Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие цены и факторы ценообразования. Функции и виды цен.Стр 1 из 4Следующая ⇒
Тема 12 Цены и ценообразование 1. Понятие цены и факторы ценообразования. Функции и виды цен. 2. Косвенные налоги как составные элементы цены 3. Методы формирования цен. 4. Мировые цены: понятие, виды, особенности формирования.
Понятие цены и факторы ценообразования. Функции и виды цен.
В рыночной экономике цена является наиболее распространенной категорией. С помощью цены выражаются различные показатели – объемы производства, потребления и обращения, стоимость основных, оборотных фондов и прочих ресурсы, результаты и эффективность использования всех видов ресурсов. Цена – это денежное выражение стоимости, выражающее меновые отношения товаров друг с другом. В основе меновых отношений лежат общественно необходимые затраты труда на производство товаров, измеряемые затратами рабочего времени. Это трудовая теория стоимости – У.Петти, А.Смит, Д.Рикардо, К.Маркс. Кроме трудовой теории существуют и другие теории ценообразования: в частности, теория предельной полезности (австрийская школа). В основе цены лежит предельная полезность товара – полезность последнего экземпляра данного блага, удовлетворяющего наименее значимую потребность в этом благе. Эти две теории попытался объединить А.Маршалл – теория неоклассического синтеза. Формирование цен происходит как под вл иянием затрат труда, так и под влиянием предельной полезности. Согласно современной неоклассической теория формирование и движение цен происходит под влиянием множества факторов, среди которых следует выделить следующие. Основные факторы ценообразования: издержки производства; соотношение спроса и предложения; состояние денежной системы; степень государственного регулирования цен; качество товара; объём поставок; условия платежа и др. Значение цен в рыночной экономике определяется их основными функциями. Функции цен: 1. измерительно-информационная (учётная). С помощью цен в денежной форме выражаются разнообразные ресурсы и результаты их использования. Это позволяет соизмерить ценность различных товаров и определить эффективность их использования; 2. распределительная. Через механизм цен осуществляется распределение стоимости продукта между предприятием (в виде возвращения себестоимости) и бюджетом (в виде НДС, акцизного сбора, других обязательных платежей); 3. стимулирующая. Цены стимулируют рост объёмов производства, повышение качества продукции, внедрение достижений НТП. Как следствие, это приводит к увеличению суммы, вырученной от продаж, и прибыли. 4. социальная. Цены влияют на структуру и объемы потребления благ и услуг, потребительские расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. 5. внешнеэкономическая функция. Цена выступает в роли инструмента внешних торговых соглашений, внешних платежей, взаимных расчетов между странами.
|