Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура себестоимости и методика калькулирования затрат на оказание платных услуг ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
В производстве платных продуктов и услуг учреждения культуры использует разнородные ресурсы и различные технологии потребления, то есть несет определенные издержки. Затраты (или издержки производства) представляют собой себестоимость всех используемых в процессе оказания услуги материалов и ресурсов. Понятие затрат тесно связано с экономической категорией для определения величины затрат. «Себестоимость - денежное выражение текущих затрат на производство и реализацию продукции, часть стоимости». Состав затрат, включаемых в себестоимость и учитываемых при определении налогооблагаемой прибыли (дохода). В алгоритме расчета рыночной цены платной услуги, независимо от выбранного учреждением культуры метода ЦО, главным этапом является оценка затрат (издержек производства). В практике платной деятельности учреждений культуры используются разные способы группировки произведенных затрат, оценка наиболее часто при формировании прейскурантов услуг, калькулировании, ведении сметной и отчетной финансовой документации применяются группировки затрат по: - экономическим элементам; - отношению к технологическому процессу; - способу отнесения на себестоимость. Затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг), группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды (с 2001г. - единый социальный налог), прочие затраты. Наряду с уже рассмотренной группировкой затрат по экономическим элементам существует их группировка по отношению к техническому процессу, согласно которой они делятся на основные и накладные затраты. Основные затраты непосредственно связаны с оказанием услуг. Накладные, как правило, включают расходы по обслуживанию процесса производства: 1. общехозяйственные - затраты на содержание помещения и оборудования, почтовые, канцелярские и др.; 2. административно-управленческие - на планирование, учет и контроль, организацию труда; 3. общепроизводственные и коммерческие. Кроме того, по способу отнесения издержек на себестоимость услуги различаются затраты прямые и косвенные. Именно такая группировка использована в характеристике затратного метода определения цены. Прямые затраты возникают непосредственно в процессе оказания платных услуг и относятся сразу (прямо) на соответствующие услуги в полном объеме (сумме), в то время как косвенные (распределенные) затраты распределяются между объектами калькуляции пропорционально какому-либо признаку. Знание структуры себестоимости услуг, классифицируемых по различным основаниям, создает необходимые условия для правильного оформления разнообразных документов, грамотного составления финансово-экономического обоснования требуемых денежных ресурсов, калькуляций и смет. Калькуляция - это способ (метод) определения затрат в стоимостной (денежной) форме на производство единицы изделий на отдельные виды производства. Калькуляция дает возможность определить фактическую или плановую себестоимость объекта или изделия и является основой для их оценки. Калькуляция широко используется в процессах бухгалтерского учета и при формировании прейскуранта продукции или услуг. В калькуляционный лист включают назначение услуги, указание на единицу измерения, а так же наименования статей калькуляции и сумм. Для обоснования прямых (основных) затрат на единицу продукции, работы, услуги КПУ ведется технологическая карта, в которой указываются не только все операции по производству платных услуг, но и требуемый для них уровень квалификации (разряд и квалификационно-должностные характеристики), оснащение рабочего места - оборудование и материалы, используемые для их оказания. Несмотря на наличие общих подходов к формированию содержания квалификационного листа, имеются определенные различия в формировании его правового статуса. В определенной части КПУ, получивших юридическую и хозяйственную самостоятельность, калькуляции утверждают директор и главный бухгалтер. Однако, значительная часть учреждений культуры все еще согласовывает и утверждает калькуляции в вышестоящих организациях, региональных и муниципальных органах управления, которые, как правило, являются активными участниками в процессе ЦО. В упрощенном варианте формулу расчета цены услуги или продукции осуществляемых УК, можно представить следующим образом: С(ПЛ) = З(Д) : Н(В) + С(Т) Ц(ЕД) = С(ПЛ) + К или Ц(ЕД) = С(ПЛ) х К: 100% Ц(СУМ) = Ц(ЕД) х И(Н), где С(ПЛ) - плановая себестоимость единицы выработки, З(Д) - средняя дневная заработная плата исполнителя, Н(В) - средняя дневная норма выработки (на одного сотрудника), С(Т) - средние материальные затраты на техническое оформление (обслуживание) единицы выработки, Ц(ЕД) - устанавливаемая (планируемая) цена за единицу выработки) К - повышающий коэффициент (%) прибыли, коэффициент рентабельности, Ц(СУМ) - сметная (суммарная) цена планового продукта или услуги, И(Н) - итоговое исполнение услуги или продукта (объем работ). Популярной остается методика расчета цен по формуле «издержки+ прибыль». Однако, эта простая формула не может гарантировать прибыль, потому что оценка прибыли и убытков зависит от оценки объема реализации продукта или услуги; а это объем, в свою очередь, помимо всех прочих факторов, - от того, на сколько верно установлены цена. Осуществлять научно обоснованную ценовую политику помогает комплекс методов, объединенных термином «ценовой маркетинг». Процесс разработки стратегии ценообразования услуг, в том числе и в сфере культуры, включает в себя следующие этапы: I. Цель ценового предложения (выживание, максимизация текущей прибыли, текущих расходов); II. Оценка реализации услуги при каждом возможном уровне цен (чем больше спрос, тем выше цена); III. Уровень издержек при различных объемах оказания услуг (цена билет на зрелищное мероприятие зависит от величины зрительного зала; стоимость групповых занятий в кружке изучения иностранных языков ниже, чем индивидуальные занятия); IV. Наличие конкуренции в оказание определенной услуги; V. Выбор метода ЦО. Анализ процесса ЦО позволяет выявить три наиболее опасные ошибки, становящиеся причиной потери интереса потребителя к определенной услуге: 1. Снижение качества услуги в погоне за увеличением прибыли и сокращением затрат на ее осуществление; 2. Повышение цен без достаточных на то причин (когда причина повышения цены на услугу не имеет ничего общего с потребностью в ней); 3. Частное и значительное изменение скидок на услугу (потребители перестают доверять ценовой политике производителя услуги). Проблема ЦО на услуги культуры возникла в связи внедрением нового хозяйственного механизма, благодаря которому УК получили некоторое послабление в хозяйственной деятельности в связи с тем, что приобрели право устанавливать цены на договорные услуги, характерные для экономики рыночного типа. Характеризуя общие подходя к ценовой политике в оказании платных услуг в сфере культуры, можно констатировать, что УК необходимо устанавливать цены с учетом адекватности их восприятия со стороны как потребителя, так и конкурирующих структур. Это позволит обоснованно определять и систематически корректировать величину коэффициента ценовой прибыли, координировать политику цен по номенклатуре оказываемых услуг. Заключение Как бы то ни было, но цена играет не последнюю роль в жизни общества. Мною было выяснено, что в зависимости от объема реализуемого товара могут устанавливаться различные виды цен, существуют различные функции. Цели ЦО, основанные на существующем положении, для отечественных очагов культуры более реальны и потому более приемлемы. Для завоевание лидерства по показателям доли рынка, в принципе, вполне возможно и в СКС. Необходим целый комплекс маркетинга: ассортимент товаров, средства их доставления на рынок, интенсивная реклама и др. рассмотрели методы, стратегии ЦО. Вопрос ЦО в отраслях культуры является чрезвычайно сложным в силу влияния социально-экономических факторов. Цены на услуги отраслей культуры призваны способствовать повышению духовного уровня населения посредством регулирования отношений между потребителями услуг и обществом. Не случайно поэтому, существует необходимость осуществить комплексную систему мер по совершенствованию ЦО и усилить дифференциацию цен на услуги в зависимости от их качества и социальной значимости, ориентируясь при этом на доступность массовых видов платных услуг для всех слоев населения. Проблема ЦО на услуги культуры возникла в связи внедрением нового хозяйственного механизма, благодаря которому УК получили некоторое послабление в хозяйственной деятельности в связи с тем, что приобрели право устанавливать цены на договорные услуги, характерные для экономики рыночного типа. Характеризуя общие подходя к ценовой политике в оказании платных услуг в сфере культуры, можно констатировать, что УК необходимо устанавливать цены с учетом адекватности их восприятия со стороны как потребителя, так и конкурирующих структур. Это позволит обоснованно определять и систематически корректировать величину коэффициента ценовой прибыли, координировать политику цен по номенклатуре оказываемых услуг. Поставленная цель данного исследования заключалась в комплексном изучении и выявлении основных тенденций ценообразования в СКС. В связи с поставленной целью необходимо были решены следующие задачи: 1. Изучены теоретические источники по теме исследования. 2. Выявлены основные особенности, специфику ценообразования в сфере социально-культурной сфере. Согласно проведенному исследованию, можно отметить, что ЦО в СКС эффективно при следующих условиях: - правильный выбор метода, стратеги ЦО; - верный выбор аудитории; - профессиональной подготовке продукта.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Галуцкий Г.М. Управляемость культуры и управление культурными процессами/ М., 2011 2. Галуцкий Г.М. Экономика культуры: учебное пособие/ РУМК Мин-ва культуры РСФСР. - М., 2011 3. Герасименко В.В. Ценообразование. - М.: ИНФРА - М, 2008 4. Дихтель Е. Практический маркетинг: учебное пособие/ Е. Дихтель, Х.Хершген, пер. с нем. А.М. Макарова; под ред. И.С. Минко. - М.: Высшая школа, 2015 5. Ефимова О.П. Экономика общественного питания. - Минск: Новое знание, 2009 6. Иванов Г.П. Экономика культуры: учебное пособие для вузов/ Г.П. Иванов, М.А. Шустров. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2011 7. Иванов Н.Н./ Менеджмент в сфере услуг. Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. 8. Культура: управление, экономика, право. - №1, 2014 9. Лиспиц И.В. Коммерческое ценообразование: Учебник. - М.: Издательство БЭК, 2007. 10. Назаров О. Цены сам платил не малые… // Ресторанные ведомости. - 2003. - № 60. 11. Новаторов Е.В. Маркетинг в социально-культурной сфере - Омск: Омич, 2010 12. Основы экономики: учебник для студентов средних специальных заведений.- М.: Юристь, 2009 13. Потапова И.И. Калькуляция и учет в общественном питании. - М.: Издательский центр «Академия», - 2014 14. Ракова А.В.Стандартизация и сертификация в сфере услуг, М.: 2012г. 15. Розова Н.К. Маркетинг. - СПб.: «Вектор», 2015 16. Самсонов Н.Ф. Финансовый менеджмент: учебник для вузов/ Н.Ф. Самосонов, П.Н. Барашникова, А.А. Володин, М.В. Карп, А.М. Ковалева, В.М. Коновалов, Н.И. Строкова, Е.М. Шабалин; - по ред. Н.Ф. Самсонова - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2011 17. Слепнева Т.А., Яркин Е.В. Цены и ценообразование. - М.: Инфра-М, 2011 18. Сфера услуг: новая концепция развития/ В. М. Рутгайзер, Т. И. Корягина, Т. И. Арбузова и др. - М.: Экономика, 2010. 19. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры/ СПб.: Издательство «Лань», 2011 20. Уткин Э.А Маркетинг/ под ред. Э.А. Уткина.- М.: ЭКМОС, 2009 21. Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. - М.: ЭКМОС, 2009 22. Ценообразование и рынок (перевод с англ.). Общая редакция д. э. н. Е. И. Пунина к. э. н. С. Б. Рычкова. - М.: Прогресс, 2012. 23. Эванс Д. Маркетинг/ Д. Эванс, Б. Берман.- М.: Экономика, 2013
|