Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технология профилактики девиантного поведения






Поведение людей, по определению Я.И. Чилийского, являет­ся девиантным, если их поступки или действия не соответствуют официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе и правилам. Девиация (отклонение) является одной из сторон всеобщего понятия изменчивости, свойственной окружающему нас миру. В живой природе это явление называет­ся мутацией, в неживой - флутацией.

Отклонение в поведении людей могут своими последствиями представлять различную опасность для общества. Наиболее серьез­ными из них являются преступность, алкоголизм, наркомания и токсикомания, проституция, суицид (самоубийство) и др., которые рассматриваются как социальная патология. Девиантное поведе­ние человека - многоплановое социальное явление. В профилакти­ческой работе важное значение имеет ранняя диагностика совокуп­ности всех причин, мотивов и обстоятельств, способствующих де-виантному поведению индивида или социальной группы.

В настоящее время наблюдается прогрессирующая тенден­ция непрерывного роста различных проявлений девиантного по­ведения. Необходима концентрация усилий, направленных не только на борьбу с различными последствиями отклонений от социальных норм, но и, главным образом на их предупреждение, т.е. устранение коренных причин и условий, прямо или опосре­дованно оказывающих отрицательное воздействие на поступки и действия человека.

Существует ряд подходов к решению данной проблемы (ин­формационный, социально-профилактический, медико-биологи­ческий и др.). Суть информационного подхода заключается в активном использовании средств массовой информации (печать, телевидение, радио, кино и др.) для профилактики девиантного поведения. Но информационные структуры не только не выпол­няют возложенную на них благородную миссию, но и наносят ощутимый вред, пропагандируя прямо или косвенно человече­ские пороки, с которыми общество вынуждено бороться. Отсут­ствие целевой информации о последствиях, наступающих, на­пример, в случае немедицинского употребления наркотических


веществ, затрудняет борьбу с наркоманией. В России в настоя­щее время, по мнению специалистов, около 3 млн. несовершен­нолетних наркоманов. Необходимо создание мощной антинарко­тической системы, базирующейся на лучших достижениях зару­бежных методик и технологий.

Огромный вред наносит обществу алкоголизм, особенно в среде детей «группы риска». Пьянство родителей, особенно ма­тери, ведет к появлению у детей «алкогольного синдрома». Про­цент детей-олигофренов, родившихся у матерей, принимавших алкоголь во время беременности, очень высок. Необходима сис­темная и целенаправленная профилактическая работа с будущи­ми родителями, которая должна проводиться с учениками стар­ших классов, ПТУ, технических колледжей, студентами вузов специалистами различных профилей и социальными работниками.

Социально-профилактический подход эффективен тогда, когда профилактические меры будут носить общегосударствен­ный характер. Девиантному поведению людей способствуют та­кие социальные проблемы, как обнищание значительной части населения, вынужденная миграция и беженство, безработица, бездомность и др., которые разрешимы только на государствен­ном уровне. Под влиянием социально-экономических причин, снижения морально-этического уровня за последние годы на­блюдается распространение такого социального порока, как про­ституция (особенно в подростковой среде) во всех ее видах: жен­ская, мужская, гомосексуальная, костюмированная (под проти­воположный пол) и др. Исследованиями А.П. Дьяченко установле­но, что каждая пятая женщина-проститутка становится ею до 18-летнего возраста, а каждая седьмая - мать одного или двоих несовершеннолетних детей, что, безусловно, имеет пагубное влияние на их нравственное воспитание.

В.Н. Кудрявцев классифицирует социально-профилактиче­ские меры девиантного поведения по видам возможных откло­нений - на правовые, нравственные, организационные, техниче­ские и др.; по стадии (этапу) профилактического воздействия -на контрольно-надзорные, индивидуально-профилактические (воспитательные) и др. В МВД Российской Федерации действует социальное подразделение по борьбе с незаконным производст-


вом наркотиков, принята программа по ликвидации их сырьевой базы, совершенствуется структура органов милиции и общест­венных организаций, их техническое оснащение, что должно способствовать улучшению профилактической работы по преду­преждению преступных проявлений среди населения.

Особое место в профилактике девиантного поведения зани­мает медико-биологический подход, сущность которого состо­ит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера (патология на биологическом уровне). Данный метод не исключает, а дополняет предыдущие подходы. Взаимосвязь нравственного и психического здоровья относится к наиболее субъективным факторам, влияющим на совершение преступле­ний - наиболее опасного вида девиантного поведения. Наруше­ние психики человека вызывает и такие социальные отклонения, как «уход в себя» (аутизация) или из общества, от людей («био­логический» - самоубийство, «социальный» - бродяжничество), либо активную защиту в виде агрессии, что может привести к любым преступным действиям.

За последние годы увеличилось число несовершеннолетних, направляемых в специальные учебно-воспитательные учрежде­ния для детей и подростков с девиантным поведением. Во мно­гих случаях их образовательный уровень составляет 1-3 класса, некоторые вообще не умеют читать и писать. В соответствии с приказом «Об организации обучения в специальных учебно-воспитательных учреждениях» от 13.05.96 24-М основными задачами данных заведений являются обеспечение психологиче­ской, медицинской и социальной реабилитации несовершенно­летних правонарушителей, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе, а также создание условий для получения или основного общего, или начального профессионального обра­зования. Преступное поведение, осуждаемое обществом и его социальными институтами, подлежит социальной коррекции. Во-первых, она необходима потому, что общество должно охранять себя от элементов, вносящих дезорганизацию в социальные отно­шения (на разном уровне - от межличностных и групповых до бо­лее всеобщих); во-вторых, такая социальная коррекция позволяет


обществу реабилитировать лиц, возвратившихся из заключения. т.е. вернуть им возможность нормального образа жизни.

Значительное место в реабилитации профилактики преступ­лений отводится социальной работе. Она ведется не только с предкриминальными лицами и группами, но и с лицами, уже со­вершившими преступление. Например, в настоящее время в крупных городах США применяется метод интеграции в деви-антные группы подростков социальных работников, принимаю­щих непосредственное участие в социализации их отклоняюще­гося поведения. Социальный работник вступает в контакт с «шайкой» в условиях привычной для них среды и пытается пе­реориентировать деятельность подростков. Работа с такими группами требует специальной профессиональной подготовки, например, знания «теории промежуточной группы» известного западного психолога Л. Яблонского. Активная социальная рабо­та с лицами пограничной формы поведения позволяет обществу значительно сократить число преступников.

Многие из отечественных технологий социальной работы основываются на социологических концепциях природы откло­нений в поведении, согласно которым большинство отклонений -не столько индивидуальная патология, сколько факт социального взаимодействия индивидов, способствующий негативной социа­лизации.

Необходимость сочетания в борьбе с социальными отклоне­ниями как медицинского воздействия, так и социально-профилак­тических мероприятий вплоть до применения санкций, не исклю­чающих и принудительное лечение в пределах действующего зако­нодательства, требует комплексной разработки системы профилак­тической деятельности органов социальной защиты населения.

Вопросы для самоконтроля

1. Сущность и формы проявления девиантного поведения.

2. Классификация отклоняющегося поведения человека.

3. Профилактика девиантного поведения и его социальная значимость.

4. Основные подходы к профилактике отклоняющегося поведения сре­ди населения.

Т< т


Литература

1. Беяичева С.А., Фокин В.М. Охранно-зашитная концепция социальной профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних. М., 1989.

2. Бобнева ММ. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978.

3. Габиани А.А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. М., 1990.

4. Дети улицы: растущая трагедия городов / Пер. с англ. М., 1990.

5. Михайловская И.Б., Вершинина Г.В. Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения. М.; 1990.

6. Русинов Г.Б. Мотивация насильственных преступлений несовершен­нолетних. Казань, 1991.

7. Социальная профилактика правонарушения: советы, рекомендации. М„ 1990.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал