Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Реши сам. 1. Весной Степан ввиду отсутствия моста добирается в школу или пешком в обход водоёма, или на лодке
1. Весной Степан ввиду отсутствия моста добирается в школу или пешком в обход водоёма, или на лодке. Если туда и обратно он добирается на лодке, то на дорогу он затрачивает 20 мин. Если же в одну сторону он добирается на лодке, а в другую – пешком, то на дорогу у него уходит 70 мин. Сколько минут необходимо Степану, чтобы добраться в школу и обратно пешком? 2. По столбу высотой 10 м взбирается улитка. Ночью она поднимается на 5 м, а днём опускается на 4 м. На какие сутки после начала движения улитка достигнет вершины столба? 3. Из 6 кг сахарного тростника выходит в среднем 5 кг сока, из 52 кг сока вырабатывается 4 кг сахара. Сколько сахарного тростника понадобится, чтобы получить: 60 кг сахара; б) 70 кг сахара; в) 600 кг сахара? 4. Для награждения победителей математической олимпиады школа купила 30 книг по 800 руб. и по 1000 руб. – всего на 26 600 руб. Каких книг купили больше – более дорогих или более дешёвых – и на сколько? Ответы на вопросы к задачам Задача 1. 1) 120 мин; 2) нет; 3) 210 мин. Задача 2. 1а) Нет; 1б) да; 1в) да; 2) 16 м; 3) 12 м. Задача 3. 1) 16 кг; 2) нет; 3) три. Задача 4. 1) 20 руб.; 2) да; 3) 50 руб., 95 руб. Ответы к заданиям «Проверь себя» 1.Г. 2.Г. 3.А. 4.Б.
Ответы и указания к заданиям «Реши сам» 1. 120 мин. Найдите, сколько минут затрачивает Степан в одну сторону, передвигаясь на лодке. 2. На 6-е сутки. Вычислите, на сколько метров поднимается улитка за сутки и через сколько суток она окажется на высоте, с которой сможет достичь вершины за следующую ночь. 3. а) 936 кг; б) 1092 кг; в) 9360 кг. Найдите вначале, сколько понадобится сока на выработку 1 кг, а затем на заданное число кг сахара. Далее, учитывая, что все заданные массы сахара делятся на 5, найдите массы необходимого тростника. 4. Более дешёвых, на 4. Воспользуйтесь методом уравнивания, рассмотренным в решении задачи 4. Предположите, например, что все книги стоили по 1000 руб. Анализ данных и планирование действий Математика помогает планировать работу, выбирать наилучший план её выполнения, находить пути получения нужного результата, принимать правильные и справедливые решения.
1) пропылесосить ковры (на это требуется 2) подрезать деревья в саду (на это требуется 3) накормить и уложить спать Серёжу Любую из этих работ может выполнять каждый из родителей. Как распределить эту работу между родителями, чтобы завершить её в кратчайшее время? Анализируем. В задаче требуется так спланировать работу родителей Серёжи, чтобы она была выполнена в кратчайшее время. Если удастся спланировать работу родителей так, что они начнут и закончат работу одновременно, то время её выполнения будет кратчайшим. Понятно, что если кто-то из родителей будет выполнять какую-то работу от начала до конца, то это требование выполняться не будет. Например, если работу 1) будет выполнять один из родителей, а работу 2) – другой, то при выполнении работы 3) один из родителей не будет занят. Поэтому ясно, что некоторые, а может быть и все работы нужно делить между родителями. Таким образом, нужно разделить каждый вид работы на части так, стобы оба родителя были заняты одновременно. Решаем.План действий: - в течение 20 мин один из родителей пылесосит ковры, а другой – подрезает деревья; - в течение следующих 20 мин один из родителей заканчивает пылесосить ковры, а другой – занимается Сергеем; - в течение следующих 20 мин один из родителей заканчивает подрезать деревья, а другой – занимается Сергеем. Всего понадобится 60 мин. Так как каждый родитель был занят всё время, то найденное время является кратчайшим. ■
1. Существует ли другой план действий? 2. Уменьшится ли время на выполнение работ, если садовых ножниц имеется пара?
Анализируем.Здесь совокупность шаров в коробке состоит из двух групп: чёрных и белых. Известны количества шаров каждого цвета. В задании а) требуется найти наименьшее количество шаров, которое нужно извлечь, не заглядывая в ящик, чтобы среди них оказалось 2 шара одного цвета. Так как количество шаров одного цвета, которые должны быть среди извлечённых, совпадает с количеством различных цветов в ящике, то понятно, что недостаточно извлечь два шара. В задании б) требуется, чтобы среди извлечённых обязательно были 2 белых шара. Ясно, что недостаточно извлечь 100 шаров: они все могут оказаться чёрного цвета. Количество извлечённых шаров должно превосходить количество шаров той группы, к которой не принадлежат белые шары. Решаем.а) Извлечение 2 шаров не обязательно приведёт к наличию двух шаров одного цвета: они могут оказаться различных цветов. Но добавление одного шара обязательно приведёт к наличию 2-х шаров одного цвета. Итак, достаточно извлечь 3 шара. б) Ясно, что извлечение 100 шаров недостаточно для получения 2-х белых шаров. Недостаточно и извлечение 101 шара: среди них может оказаться 100 чёрных и только один белый. Надо извлечь 100 + 2 = 102 шара. Среди них обязательно окажется 2 белых. ■ Ответ.а) 3; б) 102.
1. Какое наименьшее количество шаров понадобилось бы вытащить, если бы в ящике было по 1000 шаров каждого цвета? 2. Какое наименьшее количество шаров понадобилось бы вытащить, чтобы среди них наверняка было бы 3 шара одного цвета? 3. Какое наименьшее количество шаров понадобилось бы вытащить, чтобы среди них наверняка было бы 5 шаров белого цвета? Задача 3.У Тараса было 5 конфет, у Юры – 4 такие же конфеты. К ним присоединилась Елена, и они разделили конфеты поровну. Елена дала ребятам 18 орехов и попросила ребят разделить их между собой. Сколько орехов должен получить Тарас и сколько Юра? Анализируем.В условии сказано, что дети конфеты поделили между собой поровну. Это позволяет найти количество конфет, которое получил каждый из детей.
Решаем.Дети разделили между собой 5 + 4 = 9 конфет. Каждому досталось по 9: 3 = 3 конфеты. За полученные 3 конфеты Елена дала ребятам 18 орехов, то есть 18: 3 = 6 орехов за каждую конфету. Тарас передал Елене 5 – 3 = 2 конфеты, за них он должен получить 6× 2 = 12 орехов, а Юра передал Елене 4 – 3 = 1 конфету, за неё он должен получить 6× 1 = 6 орехов. ■
1. На сколько больше орехов должен был бы получить Тарас, если бы Елена передала ребятам 24 ореха? 2. Сколько орехов должен был бы получить Тарас и Юра, если бы у Тараса было 8 конфет, а у Юры 4 конфеты?
Задача 4. Класс выполнил контрольную работу, в которой можно было набрать самое большее 30 баллов. Результаты представлены в таблице. а) Сколько оценок 5 в классе, если эта оценка ставилась не менее чем за 25 баллов? б) Сколько оценок 4 в классе, если эта оценка ставились не менее чем за 20 баллов?
г) Укажите самый худший результат в классе. Анализируем. В таблице приведены результаты (в баллах) выполнения контрольной работы в классе. Для упрощения решения можно эти результаты упорядочить (расположить по убыванию баллов). Решаем. Расположим результаты выполнения контрольной работы по убыванию баллов: 30, 28, 26, 26, 25, 24, 23, 22, 22, 22, 21, 21, 20, 18, 18, 17, 16, 15, 12, 10. а) В таблице имеется 5 чисел, не меньших 25, поэтому 5 человек в классе получили оценки 5. б) В таблице имеется 8 чисел от 20 до 24, поэтому 8 человек получили оценки 4. в) Так как два ученика получили оценки 2, то это соответствует двум самым низким результатам: 10 и 12 баллам. Поэтому оценка 3 соответствует минимальной сумме баллов – 13. г) Самый худший результат в классе – 10 баллов. ■
1. Сколько учащихся писали контрольную работу? 2. Какой самый высокий балл в классе? 3. Каким баллам соответствует оценка 3? 4. Сколько человек в классе получили оценки 3?
|