Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История развития менеджмента






Управление в условиях рынка получило название менедж­мента. Отличительные особенности менеджмента заключаются в том, что он ориентирует фирмы на удовлетворение потребности рынка, на свободу в принятии решений, на повышение эффек­тивности производства. Менеджмент - слово английского про­исхождения, и в переводе на русский язык означает - управле­ние, т.е. вид деятельности по руководству людьми в самых раз­нообразных организациях.

В отечественной литературе и практике понятие менеджмен­та вместо управления стало широко использоваться в 90-е годы XX века, в связи с переходом от административно-командной системы управления к формированию системы управления, ос­нованной на рыночных отношениях. С помощью термина «ме­неджмент» подчеркивалась ориентация коммерческих организа­ций и фирм на рынок, потребителя и достижение высокой эф­фективности в их деятельности.

Без управления ни одна организация, ни одно предприятие не может добиться успеха. Однако управление как вид деятельности и как наука в таком виде, в котором мы имеем его в настоящее время, появилось не сразу. Практика управления стара как мир.

Источники говорят о том, что управление возникло еще в первобытнообщинном строе, когда добывание пищи и защита от врагов требовали согласования деятельности людей. Уже в III ты­сячелетии до н.э. в Древнем Египте получило сильное развитие государственное управление, причем государство выступало и как политический орган, и как хозяйствующий субъект. В Гре­ции Сократ в IV-V вв. до н.э. выделял управление в особую фор­му деятельности.

Заметный вклад в развитие проблем управления государст­вом и правовых учений внес итальянский государственный и по­литический деятель Никколо Макиавелли (1469-1527). В своих работах он касался вопросов изучения стиля работы руководите-


ля, организации его труда, взаимоотношений руководителей и подчиненных.

Активизация развития взглядов на управление Россией от­мечается с XVI в., когда шел бурный процесс ликвидации фео­дальной раздробленности и объединения рынков в единый на­циональный рынок. В эпоху Петра I сложились исключительные условия для укрепления централизованного государства. Петр I рассматривал государство как направляющую силу в развитии хозяйства и воплощал свои взгляды в указах, инструкциях, рег­ламентах. На современном языке это называется государствен­ным менеджментом на макроуровне.

По мере развития человеческого общества управление ус­ложнялось. В период промышленной революции в Европе в XVIII-XIX вв. управленческий труд отделился от собственности, собственники стали нанимать для управления делами особых людей - менеджеров.

С промышленной революцией связано выделение трех уровней управления: верхнего, среднего и нижнего. На произ­водстве появился мастер, власть которого над рабочими была по существу неограниченной - от определения производственных заданий до приема, перемещения и увольнения работников.

В настоящее время фактическое число уровней определяется самой организацией. К низовому уровню управления относятся менеджеры, имеющие в своем подчинении работников исполни­тельского труда: участки, бригады, лаборатории. Средний уро­вень - менеджеры, ответственные за ход производственного процесса в структурных подразделениях: начальники цехов, отде­лов, служб. Высшей уровень - это администрация организации.

Первые научные работы по менеджменту, обобщающие на­копленный практический опыт управления, появились за рубе­жом в конце XIX - начале XX вв. Основателем научного ме­неджмента считается американский инженер Фредерик Тейлор. Он впервые определил менеджмент как «организацию производ­ства», разработал принципы управления, получившие название «тейлоризма». Ф. Тейлор впервые ввел в научный оборот поня­тие «человеческий фактор», придавал большое значение матери­альному стимулированию в управлении людьми.


История управленческой мысли развивалась параллельно с такими науками, как математика, конкретные экономические науки, социология, социальная психология, политическая эконо­мия, теория государства, кибернетика, системный анализ и др. Поэтому задачей менеджмента является не только выявить основные направления развития управления, но и показать сте­пень влияния смежных наук на различных этапах формирования и развития науки управления.

Таким образом, история развития менеджмента как науки свидетельствует о том, что накоплен огромный практический материал, разработано большое количество теорий, в которых нашли отражение различные взгляды и точки зрения по пробле­мам управления. Авторы, занимающиеся управленческими во­просами, стремятся отразить в своих работах свое видение от­дельных проблем в целях создания более полного представления о менеджменте как науке. И уже в 30-40-е годы нашего столетия сформировалась огромное количество новых теорий, концепций, направлений исследований, подходов как в самой науке управ­ления, так и в смежных с ней науках.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал