Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Цели и методы государственного регулирования ценСтр 1 из 14Следующая ⇒
В условиях рыночной экономики необходимость государственного регулирования цен преследует следующие цели: согласование интересов субъектов рыночной экономики: товаропроизводителя, покупателя и государства; обеспечение экономической безопасности страны; защита отечественного товаропроизводителя; защита наименее обеспеченных слоев населения от необоснованного роста цен на товары первой необходимости; создание условий для нормальной конкуренции; государственное влияние на деятельность предприятий монополистов; ограничение инфляционного роста цен в результате возникновения товарного дефицита, резкого роста цен на факторы производства; поддержание ценовых пропорций. Меры воздействия на производителей со стороны государства могут быть как прямыми, так и косвенными. Под прямыми мерами обычно понимают установление определенных правил ценообразования, а под косвенными – воздействие на цены посредством использования экономических рычагов. Прямые методы можно разделить на две основные группы: во-первых, регулируемые или фиксированные цены, во-вторых, законодательные ограничения, нарушение которых карается штрафом или лишением свободы (запрет на фиксацию цены любым участником канала товародвижения, ценовую дискриминацию, демпинг, недобросовестную ценовую рекламу). К косвенным мерам можно отнести налогообложение, государственные закупки, финансовая, инвестиционная, кредитная и денежная политика и т. д. Косвенное воздействие на цены оказывают все государственные регулирующие акции. Воздействие на факторы, определяющие предложение включает: государственные закупки товаров; деблокирование запасов; поощрение сбыта излишков продуктов на внешнем рынке; расширение импорта; кредитную политику; налоговую политику; политику в области рабочей силы. Воздействие на спрос: пропагандистские компании; политика оплаты труда и налогообложение; пенсионная политика. Под прямыми мерами обычно понимают установление определенных правил ценообразования. Прямые методы можно разделить на две основные группы: во-первых, регулируемые или фиксированные цены, во-вторых, законодательные ограничения, нарушение которых карается штрафом или лишением свободы (запрет на фиксацию цены любым участником канала товародвижения, ценовую дискриминацию, демпинг, недобросовестную ценовую рекламу). Например, в США законодательно запрещены ценовые соглашения между производителями, оптовой и розничной торговлей, контроль производителями и оптовиками розничных цен своих товаров. В Австрии министр экономики устанавливает либо верхний предел цен на социально значимые товары, либо диапазон цен. Контроль осуществляют местные органы управления и социальные партнеры (профсоюзы и т. п.). Во Франции соглашения между финансовой администрацией и конфедерациями предприятий определяют предельные уровни или индексы цен на некоторые товары. Степень государственного регулирования цен изменяется в зависимости от состояния экономики: усиливается в кризисных ситуациях и ослабевает по мере преодоления кризиса. Первичной формой государственного воздействия на цены является наблюдение за ценами, оно служит основой, на которой базируются все мероприятия государства по прямому или косвенному регулированию цен. Наблюдение занимаются статистические органы, научно-исследовательские центры. Главная цель наблюдений за ценами со стороны государственных органов и социальных партнеров – измерение стоимости жизни для определения индекса ежегодного номинального повышения заработной платы, пенсий, пособий, а также выяснение влияния роста цен на издержки производства и национальную конкурентоспособность. Степень государственного регулирования цен изменяется в зависимости от состояния экономики: усиливается в кризисных ситуациях и ослабевает по мере преодоления кризиса.
|