.

Метрические и топологические свойства времени. Длительность и мгновения – как основные метрические характеристики. Однонаправленность (векторность), одномерность и необратимость – как характеристики топологического времени.

Способы описания. Количественные характеристики времени. Объективное и субъективное время. Настоящее и будущее. Концептуальное и перцептуальное. Биологическое время. Психологическое время. М. Хайдеггер о времени.

Э. Гуссерль (имманентное время). Внутреннее и внешнее время. Социальное время. Ритм и последовательность. Социальное проектирование будущего. Персонификация времени. Понятие «хронотоп». Специфика единого смыслового пространства.

Тема 7. Специфика ценностного подхода в социальном познании.

Аксиология как учение о ценностях. Разные подходы к абсолютным и относительным ценностям в античной философии (Платон, софисты, Аристотель). Представления о ценностях в средние века и эпоху Возрождения. И. Кант о ценностях. Гегель о ценностях. Типы теорий о ценностях. Аксиологический трансцендентализм. В. Виндельбанд – трансцендентальные, общезначимые. Г. Риккер о ценностях. Индивидуализирующий (идиографический) метод. Персоналистский онтологизм. М. Шелер – многообразие условий в которых ценности реализуются. О пути познания ценностей.

Объективность ценности. Понятие оценки. Предметные ценности. Духовные ценности. Понятие ценностного отношения. Оценочное отношение. Ценностная ориентация. Когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты в ценностной ориентации. Ценность и ценностность личности. Свобода личности как ценность. Ценность человеческой жизни.

Тема 8. Герменевтика и социальное познание.

Понятие герменевтики. Герменевтика в истории философии. Платон в диалоге «Ион» о прорицателях в истолковании богов. Аристотель и его труд «Об истолковании». Об основах герменевтики. Экзегетика в средние века. «Христианская доктрина» Августина об историческом и духовном смысле слова. Лютер и его значение в обосновании методологических проблем герменевтики. Интерпретация и понимание. Понимание в философии Ф. Шлейермахера. Философская герменевтика В. Дильтея. Тематизация герменевтического круга. Понимание как метод социально-гуманитарного знания. Хайдеггеровская герменевтика (проблема понимания как онтологическая). Герменевтика Х. Г. Гадамера. П. Рикер – эпистемология нового понимания. Проблема понимания и ее значение в социологическом знании.

Тема 9. Образование как объект социального познания.

Понятие философии образования. Три точки зрения. Различные точки зрения на философско-методологический проект образования: историческая, методология построения содержания, технология обучения. Образование как процесс и средство трансляции культуры. Социокод и образование. Социализация и выработка необходимых способностей к обучению. Культурная среда и обучающийся человек. Античная система образования (Платон, Аристотель). Средневековая система образования. Библия и ее роль в образовании. Эпоха Возрождения: сохранение традиций и развитие знаний. Ян Амос Коменский (принципы всеобщности, методичности и поэтапности). Новое время – технологизация обучения. Джон Локк. 18 век – революция в образовании. (Франсуа Мари Аруэ Вольтер, Поль Анри Гольбах, Клод Адриан Гельвеций, Дени Дидро, Жан Жак Руссо). Гуманистическая и технократическая тенденции. Знание – есть свобода. Гуманистический и антропологический подход в образовании. Опора на духовность. Толерантность в образовании. Образование в России.

Тема 10. О новой парадигме социальной методологии.

Изменение предмета исследования. Информационное общество. Произведение и использование научной, технической и иной информации как фактор общественного развития. Современная трактовка информации. Информация в социально гуманитарных науках. Значение информационного подхода. Типы информации. Информационное общество и сетевая структура.

Развитие науки в целом и отдельных научных дисциплин, переход научного познания на новый качественный этап – «постнеклассический».

Включение в научный оборот новых литературных источников. Возрастание потребности в практический отдел со стороны социально-гуманитарных наук. О контурах новой формирующейся парадигмы социально-гуманитарного познания и его методологии: сближение естествознания и социально-гуманитарных наук, взаимодействие противоположных концептуально-методологических подходов, активное внедрение в социальное познание синергетики; усиление субъективного фактора, обоснование новых методологических подходов «Реабилитация диалектики».

 

4.Учебно-методическое обеспечение курса

4.1 Список литературы

 

1. Амонашвили Ш. Размышления о гуманной педагогике / Ш. Амонашвили. М., 2001.

2. Андреева Г.М. Психология социального познания / Г.М. Андреева. М., Политиздат, 1988.

3. Андреенкова А.В. Материалистические, постматериалистические ценности в России / А.В. Андринкова // Социологические исследования. 1994, №11. С. 73-81.

4. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производить и потреблять / С.Ф. Анисимов. М.: Мысль, 1988.

5. Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества / З. Бауман. М., 2004.

6. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе / М.М. Бахтин Эпос и роман. СПб, 2000.

7. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения / М.И. Бобнева. М.: Наука, 1978.

8. Валлерстайн И.М. Конец знакомого мира. Социология XXI в. / И.М. Валлерстайн.: Логос, 2003.

9. Валлерстайн И.М. Конец знакомого мира. Социология XXI века / И.М. Валлерстайн. М., Логос. 2003.

10. Валлерстайн И.М. Конец знакомого мира: Социология 21 века / И.М. Валлерстайн. М., 2003.

11. Вебер М. Избранные произведения / М. Вебер. М., 1990. С. 369, 353, 413.

12. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии / М. Вебер // Избр. произв. М., 1990.

13. Виндельбанд В. Избранное. Дух и история / В. Виндельбанд. М., 1995.

14. Возможны ли математические модели истории? // Общественные науки и современность. 2004, №3.

15. Вригт Г.Х. Логика и философия в XX веке / Г.Х. Вригт // Вопросы философии. 1992, №8.

16. Вригт Г.Х. Логико-философские исследования. / Г.Х. Вригт. М., 1986.

17. Вригт Г.Х. Логико-философские исследования / Г.Х. Вригт. М., 1986.

18. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры / Г.П. Выжлецов. СПб ун-т, 1996.

19. Гадамер Х.Г. Истина и метод / Х.Г. Гадамер. М., 1988.

20. Гегель Г. Наука логики / Г. Гегель. Т. 1. М., 1970. С. 97.

21. Гегель Г. Феноменология духа / Г. Гегель. Соч. в 14 т. М., 1959. С. 15.

22. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI в. / Б.С. Гершунский. М., 2002.

23. Гуревич А.Я. Время как проблема истории культуры / А.Я. Гуревич // Вопросы философии. 1969, №3.

24. Дильтей В. Категории жизни / В. Дильтей // Вопросы философии. 1995, №10.

25. Дильтей В. Наброски к критике исторического разума / В. Дильтей // Вопросы философии. 1988, №4.

26. Днепров Э.Д. Современная школьная реформа в России / Э.Д. Днепров. М., 1998.

27. Днепров Э.Д. Социально-экономические тупики образовательной политики / Э.Д. Днепров. М., 1999.

28. Днепров Э.Д. Три источника и три составные части нынешнего школьного кризиса / Э.Д. Днепров. М., 1999.

29. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности / А.Г. Здравомыслов.: Политиздат, 1986.

30. Ильенков Э. В. Природа идеального / Э. В. Ильенков // Вопросы философии. 1979, № 6, 7.

31. Ильенков Э. В. Учитесь мыслить смолоду / Э. В. Ильенков. М., 1977.

32. Ильин В.В. Постклассическое обществознание. Каким ему быть / В.В. Ильин // Социс. 1992, № 10.

33. Ионин Л.Г. Герменевтика и социальные науки: подходы к проблеме понимания / Л.Г. Ионин, З. Вауман // Современные исследования по герменевтике. Реферативный сборник. М., 1983.

34. Ионин Л.Г. Понимающая социология / Л.Г. Ионин. М., 1979.

35. Калашников М.Ф. Социальный идеал. Теория и современность. Опыт социально-философского анализа / М.Ф. Калашников. Пермь, ПГПУ, 2006.

36. Калашникова Е.М. Культура ценностной ориентации личности в современной России / Е.М. Калашникова // Сб. «Философия ценностей». Курганск. Изд-во Курганского гос. университета, 2004. Вып. 2. С. 21-25.

37. Коган М.С. Время как философская проблема / М.С. Коган // Вопросы философии. 1982, №10.

38. Копп В. П. Маркс о логике движения общественных форм / В.П. Копп // Вопросы философии. 1977, № 12.

39. Коршунов Д.М. Диалектика социального познания / Д.М. Коршунов, В.В. Мантатов. М., Политиздат, 1988.

40. Кохановский В.П. Методология гуманитарного познания Генриха Риккерта / В.П. Кохановский, М.К. Шумейко. Ростов н/Д, 2004.

41. Кохановский В.П. Философия и методология науки / В.П. Кохановский. Ростов н/Д. 2002.

42. Кохановский В.П. Философские проблемы социально-гуманитарных наук (формирование, особенности и методология социального познания) / В.П. Кохановский // Учебное пособие для аспирантов. Ростов- на-Дону. Феникс, 2005.

43. Лекторский В.А. Возможна ли интеграция естественных наук и наук о человеке? / В.А. Лекторский // Вопросы философии. 2004, №3.

44. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая / В.А. Лекторский. М., 2001.

45. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм / В.И. Ленин // Полн. собр. соч. Т. 18. С. 128, 134-135, 139, 176, 177.

46. Лиотар Ж.Ф. Состояние постмодерна / Ж.Ф. Лиотар. М.: СПб. 1998.

47. Мамардашвили М.К. Анализ сознания в работах К. Маркса / М.К. Мамардашвили // Вопросы философии. 1968, №6.

48. Маркс К. К критике политической экономии / К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 13. С. 17.

49. Маркс К. Капитал / К. Маркс, Ф. Энгельс. Т. 1, Т. 23. С. 81-86, 89, 93, 105.

50. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1861 / К. Маркс. 1 часть. М., 1980. С. 42, 441.

51. Методологические проблемы социального познания. Из-во Наукова Думка. Киев, 1987.

52. Микешина Л.А. Философия познания / Л.А. Микешина. М., 2002.

53. Микешина Л.А. Философия познания / Л.А. Микешина. М., 2002. С. 83-85.

54. Никитин Е.П. Объяснение – функция науки / Е.П. Никитин. М., 1970.

55. Объяснение и понимание в социальном познании. М., 1990.

56. Панарин А.С. Россия в циклах мировой истории / А.С. Панарин. М., 1999.

57. Поппер К. Логика социальных наук / К. Поппер // Вопросы философии. 1992, №10.

58. Пригожин И. Переоткрытие времени / И. Пригожин // Вопросы философии. 1999, №10.

59. Проблема методологии социального познания. ЛГУ, 1985.

60. Рикер П. История и истина / П. Рикер. СПб, 2002.

61. Рикер П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике / П. Рикер. М., 1995.

62. Рорти Р. Философия и зеркало природы / Р. Рорти. Новосибирск, 1997.

63. Степин В.С. Генезис социально-гуманитарных наук (философский и методологический аспекты) / В.С. Степин // Вопросы философии. 2004, №3.

64. Сунгуров А. Понятие хронотопа и его возможности для анализа политических структур и процессов / А. Сунгуров // Полис. 2003, №6.

65. Федотова В.Г. Социальное конструирование приемлемого для жизни общества (К вопросу о методологии) / В.Г. Федотова // Вопросы философии. 2003, №11.

66. Федотова В.Г. Что может и чего не может сделать социальная наука сегодня? / В.Г. Федотова // Социология и современная Россия. М., 2003.

67. Философия социальных и гуманитарных наук (учебное пособие для ВУЗов) под редакцией С.А. Лебедева. М., Академ. Проект, 2006.

68. Швырев В.С. Объяснение и его роль в научном познании / В.С. Швырев // Политическое самообразование. 1975, №2.

69. Штоц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом / А. Штоц. М, 2004.

70. Энгельс Ф. Анти-Дюринг / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. Т. 20. С. 87, 88, 90, 91, 92.

71. Якицкий О.Н. Диалог науки и общества / О.Н. Якицкий // Общественные науки. Современник. 2004, №6

72. Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. М., 1991.

 

 

4.2 Методические указания студентам

 

1. Студенту следует при анализе социальных процессов иметь ввиду, что в настоящее время изменился сам объект познания, само общество, оно перешло от индустриального к информационному и движение социального познания осуществляется вслед за развитием объекта (общества). Степень зрелости социального объекта является важнейшим условием плодотворности общественного познания.

2. Сконцентрировать внимание на выборе адекватных методологических средств в зависимости от поставленной цели и задачи, т.е. для познания динамических исторических процессов, необходимо выбирать одни подходы, методы и принципы, для функциональных – другие, для выяснения структурных особенностей – третьи.

3. Продуктивных подход в познании возможен только при толерантности по отношению к другим позициям. Однако, не следует иметь крайнюю позицию. Любая крайность в теоретическом социальном познании – непродуктивна (монизм приводит к догматизму, а плюрализм к релятивизму).

4. Особенную эффективность приносит использование сравнительных методов.

5. Следует помнить, что принцип научного подхода – это принцип объективной беспристрастности.

6. Человек становится субъектом познания лишь в той мере, в какой он включен в социальную деятельность по преобразованию внешнего мира. Познание никогда не осуществляется отдельным изолированным индивидом, а лишь таким субъектом, который включен в коллективную практическую деятельность. Объектом познания выступает та часть объективной реальности, с которой субъект вступил в практическое и познавательное взаимодействие и которую субъект может выделить из действительности.

7. Перед студентом, как познающим субъектом встает задача объяснения не только объективного мира, но и субъективного мира людей. Рефлексируя, человек воспринимает действительность, так как та представлена в его мышлении. Объекты социального познания получают осмысление от методологической, гносеологической грамотности субъекта и его мировоззренческой широты. Социально-философское познание есть проекция человека на мир.

8. Необходимо следовать указанию Томаса Куна «не умножать количество сущностей без нужды».

9. Различать «сциентистскую» и «антисциентистскую» позицию при анализе социальных процессов.

10. Разводить ценностное и рефлективное познание. Ценностное познание не деятельность «общественного воображения», а выражение реальных ценностных авторитетов людей – исторических, общностных, личностных.

11. Не пренебрегать диалектикой. Усвоить, что социальные объекты возникают исторически и со временем изменяются так, что превращаются в свою противоположность. Социальные отношения – не исключение. Всему есть свое мера, которая ведет к новому качеству.

 

4.3 Методические указания преподавателям

 

В силу изменения предмета социального познания в настоящее время, сложным моментом для преподавателей является выбор взвешенной объективной позиции при изложении материала. Оптимальным является подход, позволяющий дать студентам материал для самостоятельного сравнения различных гносеологических систем. Необходимо помочь студентам в выборе тем для самостоятельной работы.

 

5. Контрольные вопросы

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.018 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал