Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Затратные методы ценообразования
Сущность затратного ценообразования Методы затратного ценообразования предполагают определение цены товара исходя из издержек и прибыли (как правило, средних издержек и средней прибыли). Например, затраты на производство одного метра ткани равны 108 руб., средняя доля прибыли в цене равна 10%, тогда оптовая отпускная цена товара будет равна 120 руб. (108 • 100 / 90) или, иначе, процент прибыли к затратам принимается равным 11, 11%, тогда оптовая отпускная цена одного метра ткани будет равна 120 руб. (108 + (108 • 11, 11% / 100%) = 108 + 12). Оптовые и розничные торговцы при определении продажных цен на свои товары исходят из цен на приобретенные ими товары, которые для них выступают в виде затрат. Для возмещения собственных расходов, уплаты налогов и получения прибыли торговцы устанавливают наценки (снабженческо-сбытовые, оптовые, торговые), которые рассчитываются в процентах или к затратам, или к продажной цене и являются источниками покрытия издержек обращения и формирования прибыли. Методы затратного ценообразования довольно распространены при ценообразовании на продукцию, цены которой регулируются государством. Условия применения данного метода ценообразования: Эластичность спроса по цене низкая, т. е. цена не является основным фактором, определяющим решение покупателя приобрести именно данный товар. Товар: а) не имеет аналогов, уникальный, б) новый, опытный образец, в) редкий, производимый на заказ, г) престижный, д) дефицитный. Фирма работает в отрасли с традициями затратного ценообразования или конкуренцией в области затрат. Издержки стабильны или незначительно изменяются во времени. Достоинства методов затратного ценообразования: Простота сбора информации и расчетов. Информация об издержках производства более определена и известна производителю, чем о спросе. Нет необходимости корректировать цену при нестабильном спросе. Надежность метода, т. к. информация о затратах подтверждается документами бухгалтерии. Возможность минимизировать ценовую конкуренцию, если к этому методу определения цен обращаются все фирмы отрасли, то их цены будут схожими. Справедливость по отношению и к покупателям, и к продавцам. При высоком спросе продавцы не наживаются за счет покупателей и вместе с тем имеют возможность получить справедливую норму прибыли на вложенный капитал. Недостатки методов обоснования цен на базе издержек производства: Цена может не совпасть с ценой, которую покупатели готовы заплатить за данный товар, так как при обосновании цены не принимаются во внимание внешние по отношению к продавцу факторы, в первую очередь, конкуренция, потребительские свойства товара и его заменителей, спрос на товар. Производители игнорируют то, что цена может не находится в прямой зависимости от издержек производства. Метод обоснования цен на базе издержек производства больше годится для определения нижнего предела цены (которая должна ответить на вопрос: можно или нельзя выходить с данным товаром на рынок), чем для определения продажной цены. Метод не заинтересовывает в снижении затрат. Особенно при обосновании регулируемых государством цен. Величину удельных затрат сложно и даже невозможно определить до установления цены, т. к. цена определяет объем спроса и продаж. Установление цен на базе издержек, по мнению многих экономистов, является устаревшей и неэффективной стратегией ценообразования, хотя и часто практикуемой. Затратное ценообразование рассматривает цену производителя как совокупность трех элементов: переменных затрат на производство единицы товара, средних накладных затрат, удельной прибыли. Главные функции специалиста по ценообразованию в условиях затратного подхода, участие в создании совершенной системы учета затрат и обоснование величины прибыли в составе цены товара. Методы затратного ценообразования: калькулирование по полным затратам; калькулирование по сокращенным затратам; метод дохода на капитал; метод надбавок и скидок; метод целевой прибыли; расходы плюс гонорар.
|