Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Технология культурно-досуговой деятельности с семьей
Задача технологии как науки состоит в выявлении закономерностей развития культурно-досуговой деятельности с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и производительных процессов. Совокупность объективных фактов требует исследования социально-культурных проблем института современной семьи в системе рекреативной деятельности, используя концептуальную основу социально-культурной деятельности, культурологии, индивидуальной, аналитической и социальной психологии, и в частности положения о семье как малой социальной группе. Потребность в осмыслении жизни семьи, как малой социальной группы, представляется валидной в силу многих причин. Среди них, на наш взгляд, не менее важными являются следующие: • снижение роли и значения учреждений социально-культурной деятельности в жизни института семьи; • недостаточная разработанность теоретико-методологических основ рекреативной деятельности для работы с семьей, как досуговым коллективом. Нами было проведено социологическое исследование наличия свободного времени у респондентов с целью анализа семьи как досугового коллектива. Распределение ответов о наличии свободного времени в семьях в первичном срезе показало следующее. Основная масса - около 90% работающего населения -располагает не более 1-2 часами свободного времени в день, при 1-2 двух свободных днях в неделю. Эти данные полностью соответствуют современному образу жизни россиян в условиях экономических реформ. Профессиональная деятельность не обеспечивает необходимого для семьи уровня доходов. Большая часть населения ищет дополнительную занятость помимо основной работы. Это характерно для всех групп респондентов: для работающих, служащих, военнослужащих, студентов, профессорско-преподавательского состава. С другой стороны, предельно заняты и более обеспеченные слои современного общества: бизнесмены и высокооплачиваемые предприниматели. В настоящей выборке последние социальные группы представлены незначительно: • социальная общность «обеспеченных» людей в среднем по России составляет менее 7%, в провинциальном городе данная пропорция еще менее, в сельской местности - ниже; • данная общность локализуется вне площадок настоящего исследования и не доступна для методов социологического изучения; • социальная общность «обеспеченных» людей имеет в силу своего материального положения иные структуры потребностей, мотивов и ценностей в отличие от изучаемой общности рабочих, служащих, военносл\окащих, преподавателей, студентов, крестьянства, домохозяек. Незначительно представленная часть населения обладает существенными объемами свободного времени - 8% респондентов. Эту категорию ответов представляют, по большей части: безработные, инвалиды и больные люди, беженцы, бомжи, и т.д. Спад производства и обнищание народа в значительной мере поставили перечисленные группы населения в тяжелое положение. С другой стороны, свободным временем располагают также и обеспеченные граждане, чей уровень доходов позволяет им жить по собственным ценностям и нормам. За годы реформ количество естественного прироста населения снизилось на 700 тысяч детей - такое количество детей по России в 1998 году недосчитали первые классы школ. Наибольшая доля респондентов представлена возрастом 20-25 лет. Этот возраст является возрастом увеличения напряжения либидо, появления проблем социализации и стабилизации личности в обществе, а также наибольшего количества заключаемых браков. Таким образом, заключение брачного союза во многом вызывает конкретные трудности и проблемы в совместной жизни молодых супругов. Выявление и помощь в решении этих трудностей во многом являлись целью работы клуба семьи. Лица среднего возраста приняли не достаточно активное участие в социологическом опросе и анкетировании. Это объясняется относительной стабильностью образа жизни, в том числе и семейной, устоявшимися формами межличностного взаимодействия; инертностью отношения к макросоциальным и микросоциальным процессам и явлениям; определенным фатализмом и отсутствием перспектив в жизни, что проявляется в смирении перед фактами бытия. Это является следствием ряда факторов. К ним отнесем: • оптимистический взгляд на жизнь свойствен в основном молодежи; • нарастает астенизация населения; • усиливается социальное обусловливание пассивного типа личности. Семейное положение респондентов во многом типично для современной России. Подавляющее число людей проживают в семьях и стремятся к созданию семьи. Среди разводящихся пар вступающие в брак после сравнительно кратковременного знакомства составляют 52%. Среди пар, продолжающих жить в браке, только 17, 1%. Соответственно пары, вступающие в брак, зная друг друга не менее года, составляют в первом случае 34%, во втором - 58%. Связь между культурным уровнем молодежи и прочностью брака проявляется в степени обоснованности не только решения о вступлении в брак, но и решениями, принимаемыми в различные периоды супружеской жизни. Содержание брака не исчерпывается любовью и счастьем. В браке супруги сразу же встречаются с трудностями приспособления друг к другу и к новым условиям существования. Проблема подготовки молодежи к браку стоит сейчас перед обществом как одна из важных проблем. Требуются серьезные усилия для преодоления дезорганизации и примитивизации сексуальной жизни людей, которые проявляются в поведении значительной части населения. Эти трудности в значительной степени обусловлены также и деятельностью средств массовой информации. Наибольшее значение в свете настоящего исследования имел блок вопросов, посвященный предпочтениям свободного времени респондентов, их интересам, мотивам и потребностям. Подавляющее большинство респондентов указали, что имеют проблемы с недостатком времени и средств, их наиболее волнуют недостаток стабильности в жизни, тревога за судьбы близких людей и будущее Родины. Следующую значительную группу проблем представляют трудности в семейной жизни: воспитание детей, конфликты с членами семьи, в частности с родителями супруга или супруги. Последние в значительной мере коррелируют с жилищными проблемами, хозяйственными и бытовыми затруднениями. Также значительное число респондентов имеют трудности в общении, что отражено в ответах на вопрос об одиночестве и сексуальном фантазировании. Проблемы со здоровьем, недостаток сил также является значительной проблемой в современных условиях у членов семьей. Одной их значимых проблем является проблема с работой, в частности материальная и психологическая неудовлетворенность ею. Необходимо классифицировать проблемы по степени их решения психолого- педагогическими методами. Актуальные проблемы респондентов были классифицированы на три группы, по степени их разрешения в системе рекреативной деятельности. К первой группе наиболее разрешимых проблем отнесены следующие: • воспитание детей; • одиночество; • конфликты и трудности в общении с родителями супруга или супруги, с матерью или отцом, с детьми, с супругой или супругом; • неудовлетворенные сексуальные фантазии; • низкое общественное положение. Затруднения следующего ряда могут быть разрешены психолого-педагогическими методами с меньшими результатами: • здоровье; • хозяйственные и бытовые трудности; • тревога за судьбы близких людей; • недостаток сил. Данные проблемы можно в какой-то степени облегчить и решить методами и формами социально-культурной деятельности. Конкретные методы и формы психолого-педагогической деятельности в реализации общественного заказа нашли свое воплощение в описанном ниже эксперименте. Следующие проблемы непосредственно этими методами практически не решаются: • недостаток времени; • нехватка средств; • стабильность в жизни; • будущее Родины; • трудности с жильем; • проблемы с работой. Первичный социально-кз'льтурный аспект деятельности «Клуба молодой семьи» заключался в организации встреч семей военнослужащих, для которых «в складчину» приобретались продукты, силами жен и детей проводились самодеятельные мероприятия, празднования Дня 8 Марта, Нового года, профессиональные праздники, чествования и юбилеи. Эти мероприятия не исчерпывали потребности членов клуба Наблюдался устойчивый спрос на психологические знания процессов и явлений в семейной жизни. Эпизодически приглашаемые психологи центра планирования семьи поддерживали интерес и потребности членов клуба. Такого рода деятельность не соответствует общеметодическим принципам последовательности, систематичности и постоянства. Социально-психологический портрет респондента клуба семьи показывает, что он является типичным представителем исследуемой общности населения. Социально-экономические и культурно-психологические характеристики участников экспериментальной работы полностью тождественны аналогичным характеристикам респондентов в регионе. В экспериментальной группе пропорция соотношения мужчин и женщин имеет более гармоничные показатели по сравнению с данными по региону. В этой группе несколько меньше разведенных и вдовых. Семейное положение респондентов объединения полностью соответствует социальным пропорциям для исследуемых возрастных групп. Образовательный уровень респондентов клуба семьи также отражает социальные пропорции исследуемого региона. У респондентов мужского пола уровень образования несколько выше, чем у женщин, что отражает некоторые тенденции брачного поведения в исследованной среде. Это может как стабилизировать семью, так и способствовать конфликтности и нестабильности ее, но не имеет принципиального значения для исследования. Локализация клуба семьи предопределила социально-профессиональное положение членов клуба. Преобладающую часть членов клуба семьи составляют мужчины - военнослужащие, курсанты и военнослужащие в запасе, а также служащие, домохозяйки, безработные и студенты. Занятость мужчин - членов клуба - значительно выше занятости в регионе. Занятость женщин - членов клуба - аналогична или меньше занятости в регионе. Отношение к профессиональной деятельности детерминировано социальными ожиданиями, оплатой конкретного труда, снижением общественного статуса деятельности и коррелирзтот с социальным положением респондента. Вторичный исследовательский замер показал значимое положительное изменение отношения к профессиональной деятельности респондентов, при небольшом, до 3% негативном изменении общественного положения членов клуба. Таким образом, морально-культурные характеристики микросоциума в определенной мере могут противостоять социальной деструкции. В условиях современного кризиса, в условиях дороговизны баров, клубов и дискотек клуб семьи стал основным социокультурным объединением в конкретном сообществе. Наполненность свободного времени отличается от среднестатистической по нескольким показателям. Интересы и потребности респондентов практически не отличаются от данных, полученных при составлении социально-психологического портрета респондента в регионе. Несколько больше внимания уделяется увлечению спортом и физической культурой, чтению, больше проводится времени в кругу друзей и знакомых, культивации здорового образа жизни. Типичны также данные по месту проживания респондентов и количеству детей в их семьях. Меньше времени и внимания по сравнению с регионом отдается просмотру телевизора, общению в кругу семьи, танцам и музыке, реже посещают дискотеки и бары. Значительно ниже - около 5% показатель «ничего не делаю», что отражает конструктивную занятость респондентов, в том числе в созидательном досуге, предложенном Клубом семьи. Значительно уменьшились пассивные виды досуга: просмотр телепередач, посещение дискотек, танцев и баров. Социально-культурная работа клуба семьи активизировала спрос на духовные виды досуга. Возросло на 9% время, выделяемое на чтение; на проведение времени в кругу семьи на 12%; на работу в объединениях по интересам, на увлечение фото- и киносъемкой, туризмом и народными промыслами - на 2%; изготовление одежды - на 5%. Дополнительные корреляции вносят экономические проблемы, побуждающие членов семьи к ведению натурального хозяйства. Происходит увеличение затрат времени и повышение ранга интереса к изготовлению одежды на 5% и работе на сельскохозяйственном участке. Выявлено повышение рангов интереса к работе досугового объединения более чем на 16%. Возросло в ходе работы объединения удовлетворение актуальных проблем респондентов: прослеживается устойчивая по времени и показателям тенденция к снижению проблем и конфликтов в семье, налаживанию взаимопонимания, уменьшилось количество одиноких людей на 9%, утратили остроту хозяйственно-бытовые трудности. Проблемы материального плана, такие, как трудности с жильем, нехватка средств, отсутствие стабильности в жизни и сопутствующие им социально-психологические проблемы семьи - недостаток времени, низкое общественное положение, тревога за будущее Родины и судьбы близких людей - требуют глобальных изменений семейной политики. Региональные социально-культурные мероприятия, на каком бы высоком теоретическом и практическом уровне ни проводились, разрешить социально-культурные проблемы семьи не могут. Состояние членов семьи и ее морально-нравственная атмосфера зависят от возможностей сплоченно трудиться, удовлетворять витальные потребности: в еде и жилье, в стабильности завтрашнего дня и судьбах своих детей. Если это условие не будет выполнено, система национальной рекреативной деятельности окажется невостребованной большинством семей. Исследование выявило, на какие конкретные формы социально-культурной деятельности наблюдается устойчивый спрос населения. Членов клуба привлекло интересное общение под компетентным руководством, возможность получить новую информацию и знания, сформировать определенные умения и навыки. Вызвали устойчивое внимание традиционные формы социально-культурной работы: концерты и вечера отдыха с игровыми программами, занятия, лекции и беседы; встречи с интересными людьми; театрализованные представления, календарные праздники и празднование юбилеев. Посещаемость увеличилась на 23%. Важным и необходимым условием активного участия членов семьи в рекреативной деятельности является их участие в социально-культурном процессе. Таким образом, реализованные личностные потребности членов клуба есть основа социокультурного обновления семьи. Потребность, ставшая возможностью выступать на сцене, петь, танцевать, общаться и понимать людей, узнавать новое, укрепить здоровье, наладить семейную жизнь, найти друзей и помогать людям, научиться улаживать конфликты есть богатый потенциал учреждений досуга в становлении и реабилитации семьи. Все разработанные нами приемы досуговой работы имеют в своей основе психологическое обоснование. В частности: • научение коммуникации, в том числе невербальной в малой социальной группе; • научение бытовым навыкам с положительным обусловливанием социально необходимых правил поведения; • становление нарушенных социальных и семейных ролей супругов; • позитивное восприятие ситуации и личности в кризисной ситуации; • анализ воспроизводства инфантильных конфликтов в супружеской семье; • обусловливание реализации функций семьи; • обучение методам релаксации и восстановления душевного равновесия; • создание необходимых условий для проявления и закрепления эмпатии и ряд других инструментов практического психолога. За время работы клубного объединения проявился существенный признак результативности социально-культурной деятельности: в клубе возникли традиции, возросла их нравственная значимость. Одновременно с этим усилился интерес к миру личности, к проблемам ее становления и развития как в семье, так и социуме. Посвящение в члены клуба, дни рождения и чествования юбиляров стали не только типичными формами досуговой работы, а своеобразным противоборством с феноменом отчуждения. Традиции позволяют противопоставить личность и семью современному общественному кризису и деструкции. Они несут высокий нравственный потенциал, позволяющий сохранить и приумножить духовность и культуру, как первичного и главнейшего института общества - семьи, так и самого общества. Традиции - это исторически сложившиеся социальный и индивидуальный механизмы, имеющие в своей основе психолого-педагогический фундамент, обеспечивающие социализацию поколений и эволюционный прогресс. Нет ни одного жизненно значимого события, которое не было бы освящено традициями. 9.6. Значение социально-культурной деятельности в организации семейного досуга Изучение роли, значения и направленности социально-культурной деятельности на институт семьи необходимо начать с анализа практической работы социально-культурных учреждений в свете законодательных актов государства и научно-практической деятельности. В Российской Федерации прослеживаются значительные изменения в функционировании института семьи. За последние три года прекращено финансирование и свернуты программы обеспечения жильем молодых специалистов, многодетных семей и иных нуждающихся категорий населения. Были приняты, но подвергнуты забвению программы «Молодежь» и «Семья». Традиционной формой проведения свободного времени семьи на селе являются семейные клубы, в прошлом их в Тамбовской области было 92. В настоящее время их число значительно снизилось. Тем не менее, выделяются клубы «Будьте счастливы», «Молодые семьи», «Ты и Я», «Всегда вместе» (Кирсановский, Мичуринский, Мучкапский, Знаменский, Рассказовский, Инжавинский районы). За время реформ произошло снижение экономических потенциалов народного хозяйства, что обусловило разрушение экономической базы основных фондов и уменьшение оборотного финансирования социально-культурных учреждений. Финансовый хозрасчет, как форма экономической самостоятельности, не обеспечил сохранения материального, культурного, духовного и профессионального потенциалов учреждений досуга. Анализ деятельности клубных учреждений Тамбовского региона показывает уменьшение количества любительских объединений в области, и в том числе адресованных членам семьи. Не пользуются спросом жителей и не используются в практике социально-культурных учреждений такие семейно-бытовые обряды, как «Помолвка», «Свадьба», торжественная регистрация ребенка, «Первые детские шаги», «Имянаречение», окликание молодых в семье «Вьюнишник», праздник русской семьи, се- мейные гуляния, «Сборы молодых семей», «Чествование молодых» и др. Основными направлениями социально-культурной деятельности являются времяпрепровождения с явно недостаточными элементами нравственной и воспитательной работы, обращенной ко всему семейному коллективу, и в первую очередь к тем семьям, которые испытывают потребность, осознаваемую или неосознанную к семейному единству и гармонии, то есть к функциональным семьям. Мероприятия обращены к функциональным семьям, в которых согласие, единство и благоприятный психологический климат являются достижимыми ценностями и целями семейной жизни. Форм и мероприятий организации семейного досуга для семей противоположного типа и в качестве профилактической меры предупреждения конфликтов и трудностей в семейной жизни в социально-культурных учреждениях практически нет. Это происходит в силу следующих причин: отсутствия целенаправленной региональной семейной политики и социальной идеологии ценности семейной жизни, отсутствия у социально-культурных работников необходимой и достаточной личностной направленности и профессиональной подготовки в осуществлении деятельности с институтом семьи. Социально-культурные учреждения испытывают кризис в качестве и количестве подготовленных кадров, что обусловлено общим низким качеством жизни, исключающим специализацию, которая является основой деятельности семейного специалиста. Другим аспектом психологической и педагогической работы с семьями, женщинами и детьми является недостаток личностной зрелости и профессиональной компетенции социальных педагогов, практических специалистов, задействованных в реабилитационных и социально-культурных институтах. Сказывается отсутствие профессионального отбора абитуриентов, низкая профессиональная направленность и готовность этих специалистов, слабая учебно-методическая база обучения студентов, их проблематичная и непродуктивная Я-концепция. Наблюдения и интервью с участниками просемейных мероприятий, например, вечера отдыха «Кому за 30», позволяют выявить как положительные, так и отрицательные моменты. К по- ложительным моментам относится социально-культурное и организующее досуг значение этих вечеров. Такого рода мероприятия восполняют и удовлетворяют многие депривированные и неразвитые потребности, например, эмоционального общения. Детерминация скрытой сексз'альной потребности прослеживается у части участников данных мероприятий, ряд респондентов указали на то, что посетители, состоящие в браке и имеющие семью, используют мероприятие для расширения круга сексуальных партнеров, обманывая часть посетителей, что впоследствии приводит к ряду конфликтов. Попытки администрации организовать вечера отдыха для семей в настоящее время оказались невостребованными, в силу следующих причин: высокая стоимость билетов и отсутствие традиций семейного досуга. Результаты исследования позволили представить несколько типов семей. 1. В первом случае семья выступала как автономия. В такой семье у мужа и жены разное отношение к жизни и различные ценностные позиции. Решения принимались сообща, имея компромиссный характер и являясь «триумфом разнородности». Различие характеров, равно как и мировоззрений, не играло в такой семье необычной роли, это предполагалось самой системой внутрисемейных отношений. 2. Второй тип - это семьи, в которой господствующую роль играл муж. Личные особенности его характера, мировоззрение и отношение к жизни являлись определяющими для всех членов семьи. Роль жены оказывалась минимальной и очерчена кругом лишь сугубо «женских» обязанностей. 3. Третий тип - семьи, где решающую роль играла жена. Однако роль мужа в этом случае все же больше, чем роль жены во втором типе семьи. Она не ограничена выполнением сугубо «мужских» обязанностей, а распространялась и на выполнение ряда тех функций, которые во втором типе семьи считаются сугубо «женскими». 4. Последний, четвертый тип - «синкретические» или партнерские семьи. Здесь роли распределены равномерно, решения принимаются не на основе компромисса, как в первом типе, а на основе признания права каждого супруга на самостоятельные решения. По степени стабильности и отношения к нравственным нормам были выявлены следующие типы семьи: стабильные и устойчивые; не обнаруживающие проблем; неустойчивые и нестабильные, проблемные; свободные - открытые браки; закрытые; открытые; полуоткрытые. По степени решения жизненных проблем были выявлены следующие типы семьи: абсолютно благополучные, благополучные, скорее благополучные, переходные, скорее неблагополучные, неблагополучные, абсолютно неблагополучные. Негативный семейный психологический климат способствуют отчужденности членов семьи. При этом наиболее страдает совместная семейная деятельность, которая перестает являться организованной системой взаимодействующих членов семьи, направленной на целесообразное производство и воспроизводство объектов материальной и духовной культуры. Утрачиваются признаки этой деятельности: • непосредственный личный контакт участников; • наличие единой цели, которая перестает отвечать общим интересам и потребностям членов семьи. Разрушение совместной деятельности обусловливает возникновение в группе «теневого» руководства, нового разделения ролей «ведущих и ведомых», а также разделения труда между ними. Совместная деятельность и общение предполагают наличие группового согласия, которое есть единство взглядов, характеризующее людей (члены семьи), объединенных в группу. Групповое согласие возникает в процессе непосредственных взаимодействий людей путем взаимного принятия членами группы позиций и ролей друг друга. Групповое согласие можно рассматривать как проявление ценностно-ориентационного единства и нормализации семейного психологического климата. Стабильность государства и нации, его цивилизованность зависят от прочности семей и цивилизованности отношений в них. Учреждения социально-культурной сферы являются неотъемлемыми составляющими и формирующими структурами государственного управления нации. Государство провозгласило и стремится воплотить в жизнь «Основные направления государственной семейной политики». Целью данной системы мер является создание условий для реализации семьей ее функций и повышения качества жизни семьи. Необходима реализация комплекса мероприятий, направленных на интеграцию семьи и ее членов, обеспечение полноценного физического, психологического, интеллектуального и социального развития всех членов семьи, посредством эффективной реализацией семьей коммуникативной, досуговой, сексуальной, репродуктивной, воспитательной, содержания детей, материальной функций; обеспечение на основе реализации данных функций благоприятного психологического климата семьи и социализации и адаптации всех ее членов. Последнее обеспечит предупреждение асоциального развития и становления личности членов семьи. Учреждения социально-культурной сферы занимают значимое место в реализации «Основных направлений государственной семейной политики», а также в жизни как отдельной семьи, так и всего социума. От деятельности современных учреждений социально-культурной сферы, от методов, форм и, что самое главное, целей работы зависит дальнейшие их место в жизни социума и их востребованность семьями, то есть всем населением страны. Характер особенностей деятельности учреждений социально-культурной сферы с институтом семьи является эпизодическим и непоследовательным, основанным на воздействии не на причинно-следственные связи и механизмы развития социальной аномии и дезинтеграции, а на устранении их последствий. Возникают принципиальные проблемы в постановке целей в работе с институтом семьи, отсутствуют необходимые знания, практические навыки и умения в этой работе, особенно в понимании групповой динамики и психологии межличностных отношений членов семьи. Отсутствует государственно-национальная целостность направленности деятельности учреждений социально-культурной сферы с институтом семьи. Основой их деятельности во многих случаях является календарный план, что определяет формальный характер работы и ориентацию не на социальный и в частности не региональный заказ, а на традицию государственного, административного руководства. Необходимость планомерной системы деятельности в масштабах страны - семейной политики определяется неблагоприятными последствиями изменений структуры и функций семьи, которые были обусловлены историческим развитием, процессами индустриализации, реформации и другими связанными с ними процессами и которые в своей совокупности обусловливают кризис семьи как социального института, как долговременные и многомерные тенденции. Это происходит в силу: • процессов стратификации общества: образования буржуазных, бюрократических, олигархических, демократических и иных элит, диктующих свои интересы обществу; • утраты национальных производственных, научных и технических потенциалов, культурно-духовного богатства нации; • обусловленности изменений, особенно таких, как исследования, нововведения, развитие и распространение, подчинение интересам различных власть предержащих социальных групп; • возрастания социального и индивидуального отчуждения как между властью и обществом, среди групп населения, так и между членами семьи; • индустриализации, модернизации и специализации во всемирном масштабе; • роста мегаполисов и одновременного регресса и опустошения сельских регионов; • снижения значения как основных, так и любительских занятий; • распространения грамотности и образования; • возрастания способности к массовым разрушениям, в том числе экологического плана, • возрастания темпов указанных изменений. В числе причин, обусловивших увеличение социально-культурных проблем семьи, выявлены: • Традиция отчуждения интересов государства от интересов личности и населения, состоящих в подавляющем числе из семейных людей. • Рост противоречий между личными интересами людей, с одной стороны, и интересами правящего класса и государства -с другой. • Эксплуатация личности социумом, осуществляемая посредством общественных организаций, средств массовой информации, используя интересы населения, в том числе ценности семейной жизни. • Рост социального недоверия и равнодушия, негативного и агрессивного отношения к реальности, что обусловливает материалистическое, эгоистическое, часто мистическое отношение к обществу и государству. • Низкое качество жизни, особенно в сельской местности, что во многом обусловлено индустриализацией и урбанизацией, которые привели к тому, что много сельских жителей поселилось в городах, вдали от своего социума и привычного окружения, что есть одно из оснований маргинализации. • Усиление зависимости семьи от административного государственного аппарата. • Усиление социально-культурной изоляции семьи и социальной дифференциации, связанной с увеличением количества служб, рабочих должностей, градаций заработной платы и т.д. • Усиление состояния беспомощности перед ростом всякого рода проблем в государственном масштабе. • Ускоренный рост технического прогресса за рубежом, который превосходит уровень профессиональной подготовки в учебных заведениях нашей страны. В нашей стране и практически во всех развитых странах мира преобладают неполные, осколочные и вырожденные формы и разновидности семьи, псевдосемейные и внесемейные формы существования. При этом ступень общественного принятия и одобрения всех этих форм нарастает. В современном обществе отсутствует идеология, в основе которой находилось бы не девиантное и не делинквентное поведение и мотивация, а которая бы являлась целью жизни каждого семьянина, всего общества в целом. Подготовка социально-культурных работников пассивно влияет на процессы социализации личности в семье. Стереотипность и похожесть клубов семьи отражают современное положение дел в работе с институтом семьи. Другим аспектом социальной и психологической работы с семьей, женщинами и детьми является недостаток личностной зрелости и профессиональной компетенции практических специалистов, задействованных в реабилитационных и социально-культурных мероприятиях. Эффективность работы этих специалистов ограничивается следующими факторами: • отсутствием философии безупречного качества образования; • образовательной и профессиональной дезинтегрировано-стью системы подготовки специалистов в стране; • отсутствием профессионального отбора абитуриентов; • низкой профессиональной направленностью, готовностью и непродуктивной Я-концепцией этих специалистов; • слабой учебно-методической базой обучения; • ориентацией специалистов не на повышение профессиональных знаний, умений и навыков, а на систему межличностных отношений и связей; • примитивной социальной ментальностью и общим недостаточным и ограниченным уровнем личностной культуры в современном обществе; • ориентацией семейных специалистов на использование тестовых методик в ущерб развитию умений межличностного глубокого, интенсивного и созидательного взаимодействия с клиентами социально-культурных учреждений; • административным руководством этой работой, в основе которого находится стремление не к стойким и долгосрочным результатам, а к массовости и в силу этого к поверхностным и нестойким результатам. Эти выводы подтверждает ориентация федерального законопроекта «Основные направления государственной семейной политики» не на российскую действительность, а на международные правовые нормы, его декларативный и абстрактный характер. Современная подготовка выпускников учебных заведений не позволяет обеспечить в настоящих условиях эффективную психологическую, социально-культурную и социальную деятельность. Роль, отводимая высшим учебным заведениям в обществе, обязывает их к проведению эффективного комплекса мероприятий учебного и внеучебного плана в реализации государственной семейной политики и удовлетворению масштабного и постоянного по времени социального заказа. В университетах и их профсоюзных организациях семье уделяется незначительное внимание как в учебных планах, так и в процессах социальной деятельности. Совокупность перечисленных выше факторов формирует пассивную и потребительскую направленность молодых людей. Семейная политика - это государственная деятельность, ориентированная на повышение интересов современной нации и государства к проблемам семьи. Именно такая ориентация социума обусловит разрешение кризисного состояния нации. Материально и идеологически укрепляя семью как институт, создаются предпосылки реализации потенциала отдельных семей для решения конкретных жизненных проблем. Основами семейной государственной политики должны стать независимость семьи от государства, ее право на самостоятельность решений, касающихся ее жизни, с собственными целями и интересами, на основе экономической, нравственной, культурной независимости от государства. Для реализации этого необходимо обеспечить соответствующую социальную и законодательную экономическую основу. Проведение семейной политики предполагает и соответствующую ее целям корректировку всех других видов политики, в том числе: экономическую, жилищную, образовательную, здравоохранительную, социально-культурную, информационную и др. Основными недостатками в решении социально-культурных проблем семьи, помимо устранения экономической дефицитар-ности, являются: • Отсутствие фамилистической ориентации средств массовой информации. Они недостаточно и несистематически проводят в жизнь фамилистически ориентированные программы. В силу этого не сформирован социальный заказ на данные передачи. В то же время именно средства массовой информации обладают необходимыми возможностями для позитивного формирования общественного мнения и ментальное™, культуры и на- циональной семейной идеологии. В настоящее время преобладает пропаганда средствами массовой информации антисемейных и негуманистических ценностей. • Отсутствие фамилистической ориентации в образовательных программах средней и высшей школы. Это во многом снижает качество деятельности учреждений социально-культурной сферы в работе с институтом семьи. • Отсутствие индивидуальной мировоззренческой ориентации у специалистов. • Отсутствие национальной фамилистической идеологии, которая имела традицию в историко-культурном и философском наследии России. • Отсутствие фамилистической направленности государственной системы, и в частности учреждений социально-культурной сферы, психологической и социальной деятельности. Необходимо для изменения современной реальности института семьи: 1. Изменить систему приоритетов средств массовой информации, направив их на семейные и гуманистические ценности. 2. Изменить образовательные программы средней и высшей школы, организовать подготовку социально-культурных специалистов для работы с институтом семьи. 3. Сформировать у выпускников средней и высшей школы индивидуальные мировоззренческие фамилистические установки, организовав постоянно действующие мероприятия для школьников и студентов. 4. Обусловить в социальном масштабе востребованность и преемственность национальной фамилистической идеологии. 5. Сориентировать государственное управление на решении проблем семейной политики и благополучии каждой семьи. Направить деятельность учреждений социально-культурной сферы на удовлетворение фамилистического социального заказа. Необходима реализация комплекса мер большого масштаба для решения сложной и имеющей важное социальное значение проблемы реализации семьей ее функций и повышения качества ее жизни. Эти профилактические мероприятия, основанные на понимании психолого-педагогических, социальных, экономиче- ских, демографических и иных процессов, происходящих в семье, позволят добиться реального изменения жизни семьи. Новое содержание традиционных форм и методов социально-культурной деятельности, ориентированное на становление благоприятного психологического климата, является серьезным фактором семейной интеграции и позитивного изменения реальности, дополнения настоящих форм и методов рекреативной работы. При условии изменения педагогического процесса и становления качественно нового уровня профессиональной подготовки специалистов это позволит воплотить в жизнь конкретные основы интеграции института семьи в системе рекреативной деятельности. Необходимо создание долгосрочной политики, направленной на укрепление института семьи. Результатом только такой политики, направленной не только на оказание помощи в неблагоприятных условиях, конфликтных и стрессовых ситуациях, явится упрочение семьи как института и семейного образа жизни вообще. Реализовать семейную политику возможно только помогая отдельным, конкретным семьям решать их жизненные проблемы, преодолевать те трудности, которые могут возникнуть на тех или иных стадиях жизненного цикла семьи. Поэтому краткосрочные цели семейной политики можно выразить как социально-культурную и социальную поддержку семей, которые на стадии репродуктивного родительства сталкиваются с различными напряженными ситуациями, испытывая те или иные стрессы и проблемы. Причем основное внимание должно уделяться тем семьям, внутренний потенциал которых не позволяет им самим, своими силами справиться с конфликтами, стрессами и последствиями проводимых в стране социально-экономических преобразований. Реализацию семейной политики необходимо начинать с формирования общественного мнения средствами массовой информации: радио, телевидение, кино. Нами осуществлена долгосрочная работа, направленная на формирование общественного мнения посредством введения в средствах массовой информации постоянной рубрики «Колонка психолога: Семья - колыбель личности». В диалогичной и рефлексивной форме предложили для анализа читателей жизненные ситуации семьи, полемизируя и увлекая их. показали значение проблем в индивидуальных и социальных планах, дали конкретные рекомендации, вели постоянный консультативный прием в редакции. С одной стороны, эта деятельность была тепло воспринята читателями, с другой сто-р'оны, этот некоммерческий проект встретил определенные трудности среди издателей (после августовского кризиса), что объясняется теорией иерархии потребностей Абрахама Маслоу. Мы постоянно ведем профилактическую и консультативно-коррек-ционную работу в школах, в вузах региона по подготовке к семейной жизни, решению жизненно сложных проблем, разрешению конфликтов, становлению личности. Нами разработаны, апробированы и постоянно читаются курсы лекций «Введение в психотерапию. Введение в психоанализ», «Семейная психотерапия», «Введение в науку о здоровье», «Социология семьи», «Основы психолого-педагогической подготовки. Теория и практика психолого-педагогической работы». Таким образом, социально-культурная деятельность - процесс, который нуждается в постоянном обновлении каждым специалистом, каждым человеком, и начинается он с родительской семьи, продолжаясь в супружеской семье. Это процесс обогащения и преобразования личных духовных потенций в духовную атмосферу всего общества. Этот процесс есть безусловная ценность, при адекватности его потребностям общества. Данная ценность выступает как общекультурное социальное явление, выражающее органичную связь личности и окружающего мира. Отсутствует неназидательное и опосредованное обращение к общечеловеческим идеалам, как и само осмысление, понимание этих идеалов в формах досугов ой работы. Необходимо менять подходы к планированию, определению приоритетов в работе клубных учреждений, анализу их деятельности. Необходимым условием обновления социально-культурной деятельности является организация работы рекреативных учреждений по следующим направлениям: нравственное и трудовое, патриотическое и эстетическое воспитание; работа с детьми и подростками, молодежью, инвалидами и пожилыми людьми; народные обряды и ритуалы. Все эти виды деятельности объединяются в понятие «досуг семьи». Контрольные вопросы и задания 1. Семья в сфере свободного времени. 2. Какие вам известны методики досуговой работы с семьей. 3. Значение социально-культурной деятельности в организации семейного досуга. 4. Типы семей. 5 Формы семейной дезорганизации. 6. Актуальные проблемы клуба семьи. 7. Проблемы организации досуга семьи. 8. Составьте план работы клуба семьи. 9. Составьте рекомендации по планированию работы Клуба молодой семьи. 10. Динамика семейного конфликта. 11. Профилактика конфликтов. 12 Тендерные проблемы семейного конфликта. 13. Коррекция конфликтов и их последствий. 14. Психологический климат семьи. 15. Функциональный тип семей. 16. Дисфункциональный тип семей. 17. Проблемы социальной реальности и пути их преодоления. ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
|