![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В зависимости от сферы обращения.
Обычный товар массового спроса проходит три стадии товародвижения: предприятие – оптовая торговля; оптовая торговля – розничная торговля; розничная торговля – потребители. Соответственно этим стадиям товародвижения выделяют три основных вида цен: оптовые цены предприятия, оптовые цены торговли (промышленности), розничные цены. 1. Оптовые цены предприятия. По этим ценам продукция отпускается сбытовым организациям, а также собственному капитальному строительству. Оптовые цены предприятия определяются на основе полной себестоимости единицы продукции (С) и планируемой прибыли (П):
где С – полная себестоимость единицы продукции; П – планируемая прибыль на единицу продукции. Оптовые цены предприятия служат основой для определения объемов производства, а также финансовых показателей деятельности предприятия. 2. Оптовые цены торговли (промышленности). Оптовые цены торговли определяются на основе оптовых цен предприятия и дополнительно включают затраты и прибыль сбытовых (посреднических организаций), а также все виды косвенных налогов:
где Цопт.пр – оптовая цена предприятия; Sопт – оптовая надбавка; НДС – налог на добавленную стоимость; А – акцизный сбор По оптовым (отпускная) цена торговли продукция отпускается за пределы предприятия-изготовителя другим предприятиям либо сбытовым (посредническим) организациям. 3. Розничные цены. Они обслуживают оборот продукции между предприятием (или посреднической организацией) и населением, который осуществляется через розничную торговлю. Розничные цены отличаются от оптовых цен на сумму торговой надбавки. Торговая надбавка представляет собой затраты торговых организаций по реализации продукции и их прибыль. По розничным ценам продукция поступает на потребительский рынок для продажи индивидуальным покупателям при относительно небольшом объеме каждой продажи.
где Sторг. – торговая надбавка. 2. В зависимости от сферы хозяйственной деятельности: – промышленные – цены, по которым реализуется продукция промышленных предприятий; – закупочные – цены, по которым сельскохозяйственные производители реализуют свою продукцию государству или промышленным предприятиям для дальнейшей переработки производства; – сметная стоимость – цены, по которым оплачивается продукция строительства (здания, сооружения); – тарифы – цены на услуги населению (транспортные, коммунальные и др.) 3. В зависимости от государственного регулирования: 1. свободные. Свободные цены устанавливает предприятие самостоятельно под воздействием закона спроса и предложения. Там, где рынок не может обеспечить саморегулирование, используются регулируемые цены. 2. регулируемые. Государственное регулирование цен может быть реализовано как (прямыми) административными, так и (косвенными) экономическими методами. В условиях рыночных отношений в системе ценообразования широко используются договорные цены. Договорные цены – это цены, величина которых определена документальным соглашением между продавцом и покупателем, предваряющим акт купли-продажи. Договорные цены на продукцию производственно-технического назначения устанавливаются на начальных стадиях её создания, что стимулирует снижение затрат и, следовательно, увеличение прибыли. Трансфертные цены – цены на продукцию, законченную обработкой на отдельных стадиях технологического процесса. То есть, это цены, которые используются для взаиморасчетов внутри предприятия. Состав цены определяется значением элементов цены, а структура цены – удельным весом отдельных элементов в составе цены, выраженных в процентах или долях единицы.
|